Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание

Профессиональная деятельность работников ряда профессий протекает в уникальных условиях, связанных с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, летчики), высокой психологической «ценой» принимаемых решений (управленцы, операторы систем вооружения), высоким темпом деятельности, монотонностью работы при длительном ожидании полезного сигнала (машинисты поездов), совмещением различных по цели действий в одной деятельности, переработкой больших объемов и потоков информации.

Работа состоит из  1 файл

Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.docx

— 100.57 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная  деятельность работников ряда профессий  протекает в уникальных условиях, связанных с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, летчики), высокой психологической «ценой»  принимаемых решений (управленцы, операторы  систем вооружения), высоким темпом деятельности, монотонностью работы при длительном ожидании полезного  сигнала (машинисты поездов), совмещением  различных по цели действий в одной  деятельности, переработкой больших  объемов и потоков информации. На данный момент выявлены критерии отнесения труда к категории особых и экстремальных условий и определена их роль в психической регуляции деятельности.

Начало  любой деятельности, а не только протекающей в экстремальных  условиях, является для работника сложным и ответственным этапом. На нем происходят существенные изменения функционирования организма, затрагивающие различные психофизиологические системы, трансформирующие многие жизненные стереотипы. Весь комплекс изменений такого рода называется адаптацией, а знание психофизиологических детерминант, то есть факторов и элементов, обуславливающих адаптацию человека к экстремальным условиям деятельности, может помочь как работникам, для преодоления стресса, так и управляющим, для контроля над деятельностью работника, что, в свою очередь, и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Цель: изучить  психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

Задачи:

1. Изучить уровни адаптации и общий адаптационный синдром.

2. Рассмотреть экстремальные факторы и детерминанты, определяющие особенности, динамику и успешность адаптации.

 

1. УРОВНИ АДАПТАЦИИ И ОБЩИЙ  АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

 

Понятие «адаптация» (от лат. adaptatio — приспособление) в настоящее время используется в биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и других науках. Первоначально оно означало приспособление функций организма животных к условиям окружающей среды. Человек как часть животного мира также обладает приспособительными функциями, которые запрограммированы в генетическом коде как фактор самосохранения. Многие из этих функций реализуются автоматически, без участия сознательных уровней регуляции поведения. В этом случае говорят о поддержании гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

Адаптация — одно из ключевых понятий комплекса  наук о человеке, ибо именно адаптация  обеспечивает возможность существования  человека в постоянно меняющихся условиях окружающей среды через  гармоничное приспособление организма  индивида, опосредованное социальными  процессами. Понятие адаптации связано  с представлениями о постоянстве  внутренней среды организма, сформулированными  американским физиологом У. Кэнноном. Человек является сложнейшей, многоуровневой, иерархически организованной системой, включающей, например, молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, индивидуально-личностный и другие структурные уровни. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм — среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

Адаптация, как правило, приводит к перестройке  всех уровней организации человека. Это предполагает выделение соответствующих  типов адаптации, отражающих изменения, происходящие на определенном структурном уровне. Вот почему целесообразно рассмотрение комплекса изменений, происходящих на уровне психофизиологической организации человека (физиологическая и психологическая адаптация), а также на уровне функционирования индивида в социуме (социально-психологическая адаптация), и кроме того, в качестве самостоятельного вида — профессиональной адаптации.

Профессиональная  деятельность в экстремальных ситуациях  является для человека фактором, нарушающим процессы привычного функционирования, а это требует соответствующей  перестройки организма при определенном напряжении адаптационных резервов. А. К. Маркова считает адаптацию  одной из характеристик мотивационной  сферы профессиональной деятельности. По ее мнению, профессиональная адаптация  — это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность — производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Профессиональная  адаптация — важный этап профессионального становления работника. От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы в широком понимании.

В целом  человек адаптируется как целостная  структура1:

  1. Как организм {физиологическая адаптация).
  2. Как индивид (психологическая адаптация).
  3. Как личность (социальная адаптация).
  4. Как субъект труда (профессиональная адаптация).

Комплекс  изменений в ответ на неблагоприятное  воздействие Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), а само состояние человека — стрессом. Этот термин за последние десятилетия приобрел настолько широкую популярность, что потребовались специальные работы, определяющие рамки данного понятия и предлагающие специальные классификации различных видов стресса.

Основное  внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Наиболее часто встречается понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом (ОАС) — совокупностью адаптационных реакций организма человека и животных, носящих защитный, приспособительный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры.

ОАС имеет  определенные и хорошо известные  стадии:

  1. Реакция тревоги.
  2. Стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям.
  3. Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Третья стадия развивается в случае неэффективности адаптационных механизмов.

Под стрессорами  принято понимать неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности  внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К их числу относят  сильные физические и психические  травмы, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры и другие. Фактически любой фактор при превышении определенных порогов интенсивности превращается в стрессогенный. Продолжая дальнейшие исследования биохимических и физиологических аспектов проблемы стресса, Г. Селье подошел к изучению еще одной стороны стресса — психологической. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Популяризация понятия «стресс» в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.

Р. Лазарус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем (как правило, физическим — холод, тепло), и психологический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает воздействующую ситуацию как угрожающую, трудную. Он ввел понятие «когнитивное оценивание», которое распространяется как на сам стрессогенный фактор (оценивается степень его угрозы благополучию субъекта), так и на способности индивида противостоять его разрушительному воздействию. В последнее время в особую группу выделен информационный стресс, который развивается при недостатках информационного обеспечения деятельности человека-оператора (В.А.Бодров). Это состояние имеет множество отрицательных последствий для человека (см. приложение 1).

Таким образом, адаптация — сложный процесс, затрагивающий все уровни функционирования организма — физиологический, психологический, социально-психологический, в том числе профессиональный, поэтому важно понимать, какие изменения происходят на каждом из этих уровней.

На физиологическом  уровне наблюдается напряжение функциональных компенсаторных систем, направленных на обеспечение адекватного реагирования в экстремальных условиях. На этом уровне функционируют механизмы нейрогуморальной регуляции (напряжение симпатоадреналовой системы, выделение гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов мозговых структур, а также происходит включение отдельных органов и систем в стресс-реакции (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и так далее).

На психологическом  уровне отмечаются изменение, перестройка  психики индивида, процесс выработки  новых динамических стереотипов, под  которыми понимают устойчивую систему  временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающую определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики  на изменение внешних и внутренних воздействий. Выделяют положительные  и отрицательные реакции психологической  адаптации.

Положительные реакции представляют конструктивные решения, преодоление препятствия, мешающего достижению цели. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать разные формы неконструктивного  поведения. К ним относится агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия (Ф.Б. Березин, В.А.Бодров)2.

  1. Агрессия направлена на другое лицо или объект. Формы агрессии могут быть физическими и вербальными. Иногда агрессия носит скрытый характер, также она может быть направлена на заместительные объекты, а не на само препятствие. Агрессия, переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Агрессия обычно не приводит к достижению цели, и поэтому она не является конструктивной формой поведения.
  2. Регрессия — возврат к формам реагирования, поведения, присущим человеку на более раннем этапе жизни. При этом возможно возникновение инфантильных реакций, свойственных детскому возрасту. Возможны примитивизация поведения, усиление жестикуляции, применение физической силы. У лиц, получивших травму, это выражается в отказе строить планы на будущее, возвращении к привычным, отработанным ранее формам поведения.
  3. Фиксация — повторение неэффективных способов поведения. Может проявляться в межличностных отношениях, профессиональной деятельности.
  4. Отказ — тенденция индивидуума не участвовать в решении касающейся его проблемы. Таким образом, развивается апатический подход к ситуации. Это наиболее неблагоприятная реакция на фрустрацию. Существуют два типа отказа. Первый отказ «с легким сердцем», когда человек относительно легко соглашается с невозможностью справиться с ситуацией и ищет для себя другие сферы деятельности. В этом случае сохраняются значительная эффек­тивность адаптационных механизмов, умение переключатся, сохраняя положительную мотивацию. Второй вид отказа — отказ с дезорганизацией поведения. Здесь выступают апатия, угнетение, снижение активности.
  5. Негативизм: для него характерно отрицательное отношение не только к вызывающей фрустрацию ситуации, но и к другим, имеющим с ней какие-нибудь черты сходства, проблемам.
  6. Репрессия характеризуется блокированием, вытеснением из сознания неприятных ситуаций, которые касаются требуемых для разрешения вопросов. Это нереалистическая форма поведения.

Необходимость адаптации приводит к активизации  так называемых защитных механизмов личности. Проблема защитных механизмов (психологических защит) разрабатывалась  со времен 3. Фрейда (в том числе  его дочерью Анной). Роль защитных механизмов заключается, прежде всего, в снижении эмоционального напряжения в ситуациях внутриличностного конфликта, хотя это и не всегда решает саму проблему. Существует множество классификаций защитных механизмов, начиная с классификации Фрейда и заканчивая предлагаемыми последними исследованиями в этой области. К основным защитным механизмам относят рационализацию, проекцию, фантазирование, вытеснение, идентификацию, компенсацию.

Р.Лазарусом, Мак-Гро и другими авторами была предложена классификация психозащитных техник, в которой в одну группу были выделены симптоматические техники (употребление алкоголя, транквилизаторов, седативных препаратов и так далее), а в другую — так называемые внутрипсихические техники когнитивной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекция, интеллектуализация). К настоящему времени сложилось представление о перечне основных стилей преодоления, которых придерживаются люди в кризисных ситуациях (см. приложение 2).

Эти стратегии  существенно различаются своей  адаптивной эффективностью. Исследование особенностей преодоления профессионального  стресса в управленческой деятельности (Н. Е. Водопьянова, 1998) выявило группы менеджеров, успешно и неуспешно  справляющихся с трудностями.

«Успешные»  менеджеры отличаются от «неуспешных» по ряду критериев. Во-первых, у них больший репертуар преодолевающих стратегий, а это, соответственно, делает их выбор более адаптивным. Во вторых, «успешные» чаще предпочитают «здоровые» модели адаптивного поведения в стрессогенных ситуациях. Это выражается в более высоких показателях уверенности поведения, вступления в социальные контакты, поиска социальной поддержки и в более низких показателях агрессивности и асоциальных действий. «Успешные» менеджеры чаще используют непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально-напряженных ситуациях делового общения по сравнению с «неспешными» менеджерами. Кризисные ситуации «успешные» предпочитают рассматривать как новый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной карьеры (по принципу «за одного битого двух небитых дают»). Модели их поведения просоциальны, активны и гибки.

Для «неуспешных» более характерными оказались модели поведения, основанные на пассивно-созерцательном реагировании: осторожные действия, уход от проблемы. Значительно чаще отмечались асоциальная стратегия (жесткие, догматические, циничные, негуманные действия), агрессия (давление, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество). Они чаще проявляли социальную незрелость и несмелость, в то же время их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и агрессивно по отношению к окружающим. Это является своеобразным компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (душевного) дискомфорта, обусловленного неуверенностью в себе, и негативизма.

Информация о работе Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности