Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание

Профессиональная деятельность работников ряда профессий протекает в уникальных условиях, связанных с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, летчики), высокой психологической «ценой» принимаемых решений (управленцы, операторы систем вооружения), высоким темпом деятельности, монотонностью работы при длительном ожидании полезного сигнала (машинисты поездов), совмещением различных по цели действий в одной деятельности, переработкой больших объемов и потоков информации.

Работа состоит из  1 файл

Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.docx

— 100.57 Кб (Скачать документ)

Особое  значение включение механизмов физиологической  и психологической адаптации  имеет в условиях воздействия  экстремальных факторов производственной среды. В этом случае происходит краткосрочная  мобилизация адаптационных ресурсов, позволяющая продолжать выполнение деятельности в условиях неблагоприятного воздействия чрезвычайной обстановки. Приобретенные в особой обстановке компенсаторно-приспособитель­ные психофизиологические и личностные изменения в ряде случаев становятся устойчивым эмоционально-поведенческим  стереотипом.

Социально-психологическая  адаптация (далее — СПА) затрагивает  индивидуальные особенности человека, позицию личности в обществе, систему  взаимодействия с окружающими. Экстремальные  ситуации, возникающие в области  экономических, политических, социальных и духовных отношений в обществе, предъявляют повышенные требования к эффективности механизмов адаптации. СПА рассматривается, с одной  стороны, как приспособление, с другой — как преобразование среды в  результате активной деятельности адаптирующегося  индивида. Процесс СПА состоит  в том, что человек, овладевая  разнообразным социальным опытом, постоянно  сталкивается с новыми жизненными обстоятельствами, вырабатывая при этом новые модели поведения, наиболее соответствующие изменившимся условиям окружающей среды и данной ситуации. Это часто сопровождается отказом от сложившихся ранее понятий и представлений, установок, ценностных ориентации и приобретением новых, соответствующих изменившимся условиям. Специфика собственно человеческой адаптации заключается в том, что она носит активный, деятельностный характер и изменяет как само поведение человека, так и окружающий мир (А. А. Налчаджян).

Выделяют  несколько различных стратегий  социально-психологической адаптации: стремление изменить внешние обстоятельства; уход от решения проблемы и поиск  среды, более соответствующей адаптивному  потенциалу индивида; изменение своей  внутренней структуры.

Результатом адаптационного процесса является относительное  соответствие (баланс) состояния и  поведения человека условиям социальной среды, то есть социально-психологическая адаптированность личности. Социально-психологическая адаптированность — это интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции (адекватное восприятие окружающей действительности; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других). Таким образом, понятие социально-психологической адаптации отражает сложные процессы, происходящие с человеком в изменяющемся социальном окружении и направленные на достижение гармонии с социальной средой. Успешность СПА обеспечивает целенаправленная деятельность человека в интересах изменения внешних условий и самого себя. Учитывая специфику деятельности в экстремальных ситуациях, можно говорить об успешности адаптации в том случае, если человек в этих условиях продолжает выполнять свои профессиональные задачи (проводить спасательные работы, управлять техникой в аварийной ситуации и другое).

2. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ, ДИНАМИКУ И УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ

 

Все экстремальные  факторы труда можно объединить в несколько групп:

  1. Физические факторы рабочей среды: факторы пространства (барометрическое давление, газовый состав воздушной среды, температура, различные виды ионизирующей и неионизирующей радиации и другие); неблагоприятные микроклиматические условия (перегрузки, шумы, вибрация, высокие скорости и другие); факторы замкнутого объема.
  2. Факторы, обусловленные сложными алгоритмами деятельности.
  3. Факторы, обусловленные высокой вероятностью и чрезвычайными последствиями аварийных ситуаций, которые представляют собой внезапное осложнение деятельности, требующее срочного вмешательства человека для принятия неотложных мер по недопущению перехода ситуации в критическую.
  4. Факторы, связанные с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, милиционеры и другие).

В литературе, помимо понятия «экстремальные условия  деятельности», часто встречаются  такие понятия, как «особые», «затрудненные», «необычные» и так далее условия. Понятие «особые условия деятельности» справедливо для тех ситуаций, когда деятельность сопряжена с эпизодическим (то есть непостоянным) действием экстремальных факторов (или с определенной вероятностью их возникновения), а экстремальные условия характеризуют деятельность при постоянном действии этих факторов.

