Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:06, реферат
Родилась 9 августа 1897 г. Она была младшей из четырех детей. Степени бакалавра и магистра получила в Чикагском университете. Ее первые научные исследования были посвящены гематологии. Позднее проводила исследования в отделении невропатологии. Степень доктора получила в 1926 г. С 1930-го по 1956 г. работает в госпитале Беллвью (в1939 – руководитель отделения детской психиатрии). Принесший ей известность визуально-моторный гештальт-тест впервые был опубликован в 1938 г. Профессор Нью-Йоркского университета. Скончалась в 1987 г.
Бендер Лауретта (психодиагност).................................................................................
Креативные (творческие) способности и их диагностика………………..
Список литературы……………
Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:
1. Первая
из них составляют
2. Другое
направление изучает
Диагностика и программа развития творческих способностей
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас - конвергентное мышление - направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
Основными методами исследования творческих способностей являлись: метод психометрического тестирования, метод корреляционного анализа.
Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставляемые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. В исследовании использовались следующие методики:
1.Диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)
Условия проведения
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят. Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
Уникальность , определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке . Интерпретация результатов тестирования проводится программой Excel на службе у психолога.
2. Диагностика вербальной креативности (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.
Инструкция к тесту
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов «громкая - правда - медленно» ответом может служить слово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи. Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Интерпретация результатов тестирования.
Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.
Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов», так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других - не дать ни одного. Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.
Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя «количество ответов» (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.
Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс
оригинальности как сумма индексов
оригинальности (т.е. обратных величин
по отношению к частоте
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
-отсутствие ограничения по времени;
-минимизация мотивации достижения;
-отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
-отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей. В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
В настоящее время для оценки уровня креативности
в нашей стране наиболее широко применяются
тесты творческого мышления Торренса,
батарея креативных тестов, созданная
на основе тестов Гилфорда и Торренса
и адаптированный вариант опросника креативности
Джонсона, направленный на оценку и самооценку
характеристик творческой личности. Тест
дивиргентного мышления Гилфорда предназначен,
в основном, для взрослой популяции, тесты
творческого мышления Торренса являются
весьма трудоемкими при проведении и обработке
данных. Поэтому возникла необходимость
в разработке креативных тестов.
1.Бурлучак
Л. Психодиагностика.-СПб.:
2.Лови
О.В., Белопольский В.И. Зрительно-Моторный
Бендер гештальт-тест:
3. Туник
Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности.
СПб.: Иматон, 1998.