Психофизиологические особенности профессиональной пригодности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявление профессиональной пригодности личности.

Содержание

Введение 3
1.Особенности профессиональной пригодности личности
1.1 Сущность и роль профессиональной пригодности 4
1.2 Характеристика процессов формирования профессиональной
пригодности личности 10
2. Критерии оценки профессиональной пригодности 15
3. Исследование профессиональной пригодности личности 21
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 1 28

Работа состоит из  1 файл

введение.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

        по состоянию опорно-двигагельного аппарата и др.

В определенных профессиях могут предъявляться особые требования к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению, и многим другим медицинским показателям.

Отбор по данным образовательного ценза проводится в целом ряде видов профессионального труда. Оценка профпригодности при этом определяется особенностями учебной или трудовой деятельности, в отношении которой проводится отбор, а также наличием соответствующего конкурса претендентов.

Социальный отбор предусматривает изучение автобиографии, характеристик с места работы или учебы и др. Соответствующее внимание при этом может быть уделено беседе по определенной программе, проведению специального сочинения на тему, при обсуждении которой претендент способен показать свою социальную зрелость и соответствующие познания. При необходимости жесткого отбора возможно также изучение претендента в процессе выполнения им специальных трудовых и общественных поручений.

Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями тех профессий, в отношении которых проводится отбор. Исходным пунктом для исследования профпригодности является профессиограмма, и в частности психологическая ее часть - психограмма.

В ходе профессиографии выявляют особенности профессиональной деятельности специалиста, обосновывают требования к его профессионально важным психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии. Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.

Так же, следует отметить, что отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с более длительным прогнозом последующей трудовой деятельности. В связи с этим личностный подход и оценка общественного лица претендента на какую-либо профессиональную деятельность является не менее важным компонентом психологического отбора. Тот факт, что при определении профпригодности оценивается уровень наличной подготовки, не снижает в ряде случаев возможности вероятностного прогноза успехов в обучении и деятельности. Особенно эффективный прогноз может быть проведен в профотборе к профессиям, обучение которым проводится в ограниченные сроки и при очень высоких материальных затратах. Дело в том, что, начиная обучение с более высокого уровня развития тех или иных психических, психомоторных или физических качеств и наличия соответствующих знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными.

Критерии профпригодности в психологическом отборе могут охватывать такие черты личности, как честность, справедливость, принципиальность, чувство коллективизма, смелость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность в трудный момент и др. В ряде профессий особое значение имеют организаторские способности, умение планировать работу, руководить, требовать. Во всех случаях особое значение имеет степень осознанности и прочности мотивации к избранной профессии. В большом количестве профессий операторского профиля особую роль играют также эмоциональная устойчивость и некоторые, психические и психомоторные качества.

В психологическом отборе большую важность имеет также достаточный объем применяемых методик, позволяющий оценить исследуемые качества под разными ракурсами и на разных уровнях, это необходимо, поскольку индивидуальная динамика формирования двигательных навыков может ввести в заблуждение эксперта, если число измерений будет недостаточным. В определении профпригодности ценную информацию можно извлекать из других источников информации, так называемых «нетестовых параметров», среди которых наиболее важны сведения о прошлом профессиональном опыте, о возрасте испытуемых.

Выявление лиц с показателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии.

При реализации «подхода по минимуму» минимально допустимые показатели тестов обычно определяются размерами конкурса, но в ряде случаев они могут быть четко определены только требованиями профессии.

Применение тестов с целью прогнозирования профпригодности может осуществляться только на основании аналитического, синтетического и комплексного подходов.

Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей, важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии.

Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и потому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.

Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических и психомоторных процессов, как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями [16].

С целью выбора наиболее адекватных и исключения малоинформативных методик применяют различные методы одномерной и многомерной статистики. После этого проводится разработка алгоритма (решающего правила) оценки профпригодности. Наиболее часто для этих целей используют множественный регрессионный анализ, основанный на связях психофизиологических свойств с «внешними критериями», под которыми понимаются качество (успешность) обучения или деятельности.

Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора психодиагностических методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профпригодность кандидата. В последующем проводится оценка эффективности разработанного алгоритма и критериев оценки профпригодности, и вырабатываются рекомендации по их практическому использованию.

В практике профотбора используются различные методики оценки профпригодности, среди них - наблюдение, интервью, беседа и экспертная оценка.

Указанные методы дают возможность глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследования, другие - всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных условиях.

По результатам профотбора выносится одно из следующих заключений:

        рекомендуется в первую очередь - первая категория профпригодности (полностью соответствует предъявляемым требованиям обучения или деятельности);

        рекомендуется - вторая категория профпригодности (в основном соответствует предъявляемым требованиям);

        рекомендуется условно - третья категория профпригодности (частично соответствует предъявляемым требованиям);

        не рекомендуется - четвертая категория профпригодности (не соответствует предъявляемым требованиям).

Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обучению или деятельности не допускаются, имеющие третью категорию - допускаются при отсутствии необходимого числа кандидатов [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Сетевой маркетинг зародился в США и постепенно распространился по всему миру и стал достоянием общечеловеческой культуры. В начале 90-х годов сетевой маркетинг появился в России и сегодня он переживает период бурного роста.

Фирмы, работающие по методу сетевого маркетинга, находит покупателей своей продукции среди знакомых или своих посредников. Они привлекают к сотрудничеству только заинтересованных людей и обучают их вести дело. От людей, пришедших работать в такие фирмы, требуется знание продукции и соблюдение этических норм.

Основа сетевого маркетинга – сеть дистрибьюторов. Каждый дистрибьютор может привлекать к своему бизнесу новых участников. В результате строится разветвленная сеть распространителей (Рис. 3.1). Доходы в сети можно получать не только от лично проданных товаров. Самые успешные дистрибьюторы основную прибыль имеют от работы тех участников, которых они привлекли в компанию [6].

 

Рис. 3.1 Структура сетевого маркетинга

 

Для исследования профессиональной пригодности менеджеров сетевого бизнеса компании «Oriflame» использовалась методика психологической оценки организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Приложение 1).

Исследование проводилось среди менеджеров сетевого бизнеса компании «Oriflame». Группа испытуемых состояла из 20 женщин в возрасте от 41 до 52 лет. Опыт работы  членов организуемой группы в данной компании от 5 до 13 лет.

По данной методике оценивались организаторские способности по 7 шкалам (Табл. 3.1).

 

Наиболее значимые организаторские способности личности

 

Табл. 3.1

Наиболее значимые организаторские способности личности

Средний балл (от 1 до 5)

Психологическая избирательность

3,9

Практически-психологический ум

3,7

Психологический такт

4,2

Социальная воздейственность

3,7

Требовательность к другим людям

3,2

Критичность

3,4

Склонность к организаторской

деятельности

3,7

Общая оценка

3,7

 

 

Общая оценка говорит о наличие хороших организаторских способностей испытуемых. В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, этот показатель неотъемлем для обеспечения успеха в работе, ведь главное содержание деятельности менеджеров сетевого бизнеса - руководство коллективами, обучение, организация трудового процесса.

Составляющие организаторских способностей испытуемых имеют незначительный диапазон различия показателей (Рис. 3.2), однако по нему все же можно определить наиболее сильные и недостаточно выраженные способности менеджеров как организаторов.

Рис. 3.2 Структура профиля личностных качеств, составляющих структуру организаторских способностей

 

В наибольшей мере в данной группе выражено такое качество, как психологический такт, то есть способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними. Это можно объяснить тем, что основой сетевого маркетинга является сеть дистрибьюторов, которые привлекают к своему бизнесу новых участников, в результате чего строится разветвленная сеть распространителей. Самые успешные дистрибьюторы основную прибыль имеют от работы тех участников, которых они привлекли в компанию.

Помимо психологического такта, также в значительной степени выражены психологическая избирательность и практически-психологический ум. Под психологической избирательностью понимается способность менеджера как организатора наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения ею общегрупповой задачи. Практически-психологический ум означает владение практической психологией. Ум «практика – психолога» позволяет распределять обязанности и поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей, быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, учитывать их психологические состояния в конкретных жизненных ситуациях и т. п. Сюда относится и способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности, а тем самым и строиться  сеть распространителей, обеспечивающих менеджеру доход.

Рассмотренные выше три свойства личности, которые наиболее ярко выражены у опрашиваемой группы (психологическая избирательность, практически-психологический ум и психологический такт) составляют своеобразное групповое единство. Это групповое специфическое качество личности организатора может быть названо "организаторским чутьем", термином, заимствованным из характеристики организаторского таланта. Организаторское чутье понимается как действенное избирательное отражение руководителем феноменов социально-психологической объективной деятельности. [15]

Информация о работе Психофизиологические особенности профессиональной пригодности личности