Изучение  деятельности в особых и экстремальных  условиях направлено на решение следующих  задач:

  1. Установление предельно допустимых характеристик экстремальных факторов, начиная с которых представляется угроза эффективному осуществлению деятельности.
  2. Оценку (измерение) функциональных состояний работника, показателей качества деятельности. При этом рассматриваются изменения характеристик психических функций и состояний, работоспособности, эффективности деятельности и так далее.
  3. Установление факторов, от которых зависит успешность деятельности в экстремальных условиях.
  4. Разработку средств защиты от экстремальных факторов рабочей среды, нормирование продолжительности деятельности подобного рода3.

Деятельность  человека в особых и экстремальных  условиях является причиной формирования неблагоприятных психофизиологических состояний. А.Б.Леонова и В.И.Медведев считают, что экстремальными являются такие условия или факторы, воздействие которых приводит к состоянию динамического рассогласования. Состояние динамического рассогласования характеризуется нарушением адекватности физиологических и поведенческих реакций. Л. Г. Дикая и Л.П.Гримак подчеркивают важное значение регуляции состояния человека-оператора в экстремальных условиях, в которых «не сформировались необходимые функциональные состояния и требуется время для их адаптации и реорганизации». В частности, экстремальные и особые условия деятельности приводят к возникновению психической напряженности, у которой выделяют три вида: оптимальную, экстремальную, сверхэкстремальную. При этом экстремальная напряженность связана с условиями, требующими мобилизации «буферных» резервов организма, а сверхэкстремальная возникает при обстоятельствах, требующих «аварийных» резервов.

Исходя  из классификации экстремальных  факторов профессиональной деятельности, можно говорить о том, что адаптироваться приходиться к факторам рабочей среды, с одной стороны, и к условиям деятельности (в плане социального окружения) — с другой. Возможности адаптации к экстремальным факторам рабочего места (шуму, запыленности, повышенному фону электромагнитного излучения и другим) у человека весьма ограничены. Превышение допустимых значений нормируемых параметров лишь на короткое время может быть компенсировано за счет механизмов адаптации. Длительное их воздействие, как правило, приводит к развитию так называемых профессиональных или профессионально обусловленных заболеваний. Например, повышенный уровень шума в кабине локомотива может привести к появлению так называемой нейросенсорной тугоухости — одному из наиболее часто встречающихся профессиональных заболеваний машинистов локомотивов. Длительная вынужденная рабочая поза продавцов, парикмахеров приводит к развитию заболевания сосудов — варикозному расширению вен. Сидячая поза у водителей-дальнобойщиков влечет формирование заболеваний позвоночника — остеохондроза или мочекаменной болезни (застой в органах малого таза). Поэтому, учитывая ограниченные возможности адаптации организма работника к данным факторам, следует предпринимать усилия по защите от них. Защита может строиться по принципу ограничения времени действия данного фактора.

Примером  такого подхода может служить  нормирование труда рентгенологов, рабочий день которых длится, как  правило, четыре часа.

Адаптация к другим группам факторов, обусловленных  психологической сложностью и ответственностью заданий, может иметь самый разнообразный  характер. Применительно к опасным  и экстремальным условиям деятельности разработана ситуационно-динамическая модель регуляции, раскрывающая особенности  психической регуляции деятельности в разнообразных условиях рабочей  среды (А. А. Обознов). Такими особенностями являются многорежимность, структурная гибкость регуляции, широкое привлечение внешних средств поддержки, использование которых позволяет резервировать процесс регуляции. Проявлением дезадаптации в этом случае может стать развитие так называемых психосоматических заболеваний.

Стрессовые  реакции в трудовой деятельности детерминированы двумя основными  группами факторов: личностными особенностями (особенности характера, уровень  интеллектуального развития и другие) и многогранными характеристиками самой работы (физические характеристики среды, социальные факторы, в том числе система оплаты, определенность профессионального будущего и другие).

Процессы  адаптации детерминированы рядом  факторов, которые определяют динамику и результат адаптации. Все факторы адаптивности личности дифференцируются на внешние и внутренние, где внешние представляют собой специфику экстремальной трудовой ситуации, а также особенности социальной среды, в которой осуществляется процесс адаптации. Внутренние, или личностные, факторы адаптивности представляют собой индивидуально-психологические особенности субъекта адаптации, существенным образом влияющие на характер динамики адаптационного процесса. К ним можно отнести исходное функциональное состояние человека, возраст, темперамент и характер, способности, особенности познавательной деятельности, профессиональный и образовательный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На работника  может воздействовать широкий спектр факторов трудового процесса, которые  относятся к категории экстремальных. Их влияние на человека «запускает»  механизмы психофизиологической адаптации, то есть таких преобразований организма, которые затрагивают все уровни его функционирования.

