Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:06, реферат
Родилась 9 августа 1897 г. Она была младшей из четырех детей. Степени бакалавра и магистра получила в Чикагском университете. Ее первые научные исследования были посвящены гематологии. Позднее проводила исследования в отделении невропатологии. Степень доктора получила в 1926 г. С 1930-го по 1956 г. работает в госпитале Беллвью (в1939 – руководитель отделения детской психиатрии). Принесший ей известность визуально-моторный гештальт-тест впервые был опубликован в 1938 г. Профессор Нью-Йоркского университета. Скончалась в 1987 г.
Бендер Лауретта (психодиагност).................................................................................
Креативные (творческие) способности и их диагностика………………..
Список литературы……………
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет психолого-социальной работы
Кафедра теории и технологии социальной работы
Дисциплина:
«ПСИХОДИАГНОСТИКА»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТА
Выполнила студентка 3 курса
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Родилась 9 августа 1897 г. Она была младшей из четырех детей. Степени бакалавра и магистра получила в Чикагском университете. Ее первые научные исследования были посвящены гематологии. Позднее проводила исследования в отделении невропатологии. Степень доктора получила в 1926 г. С 1930-го по 1956 г. работает в госпитале Беллвью (в1939 – руководитель отделения детской психиатрии). Принесший ей известность визуально-моторный гештальт-тест впервые был опубликован в 1938 г. Профессор Нью-Йоркского университета. Скончалась в 1987 г.
Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассоциации . С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию. В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур .
Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей , для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей , а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями . В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов. В частности, он оказался полезным для диагностики военных неврозов и контроля за динамикой их терапии, что было использовано американскими клиническими психологами в армейских медицинских службах во время Второй мировой войны.
В Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер обоснован выбор гештальт-фигур, используемых как образцы для копирования. Принцип структурной целостности, лежащий, согласно точке зрения гештальтпсихологии, в основе развития перцептивного и моторного опыта, заложен и в предложенную Л.Бендер систему оценки результатов копирования. Для каждой фигуры ею были созданы оценочные шкалы, каждый пункт которых описывает определенный тип рисунка. Шкалы включают по 6—7 таких пунктов-описаний, расположенных в порядке нарастания степени соответствия структур рисунка и образца. В соответствии с исходными методологическими установками основанием для ранжирования пунктов шкалы является качество копии как целого без анализа отдельных элементов полученного рисунка. В дополнение к этому автор гештальт-теста Лоретта Бендер рекомендовала тщательно наблюдать за выполнением теста каждым конкретным испытуемым и в интерпретации результатов учитывать также особенности его поведения в ходе тестирования.
В 40-х годах Л.Бендер провела апробацию своего теста на американских детях(объем ее выборки-примерно 250 детей в возрасте от 3 до 12 лет и 50 взрослых). Данные стандартизации гештальт-теста приводятся ею в виде 9 таблиц, отражающих частотное распределение типов копирования по каждой из тестовых фигур для детей всех возрастных групп и взрослых испытуемых.
Зрительно-Моторного гештальт-теста Бендер используют в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже - для определения уровня интеллектуального развития. Это возможно потому, что графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции. Нарушения механизмов пространственного анализа и синтеза в первую очередь отражаются на графических движениях .
Гештальт - тест применяется также в качестве проективной методики исследования личности. При этом исходят из того, что стиль выполнения обследуемыми рисунков позволяет раскрыть особенности их личности. Например, столкновение нарисованных фигур указывает на дезорганизацию, жирные линии являются, как правило, индикатором агрессивности, враждебности и т. п. Валидность и надежность теста при таком подходе к анализу полученной продукции не доказана. В 1989 г. опубликована модифицированная версия теста для дошкольников и младших школьников. Используются только карточки A, 1, 2, 4, 6 и 8. Модифицированная версия была стандартизирована на выборке из 994 детей в возрасте от 6 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. Критики отмечают отсутствие достаточно полных данных о надежноси и валидности теста, субъективность интерпретации, ограниченность нормативных данных. Последняя рестандартизация теста была проведена в 2001-2002 гг. и проводилась совместно с рестандартизацией пятой редакции Стэнфорд-Бине интеллекта шкалы.
Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей. Анализ результатов теста позволяет оценить невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию испытуемого
Зрительно-моторные гештальт –тест Лауретты-Бендер используется для оценки:
- уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет,
- степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.
Настоящие
рекомендации дополняют инструкцию
по использованию Зрительно-Моторного
гештальт-Теста Бендер и содержат методики
формализованной качественно-количественной
оценки результатов выполнения данного
теста детьми разного возраста. Кроме
того, рассмотрено применение гештальт-теста
Бендер для диагностики готовности детей
к школьному обучению. Зрительно-моторная
координация является важнейшей функцией,
на которую опирается процесс развития
опознавательных и изобразительных навыков,
столь необходимых для овладения чтением
и письмом. Поэтому степень сформированности
этих способностей является одним из важнейших
показателей готовности ребенка к школе.
Креативные (творческие) способности и их диагностика
Творчество - деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
Творческое воображение - вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.
Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти своим вниманием психологические его аспекты. Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность, одарённость ,талантливость , гениальность.
По мнению И.В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.
Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей . Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями :
- умением увидеть и распознать творческую проблему (внимательностью);
- умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонностью мышления);
- умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкостью мышления);
- стремлением отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальностью мышления);
- способностью к множественной перегруппировке идей и связей (вариативностью мышления);
- способностью к анализу творческой проблемы как системы (конкретностью мышления);
- способностью к синтезу творческой проблемы как системы (абстрактностью мышления);
- чувством организационной стройности и идейной целостности (чувством гармонии);
- неконформностью оценок и суждений даже под давлением (независимостью мышления);
- восприимчивостью ко всему новому и необычному (открытостью восприятия);
- конструктивной активностью в неопределенных ситуациях (толерантностью мышления).
Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере. Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениям в области тестометрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области.
К началу 60-х годов ХХ века был уже накоплен масштабный опыт тестирования интеллекта, что в свою очередь поставило перед исследователями новые вопросы. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают. Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют какие-то иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием. Поскольку сопоставление успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». Такую способность назвали креативностью.
Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, так что ещё у каждого есть свой шанс прояснить эту не менее загадочную сущность человека, чем сама жизнь.