Психодиагностика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 21:04, реферат

Описание

Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода - диагностического.
Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.

Работа состоит из  1 файл

Психодиагностика как наука.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

     2) экспериментальная содержательная  оценка предварительного перевода  с привлечением лингвистов и  профессиональных психологов, владеющих языком оригинала;

     3) проверка эквивалентности экспериментального  перевода шкалы и оригинала;

     4) установление новой шкалы и  сбор соответствующих норм на  отечественной выборке.

     Социально-психологический  взгляд на проблему личности имеет  четкую специфику, чем существенно отличается от трактования ее в пределах социальной психологии. Система социологического знания сорентированная на анализ объективных закономерностей общественного развития. Особое внимание она уделяет макроструктуру общества (социальным институтам, законам их функционирования, структуре личностных отношений). В поле зрения этого анализа находится и личность, поскольку без учета ее поведения, деятельности, невозможно понять состав и механизм действий законов общественного развития. Правда, личность в этом контексте фигурирует как представитель определенной социальной группы, она важна не как индивидуальность, а как продукт общественных отношений, как социальный тип.

     Социальный  тип - обобщенное отображение совокупности существенных социальных качеств личности, которые принадлежат к определенной социального содружества.

     Социологический анализ личности сосредоточен на проблеме ее социальной типологии. Однако это  не означает, что выходя из поля зрения социологии находятся конкретные личности, знания про которые являются знанием про воплощение в них значительных для группы характеристик о том, как группы репрезентируют личность в разных групповых действиях.

     Социально-психологический  подход отличается от психологического подхода прежде всего желанем структуры личности. Российский психолог Константин Платонов (1906-1984), определяя проблему взаимосвязи личности и общества, отделив в структуре личности четыре подструктуры (равные): биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, патологические особенности психики), психологическая подструктура (индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые стали особенностями личности, - памяти, эмоций, чувств, мышления, восприятия, чувств и воли), социальный опыт (накопленные человеком знания, привычки, умения и навыки), направленность (склонности, желания, интересы, стремления, идеалы, индивидуальная картина мира, переубеждения). Эти подструктуры отличаются между собой "наличием" социального и биологического в каждом. Если общая психология концентрирует внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология анализирует, как правило, четвертую, поскольку социальная детерминация личности реализуется в основном на этом уровне. Структурные составляющие личности существуют единстве, связях и взаимодействии. Личностные качества, особенности, психологические процессы, темперамент и идеалы имеют своеродные, неповторные индивидуальные особенности, которые обозначаются на всем: познавательной деятельности, учении, работе, поступках и поведении личности, отношениях с другими, в общем на взаимосвязи с обществом.

     По  мнению О. Леонтьева, личность, с одной  стороны, является условием деятельности, а с другой - ее продуктом. Признаком  деятельности личности являются мотивы и потребности. Биологическое и социальное при этом - не равноправные, поскольку личность с самого начала социально детерминирована.

     Предложенная  российским психологом Борисом Паригиным  модель личности объединяет социологический и психологический подходы. Речь идет про динамическую структуру личности, которая образует ее психологическое состояние и поведение. Его соотечественник Б. Ананьев считал необходимостью изучить связь между индивидуальной структурой социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой ее самой. По его утверждению, разнообразие связей с обществом определяет интраиндивидуальную структуру личности, ее внутренний мир и организацию личных особенностей, стойкие комплексы которых регулируют размер и меру социальных отношений личности, влияя на формирование ней своего развития и становления. Структуру личности он рассматривал по субординарным (сложные и общие социальные особенности личности охватывают элементарные) и кординационными (взаимосвязь осуществляется на паритетных засадах) принципами. Это означает, что личность является не только индивидуальностью, а и уверенным социально-психологическим типом.

     Социально-психологический  тип - обобщенное отображение совокупности социально-психологических особенностей и качеств личности, котоорые проявляются в конкретном социально-психологической среде.

