Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:04, контрольная работа

Описание

Основной задачей контрольной работы является изучение широкого круга психофизиологических, психических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надёжность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворённость трудом и психофизиологические ресурсы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека…………4
2.Факторы деятельности, вызывающие утомление…………………………..8
3.Характеристика эмоциональных состояний………………………………..10
3.1.Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний…………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

психофизиология.docx

— 34.61 Кб (Скачать документ)

На развитие утомления сильно влияют эмоциональные факторы. Выраженность и время наступления утомления  человека, его общего и специального физического развития и т.п.

Среди видов утомления следует  специально указать на один специфический  вид, возникающий при отсутствии деятельности. Он довольно часто встречается  в современном производстве у  специалистов, деятельность которых  связана с приемом нерегулярно  и неожиданно поступающей информации, т.е. работающих в режиме ожидания. Этот вид утомления занимает промежуточное  место между общим и умственным утомлением. Чувство усталости у  этих специалистов частично обусловлено  статической рабочей позой, хотя в основном определяется развитием  сенсорной напряженности.

Сказанное позволяет считать, что  описанные фазы определяются сочетанием физических и информационный характеристик  работы. Но существует еще одна специфическая  форма изменения функционального  состояния оператора, в меньшей  степени связанная с физическими  характеристиками. Это в основном реакция организма оператора  на информационную структуру системы. Такая форма измененного функционального  состояния называется специфической  напряженностью.

Динамика работоспособности, динамика утомления являются неспецифическими проявлениями организма, общей реакцией на интенсивность и экстенсивность рабочей деятельности.

3.Характеристика эмоциональных состояний.

 

Под эмоциональными понимаются состояния, вызванные переживанием человеком  его отношения к внешнему миру и к самому себе и характеризуемые  изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней  среды. Таким образом, эмоциональное  состояние тесно связано с  индивидуальной семантической значимостью  поступающей к человеку информации и являются как бы коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемый только информационной структурой раздражителя. Например, можно установить закономерное усиление эмоциональных состояний  по мере возрастания цены решения. Показано, что при фиксированной цене решения  имеется прямая связь степени  эмоции от величины энтропии, остающейся к моменту необходимой выдачи решения (недостаточность информации как эмоциогенный фактор по П.В. Симонову).

Это положение делает понятным и  ту связь эмоциональных состояний  с описанными выше общими функциональными  состояниями, особенно с состояниями  адекватной мобилизации и динамического  рассогласования и с рядом  внутренних характеристик личности, например, уровнем тревожности, который  сказывается на придаваемых значениях  индивидуальной (субъективной) семантической  значимости.

Из сказанного становится также  ясно, что любой вид сознательной человеческой деятельности всегда в  той или иной мере связан с развитием  эмоциональных состояний.

При изучении эмоциональных реакций  следует отчетливо различать  две его формы - эмоциональное  напряжение и эмоциональную напряженность. Эмоциональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее успешного выполнения той или иной деятельности и связано с волевым актом, направленным на эту деятельность, т.е. оно характеризует ту степень эмоциональных сдвигов, которые обуславливают наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации.

В тех случаях, когда наступает  динамическое рассогласование между  объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и появляются связанные с этим отрицательные  изменения в двигательных и психических  функциях, наступает состояние эмоциональной  напряженности. При этом наблюдается  и снижение устойчивости ряда психических  функций. Момент перехода эмоционального напряжения в эмоциональную напряженность  определяет так называемую эмоциональную  устойчивость. Чем меньше эмоциональная  устойчивость, тем скорее при меньших  значениях эмоционального фактора  развивается состояние эмоциональной  напряженности. Эмоциональная устойчивость является показателем, очень тесно  связанным с таким свойством  личности, как уровень тревожности, она очень низка у лиц с  высоким уровнем тревожности.

Следующее качество - эмоциональная  возбудимость - определяет быстроту развития того или иного эмоционального состояния, т.е. это качество очень близко к  тому, которое характеризует эмоциональную  устойчивость.

 

3.1.Факторы, определяющие  развитие эмоциональных состояний.

 

На основании данного представления  о сущности эмоциональных реакций  становится ясным, что их развитие определяют две группы факторов - внешние и  внутренние.

