Психоанализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, реферат

Описание

Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.

Работа состоит из  1 файл

Психоанализ.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.

 
 

 

     Психоанализ.  Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо  психоаналитического течения, которое  с каждым днем завоевывает  себе все новых и новых сторонников.  Психоанализ как определенное  направление науки имеет все  основания получить должное распространение.

    Для  того чтобы правильно судить  о самом учении, необходимо хотя  бы вкратце, познакомиться с  работами З.Фрейда, с тем путем,  идя по которому он пришел  к своим заключениям.

     Психоанализ  является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.

   Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».

   К таким  явлениям относится все разнообразие  навязчивых слов, мотивов стремлений, которые, привязавшись к нам,  никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем  с томительным чувством, когда  они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

    Исходя  из наблюдений над так называемыми  гипноидным состоянием, во время которого пациенты, свободно представленные себе, произносили слова и делали жесты, совершенно не связывавшиеся с их бодрственным сознанием, Фрейд предложил метод «свободных» ассоциаций, - метод, сводящийся вкратце к тому, что ему, помимо его воли, приходит, лезет в голову.

   К таким  мыслям, образам, обрывкам мыслей  у нас, как правило, существует  определенное отношение, не позволяющее  нам при обыкновенных условиях  на них сосредоточиться. Только  разве тогда, если в голову  приходит «счастливая» мысль, мы приемлем ее как желанную и с удовольствием констатируем, что она НАША, НАМ пришла в голову.

   Всякий  из нас из личного опыта  знает о тех состояниях рассеянности, во время которых нам в сознание  врываются самые пустяковые, иногда  дикие мысли, которые мы нередко отказываемся признавать своими. Тем не менее, конечно, не может быть сомнений, что они также принадлежат нам, как и те, которые мы признаем своими.

   Это - действующее в нас, иной раз  совершенно помимо, а нередко  и против нашей воли, тенденции, ярко проявляющиеся в тех свойственных всем здоровым людям процессах, которые носят название действий, совершенных по ошибке.

   Для того, чтобы правильно судить о психоанализе, нужно познакомиться с областью  символического мышления.

   Всякое  психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только узнав смысл его, можно надеяться овладеть и явлением. Смысл и значение таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения. То что кажется убедительным и полным значения в нашем бессознательном, то может, и чаще всего и оказывается, совершенно неприемлемым для сознания, для НАШЕГО сознания, как нарушающее моральное, социальное, другие высшие наши стремления.

   

1.    ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ О ПСИХОАНАЛИЗЕ

1.1.          Что такое психоанализ?

В самом общем  смысле – это есть стремление выявить  скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок  личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и  деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих  наших чувств и мыслей.

В сфере бессознательного переплетаются психическое и  соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются  «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны бессознательными мотивами.

                   

   1.2.   Задачи психоанализа 

Первая и универсальная  задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

   Выделение  психоанализа в специальный и  целенаправленный дискурс, в виде  терапевтического общения врача  и пациента произошло в ХХ  веке – вероятно потому, что  глубокие и непривычные перемены  во взаимоотношениях людей привели  к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

     Психоанализ  как направление в медицине  и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.

   Уникальность, необычность психоанализа связана  с тем, что он возник на  границе между практической медициной,  наукой и бытовым дискурсом.  Этим, во многом объясняется и  его научная революционность,  необычный интерес к нему широкой  общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.  

1.3. Проблемно-теоретические  слои в психоанализе. 

   Необходимо  различать три проблемно-теоретических  слоя в психоанализе. Первый связан  с медициной, практическим лечением  неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового  тренинга и др. Цель практического  психоанализа – это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.  

   Второй  слой идей психоанализа совпадает  с общей теорией личности. Она  складывается у психоаналитиков  на основе их практического  опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

   

   1.4. История  психоанализа 

   Судьба  психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуманным своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхранилища.

   Уже в  начале ХХ века психоанализ  приобрел всемирную известность.  Ряд работ Фрейда  и его учеников  был издан в 20-30 годы на русском  языке в основанной проф. Д.А.  Ермаковым «психоаналитической  библиотечке».

   В течение  нескольких десятилетий ( с середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.

    Знакомство  с психоанализом ни для кого  не проходит даром, Каждый человек, вникнув в его суть, становиться более искушенным, более самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам, идеологическим штампам. Психоанализ воспитывает в людях терпимость, самоконтроль, ответственность, уважение к своей и чужой свободе. А это как раз те качества, в которых мы сегодня больше всего нуждаемся.  

2. ЗИГМУНД  ФРЕЙД

ОТКРЫТИЕ  ПСИХОАНАЛИЗА

2. 1.      Жизненный путь и творчество  Зигмунда Фрейда

 

                                            «Голос разума – негромкий,

                                              но не умолкает до тех пор,

                                              пока его не услышат».

                                                                З.Фрейд

                                            

     З.Фрейд  родился 6 мая 1856 года в австрийском  городе Фрейберге. Семья Фрейдов  долго скиталась по городам  Европы в поисках убежища от  еврейских погромов и, в конце  концов, осела в венском гетто.  Зигмунду тогда было 4 года. В Вене  он прожил почти всю жизнь.

     В  семье постоянно звучали  немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда  в детстве чувство языка способствовало  формированию у него тонкой  душевной интуиции и способности  к человеческим контактам. Уже  в 7-и летнем возрасте Зигмунд  прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.

Уже в студенческие годы Фрейд проявил свой исследовательский  талант. Увлеченно занимался  в  физиологической лаборатории под  руководством Г.Брюкке – ученика  Гельмгольца.

     Уже  к 29 годам Фрейд становился  доктором медицины. А затем приват-доцентом Венского Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-тилетний стаж исследовательской работы, он внезапно делает крутой поворот, оставляя научные знания и вступает, в новую для него область медицинской психиатрии. Полную таинственных явлений. Он намеревается заняться лечением истерических неврозов – довольно распространенной, «модной»  в то время болезни венской интеллигенции. 

  2.2. З.Фрейд  и Ж.Шарко 

     На  этот шаг его толкнуло знакомство  с великим Жаном Шарко –  французским  психиатром, лечившим истерию с помощью гипноза. Фрейд отправился, а его клинику Саль-Пертиер под Парижем с целью стажировки. Как начинающий психиатр. Глядя на его работу, Фрейд почувствовал, что психиатрическая  клиника может стать местом новой, театрализованной медицины, основанной на словесном воздействии врача на больного.

     Фрейд  к моменту знакомства с Шарко  был сложившимся ученым. Он свято  верил в законы физики и  термодинамики, в то, что психические  явления детерминированы физиологическими процессами в мозгу и теле человека.

Он был весьма удивлен тем, что источником болезни  и способом ее устранения могли быть чисто словесные воздействия. Шарко  внушал пациенту, что его рука боли не чувствует. Отсюда было недалеко от вывода, что бытовые психические травмы, эмоциональные и словесные воздействия, мысли определенного рода, могут быть причиной соматических расстройств, истерического паралича, потери чувствительности (осязания, зрения), навязчивых действий и конвульсий.

   Фрейд  возвращается в Вену, пытается лечить больных методом Шарко. Но вскоре убеждается, что многие больные не поддаются гипнозу. Сам он не обладал хорошими гипнотическими способностями, Гипноз давал лишь временное облегчение. Фрейд разочаровался в гипнотическом методе. Уже в процессе практики, опираясь на свой опыт и опыт коллег, он разрабатывает новый метод лечения истерии, названный «методом свободных ассоциаций». Словоизлияние давало врачу материал для анализа психо-эмоциональных установок больного.

Информация о работе Психоанализ