     Его ментальность характеризуется собственная  социальная активность, ценность ориентации, позиции, мотивационная сфера, когнитивность качества, социально-психологическая компетентность, программа и линия поведения человека в группе, статусно-ролевые показатели и другое. В структуре социально-психологического типа представлены социальные отношения, которые всегда связаны с конкретным поведением личности. Они, собственно, и выступают как поведение индивида в конкретных ситуациях его жизнедеятельности. Это дает основание утверждать, что один социальный тип охватывает разные социально-психологические типы.

     Распространенным  являются и описательные определения  социально-психологических ориентиров анализа личности, которое считает в перерасчете ее структурных составляющих. Чаще всего к социально-психологической структуры зачисления "Я-характеристики", ментальность, ценностно-смысловую, когнитивные сферы, эмоционально-психологические состояния, мотивационную сферу, локус контроля, социально-психологический опыт, статусно-ролевые параметры и другое.

     "Я-характеристики" прежде всего включают "Я-концепцию", "Я-образ", самооценку.

     "Я-концепция" - целостный, хоть и не лишенный внешних споров образ собственного "Я", формирования какого происходит поэтапно аж к самоответственности.

     Речь  идет про относительно стойкую, определенной мерой осознательную систему  представлений индивида про себя, на основе которого он строит свою взаимосвязь  с другими людьми и отношение к себе.

     "Я-образ" - окончательное представление о себе, результат роботы над познанием себя, осмыслением своей роли на каждом жизненном этапе; личность в единстве всех аспектов ее бытия, отображения в самосознании.

     На  разных возрастных этапах, в разных типах личности "Я-образ" может иметь высокую или низкую стойкость. Угроза его стойкости переживается болезненно, как потеря самого себя.

     Самооценка - оценка личностью самого себя, своих  качеств, жизненных возможностей, отношения  других к себе и своего места среди них.

     Самооценка  является сложной "Я-концепцией", "Я-образа", проявлением объективной активности личности. Индивидуальные особенности самооценки влияют на формирование таких черт характера, как уверенность, критичность и другое.

     Ментальность - своеродное состояние, уровень развития, направленность индивидуальной и групповой сознательности, способность к усвоению норм, принципов, жизненных ориентаций, общественных ценностей, особенности адаптации к внешней среды, влияние на него, отображение совокупного опыта предыдущих поколений.

     Признаки  ментальности сохраняются с характеристиками, которые входят к понятию "национальный характер" - совокупность наиболее стойких, основных для национальной общественности благоприятных внешнему миру и реакцию на него. Это своеобразное объединение внешнечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации, совокупности социально-психологических черт (чувств, эмоционально-волевых качеств, ценных и национальных психологических установок), особенностей нации на определенном этапе развития, детерминированных социально-экономическими, географическими, историческими условиями.

     Ценностно-мысленная  сфера - сложное целостное образование, представленное прежде всего ценностными ориентациями, которые формируются при усвоении социального опыта, проявляются в целях, идеалах, переубеждениях, интересах и является важным предметом социальной регуляции взаимосвязей человека и поведения индивида.

     Ценностные  ориентации - это важные элемента структуры личности. Они реализуются в направленности интересов и потребностей на определенную иерархию жизненных ценностей, в склонности придавать предпочтение одним ценностям и противоречить другие. В общении и взаимосвязи ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми особенностями коммуникативного процесса и выражают ее готовность, внутреннюю основу становления к действительности.

     Когнитивная сфера личности - познание и перевоплощение человеком внешнего мира.

     Ее  принадлежность важная роль в сотворении личностью картины мира. К познавательным процессам относят чувства, восприятие, мышления, памяти, воображения и внимания.

     Эмоционально-психологические  состояния - стремления, эмоции, чувства, желания, переживания личности, связанные с познанием и самопознанием; воля, которая возникает благодаря стремлениям и эмоциям и обуславливает действия и поступки человека.

