Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:04, контрольная работа

Описание

Основной задачей контрольной работы является изучение широкого круга психофизиологических, психических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надёжность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворённость трудом и психофизиологические ресурсы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека…………4
2.Факторы деятельности, вызывающие утомление…………………………..8
3.Характеристика эмоциональных состояний………………………………..10
3.1.Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний…………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

психофизиология.docx

— 34.61 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права»

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

         по дисциплине:  Психофизиология профессиональной деятельности.

на тему: «Психофизиологический  аспект трудовой деятельности человека».

 

 

 

 

                                                 Выполнил: студент 4 курса

                                             Борисов Егор Евгеньевич

                                        шифр УП N 0722001-з

                                    адрес: г. Хабаровск, 

                                    ул. Вяземская 8-184

                                                                                                                                                

                                                    Проверил: _______________

 

 

Хабаровск 2010

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека…………4

2.Факторы деятельности, вызывающие утомление…………………………..8

3.Характеристика эмоциональных состояний………………………………..10

3.1.Факторы,  определяющие развитие эмоциональных  состояний…………..11

Заключение………………………………………………………………………14

Список  литературы……………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Создание  производства  мирового  класса  постоянно  связано  с  людьми, работающими на предприятии. Оптимальные системы, процедуры  и правильные принципы организации  производства играют важную  роль.

Формирование у работников нужной компетенции начинается уже при  подборе  кадров  и  приеме  на  работу кадров. Люди, которые  придут на предприятие,   должны соответствовать  различным аспектам  данного производства.

Одним из важных факторов при приеме на работу на промышленное предприятие  является психофизиологический аспект трудовой деятельности личности.

Сама профессиональная деятельность работников предполагает психофизическое  напряжение и высокий процент  факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе –  это обычное и часто возникающее  явление.

Актуальность данной контрольной работы заключается в необходимости исследования индивидуально – психологических и психофизиологических особенностей личности в связи в условиях постепенного перехода нашей промышленности на мировой уровень.

Основной  задачей контрольной работы является изучение широкого круга психофизиологических, психических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надёжность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворённость трудом и психофизиологические ресурсы.

 

 

    1. Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека.

 

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс  преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно, эргономические исследования и рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей  психических и физиологический  процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, с предметом  труда и окружающей физико-химической и психологической средой.

Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства имеют  также определенную структуру, рассматриваемую  в теориях личности. Окружающая среда  и сама деятельность могут приводить  к изменению состояния человека. Процесс длительности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся  взаимодействующий субъект (или  коллектив) и сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонента деятельности может выступать и  орудие труда, если оно относится  к классу автоматических устройств1.

В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить  как динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния  предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного  состояния посредством трудовых - информационных и энергетических воздействий. Эти воздействия человек  может осуществлять непосредственно  на предмет труда или через  промежуточное устройство - орудие труда. При этом человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, промежуточного устройства и  среды. Цель труда у человека формируется на основе мотивов, потребностей, установок (своих или получаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая  из памяти информация преобразуется  по одному из тех типов переработка  информации человеком: прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная  связь, автоматизированное действие), репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования информации по известным правилам), продуктивного (или творческого) мышления. С помощью этих преобразований формируется  прогнозируемый результат трудового  воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.

Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия, мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают активационные  воздействия, обусловленные уровнем  бодрствования, эмоциональным и  волевым напряжениям, функцией внимания. В основе информационных и энергетических преобразований, представляющих собой  суть трудового воздействия на предмет  труда, лежат физико-логические процессы. В целом вся описанная функциональная структура представляет собой систему "человек - орудие труда - среда".

Предметом труда не обязательно  может быть объект внешнего мира. Человек  способен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудового  воздействия, целиком в сфере  субъективного отражения, создавая "духовный продукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называют предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и  формирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий, планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельности практически  не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном преобладании одного из них.

Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное  устройство определяется главным образом  тем, какие свои функции как преобразователя  информации и энергии человек  передал этому устройству. Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": с промежуточными устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.

При работе с простыми орудиями труда  весь поток информации, необходимый  для управления воздействием на предмет  труда, преобразует человек и  он, таким образом, во всех отношениях и в любой момент осуществляет и контролирует процесс воздействия. Машина в интересующем нас аспекте  является преобразователем информации, а не только энергии, т.е. она частично без участия человека формирует  командные сигналы и регулирует воздействие. В результате принципиальная особенность работы человека с машиной  заключается в неполном контроле с его стороны за протекающим  процессом воздействия на предмет  труда.

