Психофизиология профессиональной адаптации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание

На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин – изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

Содержание

Введение
1. Психофизиология профессиональной адаптации личности

1.1.Характеристика профессиональной адаптации личности 4
1.2. Типы профессиональной адаптации 6
2. Этапы формирования профессиональной адаптации личности 17
3. Исследования профессиональной адаптации личности 25
Заключение 29
Список литературы 30 Приложение 1. Социально-психологической адаптации личности К.Роджерса и Р. Даймонда

Работа состоит из  1 файл

кУРСОВАЯ.doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)

2.     Григорьева Н.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебный курс [Электронный ресурс] / Григорьева Н.Н. - М.: ЦДОТ МИЭМП. – Режим доступа : http://www.e-college.ru/xbooks/xbook116/book/index/index.html?go=part-005*page.htm (дата обращения 22.10.2011)

3.     Куприн А.А. Эффективность трудовой адаптации как предпосылка успешной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Куприн А.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. -  № 2. - С. 229-233.

4.     Латуха, М. О. Адаптация персонала [Электронный ресурс] / М. О. Латуха // Справочник кадровика. - 2009. - N 4. - С. 109-116.

5.     Лебедев, А.Н. Оценка психологических параметров личности по электроэнцефалограмме / А.Н. Лебедев, И.Ю. Мышкин, Б.Г. Бовин // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23, № 3. - С. 96-104.

6.     Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 199 с. : ил.; 21 см.

7.     Невара, А. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации молодых сотрудников в ходе их профессионального становления в должности [Электронный ресурс] / А. А. Невара // Юридическая психология. - 2009. - N 2. - С. 23-26.

8.     Носс И.Н. Профессиональная психология: Психологический отбор персонала. - М., Владивосток: Изд-во «Лит», 2005. 15 п.л.

9.     Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 16 п.л.

10. Основы психофизиологии : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология", и для постдипломного образования / отв. ред. Ю. И. Александров. - Москва : Инфра-М, 2007. - 431 с.

11. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Панченко Л. Л. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.

12. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие, 2-е изд./Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

13. Рыбников, О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Управление персоналом" / О. Н. Рыбников. - Москва : Академия, 2010. – 317с.

14. Рыбников, О. Отдых: научная организация не-труда [Электронный ресурс] / Олег Рыбников // Кадровик. - 2010. - N 9; N 9. - С. 28-34.

 

 

 


 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния "прямого отождествления". То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм "нейтрализации" установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2" - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и "3" - не решаюсь отнести это к себе.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

1.               "Адаптация";

2.               "Приятие других";

3.               "Интернальность";

4.               "Самовосприятие";

5.               "Эмоциональная комфортность";

6.               "Стремление к доминированию".

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

 

Процедура проведения

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

              0 - это ко мне совершенно не относится;

              1 – мне это не свойственно в большинстве случаев;

              2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

              3 - не решаюсь отнести это к себе;

              4 - это похоже на меня, но нет уверенности;

              5 - это на меня похоже;

              6 - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Обработка результатов

Ключ

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

а

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

(68-170)

68-136

b

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

(68-170)

68-136

2

а

Лживость –

34, 45, 48, 81, 89

(18-45)

18-36

b

Лживость +

8, 82, 92, 101

 

3

а

Приятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

(22-52)

22-42

b

Неприятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(14-35)

14-28

4

а

Приятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

(12-30)

12-24

b

Неприятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

(14-35)

14-28

5

 

а

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

(14-35)

14-28

b

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

(14-35)

14-28

6

 

а

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 91, 98

(26-65)

26-52

b

Внешний контроль

25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

(18-45)

18-36

7

а

Доминирование

58, 61, 66

(6-15)

6-12

b

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

(12-30)

12-24

8

 

Эскапизм (уход от проблем)

17, 18, 54, 64, 86

(10-25)

10-20

 

 

 

 

Интегральные показатели

       Адаптация: ;

       Самопринятие: ;

       Принятие других: ;

       Эмоциональный комфорт: ;

       Интернальность: ;

       Стремление к доминированию: ;

Интерпретация результатов:Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых - без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.

 

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда/Текст опросника

Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики

1.               Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2.               Нет желания раскрываться перед другими.

3.               Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4.               Предъявляет к себе высокие требования.

5.               Часто ругает себя за сделанное.

6.               Часто чувствует себя униженным.

7.               Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8.               Свои обещания выполняет всегда.

9.               Теплые, добрые отношения с окружающими.

10.           Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.

11.           В своих неудачах винит себя.

12.           Человек ответственный; на него можно положиться.

13.           Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14.           На многое смотрит глазами сверстников.

15.           Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16.           Собственных убеждений и правил не хватает.

17.           Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18.           Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебирая способы мщения.

19.           Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.

20.           Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21.           Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.

22.           Люди, как правило, ему нравятся.

23.           Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24.           Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25.           Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26.           С окружающими обычно ладит.

27.           Всего труднее бороться с самим собой.

28.           Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29.           В душе оптимист, верит в лучшее.

30.           Человек неподатливый, упрямый, таких называют трудными.

31.           К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32.           Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33.           Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.

34.           Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35.           Человек с привлекательной внешностью.

36.           Чувствует себя беспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.

37.           Приняв решение, следует ему.

38.           Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39.           Испытывает чувство вины, даже если винить себя как будто не в чем.

40.           Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41.           Всем доволен.

42.           Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43.           Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44.           Уравновешен, спокоен.

45.           Разозлившись, нередко выходит из себя.

46.           Часто чувствует себя обиженным.

47.           Человек порывистый, нетерпеливый, горячий, не хватает сдержанности.

48.           Бывает, что сплетничает.

49.           Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50.           Довольно трудно быть самим собой.

51.           На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52.           Происходящее с ним толкует на свой лад. Способен напридумывать лишнего, словом, не от мира сего.

53.           Человек, терпимый к людям, принимает каждого таким, каков он есть.

54.           Старается не думать о своих проблемах.

55.           Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.

56.           Человек стеснительный. Легко тушуется.

57.           Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58.           В душе чувствует превосходство над другими.

59.           Нет ничего, в чем бы он выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».

60.           Боится того, что подумают о нем другие.

61.           Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62.           Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.

63.           Человек деятельностный, энергичный, полон инициатив.

Информация о работе Психофизиология профессиональной адаптации личности