     Эмоции  являются психическим способом становления  индивида к внешнему миру, к другим людям, самого себя, процессов взаимодействия, психическим отображением в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций общения, объективной формой выражается потребность личности. Успех и неудача, достижение цели в социальных контактах и крах идеалов воспринимаются человеком прежде всего эмоционально. Разнообразные жизненные ситуации порождают широкий спектр человеческих эмоций, которые могут быть позитивными и негативными, глубокими и поверхностными и другое. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, глубже и объективнее оценивают состояние собеседника и ситуацию, общую деятельность и общение.

     Мотивационная сфера - сложное интегральное психологическое  образование, основу которого составляют потребности, то есть динамически-активные состояния личности, которые выражают ее зависимость от конкретных условий существования порождают деятельность, направленную на ликвидацию этой зависимости.

     Активно взаимодействуя, человек стремится  достигнуть взаиморазумения, узнать как  причины собственного поведения, так  и поведения партнеров по общению. Во всех этих процессах наличие мотива - причина действий и поступков человека. Он является личной собственностью, которая включает в себя потребности, намерения что-то сделать. Благодаря потребностям происходит регулирование поведения личности в социуме, определяется направленность ее мышления, эмоций, чувств и воли. Удовольствие потребностей человеком - это процесс приобретения ней определенной формы деятельности, обусловлена развитием и общественными отношениями. Среди основных потребностей отличаются биологические (потребности в еде, воздухе и так далее), материальные (потребность в одежде, крыши над головой и так далее), социальные (потребности в предметно-общественной деятельности, понимании личностью своего места в обществе), духовные (потребность в познавательной, моральной и другой информации). В общем мотивация является совокупностью психологических причин, которые обуславливают поведение человека, их направленность и активность.

     Люди  по-разному объясняют события в своей жизни.

     Локус контроль - особенность личности, которая предусматривает склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешними силами (экстернальный локус контроль) и особенностям и усилиям (интернальный локус контроль).

     Локус контроля формируется в процессе социализации индивида и является стойкой его особенностью.

     Социально-психологический  опыт человека зависит от богатства  и разнообразия межличностных отношений  и социальных контактов: чем разнообразнее  жизнь индивида, тем богаче его  опыт. Жизнь, лишенная динамики и впечатлений, приводит к обеднению эмоций, мизерному опыту.

     Социально-психологический  опыт - единство коммуникативных знаний, умений и навыков, нагроможденных на основе и в процессе непосредственной взаимосвязи людей в социальных группах.

     Человек в этом процессе не является пассивным  наблюдателем социально-психологического опыта образуют предметно-чувственную  деятельность, коммуникативную практику, практическое переделывание социально-психологических  явления, и как результат этого влияния (коммуникативные знания и умения).

     Социально-психологические  особенности группы, характер взаимосвязи  индивида и группы и качества самой  особенности влияют на статусно-ролевые  параметры личности.

     Статусно-ролевые  параметры - характеристики личности, которые определяют ее поведение, индивидуальность, определяются в поступках, активности.

     Они раскрывают зависимость личности от конкретных социальных структур, социальной ситуации. Их основой есть права, данные личности обществом, конкретными социальными группами, а также обязанности которая она должна исполнять соответственно к ее месту и роли общества. Статусно-ролевые характеристики обусловлены типом социальных отношений, целью общей деятельности, местом особенности в обществе и определяют ее способ жизни, принадлежность к конкретным социальным группам.

     Каждый  из указанных структурных компонентов  личности является очень важным. Социально-психологический  подход к изучению личности предусматривает  рассмотрение ее в конкретных социальных группах, в системе социальных отношений, в которых особенность из-за социальное поведение проявляет свою позицию, свое место в обществе. Это означает, что социальная психология прежде всего выясняет, в каких группах личность усваивает социальное влияние и как она реализует свою социальную сущность. Для нее важно проследить процесс формирования социально-психологических качеств и особенностей индивидов, что обуславливает полноту, силу и глубину их реализации или приглушит их, открывая простор для социально-психологических характеристик.

Информация о работе Психодиагностика как наука