Первый тип систем, которые можно  называть системами "человек - инструмент", делится на четыре класса в зависимости  от того, какую функцию человека реализует орудие труда.

1. С эффективными орудиями (инструментами). Психофизиологическая особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на предмет труда по сравнению с естественными двигательными реакциями человека.

2. С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный образ предмета труда превращается в измененный образ, который можно рассматривать как простейшую информационную модель предмета. Эта модель гомофорфна объекту. Искусственного кода здесь нет, а есть изменение масштаба, ракурса, выпадение отдельных признаков и появление новых (например, при работе с микроскопом). В результате человек должен в процессе обучения выработать специальный (отличный от жизненного опыта) набор энграмм - эталонов, необходимых для восприятия.

3. С орудиями памяти (например, чертеж, фотография, запись). В этом случае используется искусственный код. Перекодирование как специфический психический процесс становится важным компонентом деятельности человека.

4. С орудиями преобразования информации (счеты, логарифмическая линейка). В результате использования таких орудий  происходит изменение психологической структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного мышления человек может превратить в простые операции прямого замыкания, высвобождая тем самым свой мозг для творческого мышления.

Второй тип систем, или систем "человек - машина", делится на три класса:

1. С простой машиной, в которой совершается преобразование информации по элементарной линейной программе (передача то человека части реакций прямого замыкания). Обратная информация от предмета труда поступает почти полностью к человеку, и он сам вносит коррективы в программу машины.

2. С репродуктивно - преобразующей машиной (обычные ЭВМ). В этом классе характерным является существенное, почти полное отчуждение человека от предмета труда и его преобразования. Если человеку понадобится включиться в рабочий процесс, он должен будет по искусственному коду реконструировать как состояние предмета труда, так и процессы, которыми управляет машина.

3. С продуктивно - преобразующей машиной (самоорганизующиеся кибернетические устройства). Взаимодействие человека с такой машиной уже носит характер информационного обмена между относительно замкнутыми системами информации2.

Человека, работающего с помощью  машины, будем называть оператором. Ввиду того что именно этот тип деятельности является основным предметом эргономического исследования, рассмотрим его психофизиологическую сущность более подробно.

2.Факторы деятельности, вызывающие утомление

 

 

Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо абсолютной величины нагрузки на степени развития утомления сказывается  еще ряд факторов, среди которых  необходимо выделить следующие:

- статический или динамический  характер нагрузки;

- интенсивность нагрузки, т.е. ее  распределение во времени;

- постоянный и ритмический характер  нагрузки.

Статическая физическая нагрузка при  прочих равных условиях ведет к большему развитию утомления, чем динамическая, причем субъективное ощущение усталости  в этом случае выражено особенно отчетливо.

Время наступления утомления и  его выраженность зависят от степени  интенсивности нагрузки следующим  образом: при увеличении интенсивности  нагрузки утомление наступает раньше, при уменьшении интенсивности нагрузки - время наступления утомления  не изменяется (в последнем случае производительность труда значительно  снижается, что невыгодно). Существует определенная оптимальная интенсивность  нагрузки, при которой утомление  развивается медленнее всего.

Помимо величины нагрузки существует ряд дополнительных или способствующих развитию утомления факторов. Сами по себе они не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием  основного фактора, способствуют более  раннему и выраженному наступлению  утомления. Эти факторы можно  разбить на три больших группы:

1) микроклимат; 2) использование техники; 3) нарушение режима труда и  отдыха.

К первой группе относятся: пониженное содержание кислорода во вдыхаемом  воздухе, повышенное содержание углекислого  аза, высокая температура среды, повышенная влажность, изменение барометрического давления и т.п.

Наибольшим разнообразие характеризуется  вторая труппа. Среди причин, входящих в эту группу, следует назвать  изменение состава воздуха - загрязненность его различными газами (например, продуктами неполного сгорания топлива и  др.); действие механических сил ведущих  к вибрации, тряске, ускорениям, воздействие  электромагнитных колебаний, шумов  и ультразвука, изменение освещенности, неудобство рабочей позы и многое другое.

Наконец к третьей группе относятся  факторы, связанные в основном с  нарушением режима труда и отдыха: недостаточность времени для  восстановления сил после утомления, неправильное использование перерывов  между работой, непродуманное планирование работы и отдыха.

Информация о работе Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека