Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, реферат
Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.
Начиная
с 1886 года Фрейд упорно работает
над совершенствованием своего метода,
публикует ряд книг и статей, которые раскрывают
природу, конкретных причин и эволюцию
истерических неврозов, содержат попытки
их классификации. Разработка теории психоанализа,
как метода исследования душевных процессов,
выдвигается на первый план.
2.3. Бессознательное
Главным
объектом исследования
Постепенно
у Фрейда складывается новое
представление о человеке, отличное
от того, которое сформировалось
в эпоху Просвещения и стало
в центр личности
Психоанализ
исходит оттого, что культурная
оболочка личности, независимо от
того, находится ли она в нормальном
или невротическом состоянии,
одновременно скрывает и
2.4. Три
периода творческой
Задумываясь
над мотивами человеческих
Второй период творчества Фрейда (1914-1926) отмечен шоком от последствий мировой войны, которая развеяла миф о прогрессе, гуманизме и разумности европейской цивилизации. В массовых движениях и тоталитарных политических тенденциях явно стали проступать агрессивные, иррациональные черты европейского человека. В этот период Фрейд вводит в свою систему, наряду с сексуальностью «влечение к смерти» и обращаясь к истолкованию с психоаналитической точки зрения феноменов толпы, примитивной культуры, войн, массовых неврозов.
Третий
и последний период – с 1927
по 1939 год отличается сложностью
и противоречивостью исторических событий.
Фрейд – уже старик. Прогрессирует его
болезнь. После аншлюса Австрии Гитлером
он становится узником еврейского гетто.
Книги Фрейда публично сжигают на площади
(1933 год). Его сестра погибают в газовых
камерах. В этот период судьбы культуры,
религии, цивилизации привлекают Фрейда.
Его мировоззрение окрашивается в скептические
и пессимистические тона. Он не стремится
вырваться из венского гетто, где провел
всю жизнь. Только поддавшись уговорам
друзей, имея в виду возможность лечения,
он с семьей переезжает в Лондон. С большим
трудом, при посредничестве резидента
США Франклина Рузвельта, заплатив немецким
властям сто тысяч долларов, французская
принцесса Мария Бонапарт – ученица Фрейда
– в 1938 году вызволяет его из плена. Но
английский период жизни длится не долго.
29 сентября 1939 года Фрейд умирает, перенеся
32 операции, в возрасте 83 лет.
3.ЭТИКА И ПСИХОАНАЛИЗ.
Наиболее значимый вклад заключается в том, что психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.
В начале
исследований Фрейда
Несмотря на свою молодость, психоаналитическая характерология совершенно необходима для развития этической теории. Понятия добродетели и порока, с которыми имеет дело традиционная этика, поневоле должны оставаться неясными и путанными, ибо зачастую одним и тем же словом обозначают совершенно разные, а порой противоположные поступки. Преодолеть эту неадекватность можно, только если они будут рассматриваться в связи (и на фоне) с типом характера человека, о котором утверждается, что он либо добродетельный, либо порочный. Добродетель, рассматриваемая независимо от типа характера, может на деле оказаться лишенной истинного ценностного содержания (как, например, смещение, возникающее под давлением страха или в качестве реакции на подавление высокомерия). Так же и порок может быть оценен совсем иначе, если рассматривать его в рамках характера субъекта (к примеру, высокомерие, надменность могут быть проявлением чувства несостоятельности и неуверенности). Эти соображения имеют непосредственное отношение к этике. Предметом этики является именно характер, и только с точки зрения типа характера как целого можно высказать общезначимые этические суждения по поводу отдельных черт и поступков. Добродетельный или порочный характер, а не отдельные добродетели или пороки – вот истинный предмет науки этики.
Не менее
важно для этики понятие
Хотя
психоанализ располагает
Фрейд
не касался специально
4.ПСИХОАНАЛИЗ
КАК МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ И
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
ПРОЦЕССОВ.
Каждый крупный социальный мыслитель мыслит в своей особой тональности, глубоко разрабатывая лишь одну точку зрения. Точка зрения Фрейда представляет общество как невидимую, бессознательную реальность, дающую о себе знать через «Симптомы» - индивидуальные и коллективные. В этой живой реальности ежедневно и ежечасно сталкиваются и сочетаются психические силы инстинктов, влечений, структурных элементов личности, различных проективных образований.
Общий
объяснительный принцип
Фрейд,
принимая близко к сердцу
5.ЛЕЧЕНИЕ ИСТЕРИИ
– КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ
В
середине века истерию
Трудность
лечения истерии состоит в
том, что врачу первоначально
не известны не причина
5.1. Метод
свободных ассоциаций.
Неправильно было бы думать, что психоаналитик, побуждая пациента к свободному ассоциированию, рассчитывает обязательно отыскать в его памяти сильное болезненное переживание. Психоаналитик исходит как раз из того, что переживание не состоялось из-за сопротивления, оказанного ему моральной цензурой, в результате чего и возник симптом. Импульс, который должен был вызвать переживание едва лишь вступив на порог сознания, сразу был отвергнут, вытеснен. В бессознательном он подключился к легализованным механизмам разрядки и стал, таким образом, нарушителем порядка. Задача психоаналитика – заставить пациента осознать и отреагировать вытесненный импульс «задним числом».
Важный
вклад метода свободных
Метод
свободных ассоциаций был развитием
и углублением «катартического» метода
Брейера (катарсис – очищение). Гипноз
заменялся при этом эмоционально-насыщенным
общением, нравственным воздействием
врача на больного. Катарсис достигался
как за счет высвобождения импульсов,
так и за счет активизации высших духовно-нравственных
инстанций психики, перевода вытесненного
в план общечеловеческих ценностей.
5.2. Катарсис.