Экстремальная ситуация заставляет человека разрабатывать  новые или переструктурировать уже имеющиеся механизмы психологической защиты при разрешении противоречия и, тем самым, совершенствовать свои адаптивные способности. Если же эмоциональная напряженность достигает чрезвычайно сильной выраженности, некоторые механизмы защиты используются сверхинтенсивно или оказываются недостаточными для того, чтобы справиться с ней. Это истощает адаптивные ресурсы человека и приводит к разным формам социально-психологической дезадаптации и состоянию перманентного внутриличностного и межличностного конфликта.

Адаптация — сложный процесс, затрагивающий  все уровни функционирования организма — физиологический (наблюдается напряжение функциональных компенсаторных систем, направленных на обеспечение адекватного реагирования в экстремальных условиях), психологический (отмечаются изменение, перестройка психики индивида, процесс выработки новых динамических стереотипов), социально-психологический, в том числе профессиональный, поэтому важно понимать, какие изменения происходят на каждом из этих уровней.

Адаптация позволяет приспособиться к воздействию  экстремальных факторов профессиональной деятельности. Знание и учет этих факторов требуется при разработке режимов  труда и отдыха (регламентации  рабочей нагрузки), средств защиты работников, нормировании санитарно-гигиенических  параметров рабочего места и другие.

 

Список литературы:

 

  1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии [Текст] / Ю. И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 349 с.
  2. Александров Ю. И. Психофизиология: Учебник для вузов  [Текст] / Ю. И. Александров. - Спб.: Питер, 2005. - 464 с.
  3. Александров, И. О.  Современная психология [Текст] / И. О. Александров, Н. Е. Максимова - М.: Инфра-М, 1999. – 372 с.
  4. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов  [Текст] /  Н. Н. Данималова. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 373 с.
  5. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст] /  А. П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с.
  6. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом [Текст] / А. Я. Кибанов.   – М.: ИНФРА-М, 2005. – 482 с.
  7. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учебное пособие [Текст] /  Л. Л. Павченко. - Владивосток: МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, 2006. - 35 c.
  8. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст] /  О. Н. Рыбников. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
  9. Шлендер П. Э. Управление персоналом. Учебное пособие [Текст] /   П. Э Шлендер - М.: Юнити-ДАНА, 2005. – 328 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Социальные, психологические и медицинские  последствия стресса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Стили преодоления  стрессовой ситуации

 

Стиль преодоления

Характеристика поведения

 

Положительная реинтерпретация и рост

человек делается лучше в результате столкновения с ситуаций, вырастая из нее, или рассматривает ее в  более выгодном свете

 

Активное преодоление

выполнение каких-либо действий по преодолению  стресса, человек прилагает определенные усилия, чтобы устранить или «перехитрить» стрессор

 

Планирование

раздумья о том, как противостоять  стрессору, планирование усилий по его активному преодолению

Поиск эмоциональной социальной поддержки

человек добивается симпатии или эмоциональной поддержки от кого-либо

Поиск инструментальной социальной поддержки

поиск помощи, информации или совета относительно того, что делать

Подавление конкуриру­ющей активности

подавление внимания, отвлекаемого на другую деятельность, для более полной концентрации на активности, связанной со стрессом

Религия

повышенная вовлеченность в религиозную деятельность

Принятие

принятие того факта, что стрессоген ное событие имело место, оно реально, от него никуда не деться

Психический (ментальный) уход

психический уход от цели, с которой  интерферирует стрессор, это достигается  посредством погружения в мечты, сны или самоотвлечения

Фокус на разрядке эмоций

понимание того, что человек находится  в состоянии эмоционального дистресса, и соответствующая этому тенденция разрядиться или дать выход своим чувствам

Поведенческий уход

отказ от деятельности, прекращение попыток достичь цель, с которой интерферирует стрессор

Отрицание

попытка неприятия реальности стрессо-генного события 

Стратегия сдерживания

выжидание времени, удобного для выполнения действий по преодолению стрессовой ситуации 

Употребление алкоголя/наркотиков

поворот к использованию алкоголя или других «лекарств» как путь ухода от стрессора 

Юмор

использование шуток по поводу стрессора

Информация о работе Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности