Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление профессиональной пригодности личности.
Введение 3
1.Особенности профессиональной пригодности личности
1.1 Сущность и роль профессиональной пригодности 4
1.2 Характеристика процессов формирования профессиональной
пригодности личности 10
2. Критерии оценки профессиональной пригодности 15
3. Исследование профессиональной пригодности личности 21
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 1 28
Хорошо развиты в группе испытуемых также такие способности как склонность к организаторской деятельности и социальная воздейственность, которая определяет способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, воздействовать на них. Чуть выше среднего проявляется требовательность к другим людям и критичность. Это, возможно связано с принципом построения деятельности в сетевом маркетинге. В таких организациях нет понятий как начальник и подчиненный. Деятельность основывается на сотрудничестве на добровольных началах и каждый сам определяет количество времени и способы работы удобные и подходящие для него лично.
Конечно, не существует людей с максимально возможным интегральным показателем организаторских способностей, однако стоит стремиться улучшать свои организаторские качества.
Чтобы достичь успеха в организации собственного бизнеса, необходимо начать с организации себя, своего времени, запланированных дел. Оптимальный вариант - вести ежедневник, писать планы на год, полгода, неделю, день. Планировать нужно для того, чтобы все успевать, чтобы уметь концентрироваться на самом главном.
Как сказано выше, основа бизнеса в сетевом маркетинге – привлечение людей. Здесь существует так называемые «теплый» и «холодный» рынки. Теплый рынок — это знакомые, друзья, родственники, холодный – незнакомые люди. Используя различные методы привлечения новых дистрибьюторов, которых существует огромное множество, можно развить свои способности организатора, координируя и направляя деятельность людей. Необходимо стараться проводить как можно больше мероприятий, направленных на привлечение новых и мотивацию уже действующих сотрудников, тем самым расширяя свой бизнес и оттачивая лидерские навыки.
«Ноу хау» в сетевом маркетинге – проведение различных обучающих, мотивационных, информационных школ. Они создаются самими менеджерами для развития своих дистрибьюторов, и успех этих школ напрямую зависит от умения менеджера правильно построить их работу.
Успеха в любом деле напрямую связан с опытом, поэтому нужно стараться нарабатывать его всеми доступными способами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счете, на всем обществе. Поэтому прогнозирование профпригодности и путей ее формирования не утрачивает своего актуального значения в настоящее время.
Понятие «профессиональная пригодность» используется для характеристики человека с позиции его соответствия требованиям трудовой деятельности. Профессиональная пригодность к определенной выбранной трудовой деятельности непосредственно отражает, насколько человек видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.
И чтобы определить пригодность человека к той или иной профессии проводится исследование профессиональной пригодности личности.
Существуют определенные качества, необходимые для успеха реализации себя в какой-либо деятельности. Для исследуемой группы – менеджеров компании сетевого маркетинга «Oriflame», рассматривалось такое качество, как организаторские способности.
Результаты исследования показали наличие хороших организаторских способностей испытуемых, которые являются важным критерием для достижения высоких показателей в работе коллектива, эффективности обучения и организации трудового процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боронова Г. Х., Прусова Н. В. Психология труда: конспект лекций. М.: Эксмо, 2008.
2. Винокуров Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. СПб.: Питер, 2007.
3. Винокуров Л.В., Скрипюк И.И. Организационная психология. СПб.: Питер, 2007.
4. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 2005.
5. Два подхода к оценке работников. // Управление персоналом. 2006, №4
6. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. - М.: Экономика, 2008.
7. Крылов А. А. Психология: учебник (2-е издание), Издательство Проспект, 2005.
8. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 2006.
9. Положение об адаптации персонала | HR-Portal / hr-portal.ru
10. Профориентация и профотбор — Студопедия /studopedia.ru
11. Профпригодность | BG система выбора профессии / profsystem-bg.com
12. Психологический словарь. М.: Педагогика, 2005.
13. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М., 2006.
14. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. -Алма-Ата, 2009.
15. Статья Александра Панкрухина - Диагностика и развитие лидерских способностей http://www.7ya.ru/
16. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
17. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест: психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов, Н.П.Фетискин)
Шкалы: психологическая избирательность, практически-психологический ум, психологический такт, социальная воздейственность, требовательность к другим людям, критичность, склонность к организаторской деятельности, индивидуальные различия в организаторских способностях личности
Назначение теста:
Методика предназначена для определения интегральных организаторских способностей личности.
Инструкция к тесту.
В форме таблиц представлены наиболее значимые организаторские способности личности и их составляющие. Пользуясь пятибалльной системой, вам необходимо произвести оценку каждого качества либо в форме самооценки, либо в виде оценки независимого эксперта. Желательно давать объективные и искренние ответы, не допуская пропусков. Значения пятибалльной оценки:
• 5 – черта ярко выражена, проявляется зримо и постоянно.
• 4 – черта проявляется довольно часто.
• 3 – эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабой форме.
• 2 – качество проявляется очень редко и малозаметно.
• 1 – качество полностью отсутствует.
В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).
В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-) – угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) – отсутствие каких-либо изменений в обозримом периоде.
Тест
Профиль личностных качеств, составляющих структуру организаторских способностей
1. Психологическая избирательность (способность наиболее глубоко отражать психологию других людей) полно и
№ 5 4 3 2 1 б в
1. Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека.
2. Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность).
3. Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах).
4. Способность давать меткие характеристики людям.
5. Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности.
6. Видит ли важные (существенные) психологические особенности других людей.
7. Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей.
8. Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива.
9. Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.
Общий балл (Σ)
Средний балл (М); М =Σ/n, где
n – количество качеств
2. Практически-психологический ум (ум «практика-психолога», владение практической психологией)
1. Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей.
2. Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей.
3. Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях.
4. Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности.
5. Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи.
6. Способность обучаться организаторским знаниям, навыкам и умениям:
• быстро
• прочно
7. Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности.
8. Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможных исполнителей.
9. Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других).
Общий балл (Σ)
Средний балл (М); М =Σ/n, где
n – количество качеств
3. Психологический такт (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними)
1. Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева.
2. Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека.
3. Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»).
4. Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.
5. То же, но в зависимости от временных состояний.
6. То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом.
7. Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям.
8. Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения).
9. Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям.
Общий балл (Σ)
Средний балл (М); М =Σ/n, где
n – количество качеств
4. Социальная воздейственность (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них)
1. Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию.
2. Способность к волевому воздействию на других.
3. Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией.
4. Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям.
5. Способность воздействовать на других убедительностью доводов.
6. Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами.
7. Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу).
8. Способность создавать в группе уверенность в успехе дела.
9. Способность правильно выбирать момент решающего воздействия.
Общий балл (Σ)
Средний балл (М); М =Σ/n, где
n – количество качеств
5. Требовательность к другим людям (следует заметить, что это качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью к себе)
1. Способность быстро принимать решения о предъявлении требования.
2. Постоянство в предъявлении требований.
3. Самостоятельность в требованиях.
4. Гибкость в требованиях.
5. Настойчивость в требовательности.
6. Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки).
7. Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Общий балл (Σ)
Средний балл (М); М =Σ/n, где
n – количество качеств
6. Критичность (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается с самокритичностью)
1. Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны.
2. Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей.
3. Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.
4. Прямота и смелость, критичность без придирчивости.
5. Логичность и аргументированность критических замечаний.
6. Глубина и существенность критических замечаний.
7. Постоянство критичности.
8. Доброжелательность критичности.
Общий балл (Σ)
Средний балл (М); М =Σ/n, где
n – количество качеств
7. Склонность к организаторской деятельности (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать)
1. Потребность в организаторской деятельности.
2. Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей.
3. Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.
4. Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других.
5. Неутомимость в организаторской работе.
6. Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы.
7. Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде).
8. Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности.
Общий балл (Σ)
Средний балл (М); М =Σ/n, где
n – количество качеств
Обработка и интерпретация результатов теста
По каждому из исследуемых качеств определяется общий (Σ) и усредненный показатель (М) в баллах. На основе этих данных необходимо сделать обобщение либо в форме таблицы, либо «личностного профиля»
О степени выраженности того или иного качества можно судить по содержательной характеристике приведенной выше пятибалльной системы.
Если при обобщении независимых характеристик встречаются случаи, когда по одному и тому же показателю разные люди дают разные оценки, превышающие два и более балла (например, один характеризующий ставит 5 баллов, а другой – 3, или соответственно 4 и 2, 3 и 1, тем более 5 и 1, 5 и 2, 4 и 1), то среднюю арифметическую оценку выводить неправомерно. Здесь необходимо дополнительное изучение характеризуемой личности по данному показателю. Во всяком случае, подобное несовпадение должно быть специально отмечено при обобщении.
Психологическую характеристику организаторских способностей необходимо дать на основе обобщения данных таблицы (психологической избирательности, практически-психологическому уму, психологическому такту и др.)
Обобщение завершается указанием на наиболее значимые для данной личности индивидуальные различия в организаторских способностях, а также тенденций их развития.
На основе указанного выше материала делается общий краткий вывод об изучаемой личности с точки зрения ее организаторских возможностей: не способен к самостоятельной организаторской деятельности, проявляет слабые или средние организаторские способности, проявляет хорошие способности, очень способный организатор.
Информация о работе Психофизиологические особенности профессиональной пригодности личности