Внешние эмоциогенные факторы. К ним относятся прежде всего так называемые экстремальные факторы, т.е. такие, физические или информационные характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. Чем более выражена экстремальность фактора, тем выше вероятность появления выраженных степеней эмоциональных сдвигов. Характер этих сдвигов определяется видом реакции, развивающейся в результате воздействия. В случае формирования адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действий фактора или на поддержание необходимого уровня деятельности при продолжении действия экстремальности, как правило, наблюдается та или иная степень эмоционального напряжения.

 Развитие реакции тревоги,  характеризующей тенденцию ухода  от экстремального фактора,  правило,  наблюдается та или иная степень  эмоционального напряжения.

 Развитие реакции тревоги,  характеризующей тенденцию ухода  от экстремального фактора, неспособность  к мобилизации функций ведут  к появлению различных степеней  эмоциональной напряженности полоть  до появления резко выраженных  отрицательных эмоций.

К этой же группе факторов относятся  и те, которые характеризуются  очень высокой значимостью, хотя сами по себе факторы не являются экстремальными. Знак возникающей эмоциональной  реакции и сила ее развития в этом случае, как правило, определяется сочетанием ряда внутренних по отношению к человеку факторов.

Внутренние эмоциогенные факторы. Сами по себе эти факторы не являются эмоциогенными, они лишь тому или иному внешнему фактору необходимую степень эмоциональности. К этим факторам относятся такие, как характеристики нервной деятельности, темперамент, уровень тревожности, ригидность личности, и т.п. - они, как правило, определяют уровень реакции.

Такие факторы, как характеристика энграммных преобразований (особенности  памяти, внимание), ответственные за степень знакомости с возникающей  ситуацией и быстроту и скорость принятия решения, определяют не только степень развития эмоциональных состояний, но и их знак. Весьма близка к ним и такая характеристика личности, как уровень притязаний. Наконец, в эту же группу следует отнести и такие факторы, как мотивы, установки и близкие к ним характеристики типа идеалов и т.п. Наиболее выражено их влияние на эмоциональную устойчивость, которая, при положительных мотивах может быть настолько высокой, что полностью исключает появление эмоциональной напряженности.

Управление эмоциональными состояниями - одна из задач эргономики. Можно  активно управлять поведением человека - оператора, вводя те или иные эмоциогенные факторы. Например, для поддержания  высокого уровня бдительности при монотонной работе операторов наблюдения и контроля воздействие на эмоциогенную сферу  является наиболее эффективным.

Если мы имеем дело с эмоциональной  напряженностью, то здесь позиция  становится иной, это состояние явно  неблагоприятное, и все усилия должны быть направлены на перевод этого  состояния в состояние эмоционального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В связи  с постоянным изменением характера  труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряжённости  существенными направлениями гуманизации  и повышения надёжности труда  становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация  его психофизиологических состояний, решение задач профессионального  отбора и профпригодности, определение  и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности.

Психофизиология профессиональной деятельности – профессиональная деятельность как особая форма поведения человека, деятельность эффективная, свойственная профессионалу. Теоретические исследования направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология использует полученные знания в качестве научной основы прогнозирования результатов профессиональной деятельности персонала, обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью.

Рассмотренные в данной работе психологические  аспекты трудовой деятельности человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надёжность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворённость трудом и психофизиологические ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Балковская Т. З.   Основные психические явления в трудовой деятельности : учеб. пособие / Т. З. Балковская, И. С. Радченко. – Хабаровск : ХГАЭП, 2003. 
  2. Данилова Н. Н. Психофизиология : учебник. – М. : Аспект-Пресс, 1999.
  3. Мунипов В.М., Зинченко В.П.  Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды.  Учебник. – Изд. «Логос», 2001.
  4. Психология : учебник / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2007.
  5. Психология труда : учебник / под ред. А. В. Карпова. – М. :  Владос-Пресс, 2005.
  6. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития : хрестоматия. – М. : Радим, 1995.
  7. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика/ Энциклопедический словарь/ - Изд. Деловая книга, 2000.
  8. Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. – СПб. : Питер, 2001.
  9. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003.
  10. Столяренко Л. Я. Основы психофизиологии. – Ростов-на-Дону :  Феникс, 1996.
  11. Толочек В. А. Современная психология труда : учебное пособие. – СПб. : Питер, 2005.
  12. Шадриков В. Д.  Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика/ Энциклопедический словарь/ - Изд. Деловая книга, 2000.

2 Мунипов В.М., Зинченко В.П.  Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды.  Учебник. – Изд. «Логос», 2001.

 


Информация о работе Психофизиологический аспект трудовой деятельности человека