Психологічної практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 06:03, контрольная работа

Описание

В статье формулируются основные методологические черты психотехнической системы: 1) включенность прагматических и этических ценностей в ткань теории; 2) "пользователем" ее является психолог-практик; 3) объектом такой теории становится не психика, сознание и пр., а работа-с-сознанием; 4) центральный предмет и метод психотехнической теории находятся в таком соотношении, что конструируемый, исходя из идеи центрального предмета, практический метод воздействия является в то же время оптимальным эмпирическим методом исследования этого предмета.

Содержание

1.Процес психологічної практики…………………………………………..3
2.Комунікативні техніки в психологічній практиці……………………....10
3.Креативність психолога в психологічній практиці……………………..17
Список використаної літератури……………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Осн псих практики.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

   Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей назависимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.

   Множество теорий обуславливается многообразием  человеческого общения и многообразием  подходов к проблеме психологии общения.

   Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.

   Вспомним  Аристотеля, его представления о  коммуникации можно представить  в виде схемы:

    ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).

   И эта триада, правда, в несколько  ином звучании, - "коммуникатор - сообщение - коммуникант", - присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.

   Интересная  модель коммуникации была предложена в 30-е годы               Г. Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

   Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?

   Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о конкретном коммуникационном процессе.

   Поскольку целью нашей работы является обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности, необходимо прояснить понятие критерия. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (49). Для психолога-консультанта одним из таких критериев является умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и реализовывать адекватные способы общения с ними.

   А.А. Вербицкий под ПВК (профессионально важные качества), которые могут быть также критериями, понимает способности субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют возможности человека в профессиональной деятельности, пригодности к ней.

   По  уровням овладения профессиональной, в нашем случае коммуникативной  деятельности выделяют:

   * первоначальные умения, представляющие  собой осознание цели действия  и поиск способов ее выполнения, когда ярко выражен характер  проб и ошибок;

   * частично умелую деятельность, которая  характеризуется овладением умениями  в выполнении отдельных приемов,  операций, уточнением необходимой системы знаний, сформированностью специфических для данных действий навыков, появлением творческих элементов деятельности;

   * умелую деятельнсть как творческое  использование знаний и навыков  с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения (на уровне тактики деятельности);

   * мастерство как овладение умениями  на уровне стратегии деятельности, творческого использования различных  умений (технологий).

   Различение  умений по уровням овладения актуально, так как содержание психолого-консультативной работы дифференцируется в зависимости от выявленного уровня сформированности коммуникативных умений у психолога-консультанта.

   В профессии психолога важнейшее  значение имеет коммуникативная  компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно взаимодействовать, т.е. получать обратную связь. Понятие коммуникация происходит от латинского communicatio, communico - делаю общим, связываюсь, общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи. Общение - это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально), так и невербально, т.е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.

   Учитывая  сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

   Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей, а также в процессе психологической консультации.

   Выделим 3 функции общения:

    * познавательная

    * коммуникативная

    * регулятивная (управленческая)

   Успешное  выполнение всех этих функции имеет  огромное влияние на процесс и  результат психологического консультирования, однако, наша работа призвана осветить коммуникативную сторону общения, а также выдвинуть критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

   Определим коммуникативные умения как синтез общепсихологических, социально-психологических  и специально-профессиональных качеств  личности.

    Коммуникативные умения формируются двумя путями:

* в ходе  разнообразной социальной практики, в которую личность включена;

* в ходе  специальной подготовки к общению.

   Профессиональные  умения определяют успешность практической деятельности прихолога-консультанта, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники". Продуктивные - плодотворные, положительные, прогрессивные, формирующие, результативные, эффективные.

   Умения, необходимые для общения личности можно условно разделить на семь групп:

   1. речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения;

   2. социально-психологические умения  связаны с овладением процессами  взаимосвязи взаимовыражения, взаимопонимания,  взаимоотношения, взаимопроявлений  и взаимовлияний;

   3. психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегуляции;

   4. умение использовать нормы речевого  этикета в соответствии с конкретной  коммуникационной ситуацией;

   5. умения использовать невербальные  средства общения;

    6. умения  общаться в политической деятельности;

    7. умения  взаимодействовать.

   Таким образом, психотехнология общения - это система социально-психологических  алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок их реализации в соответствующих коммуникационных ситуациях.

   Наиболее  важные и длительные эффекты на развитие человечества в истории оказывали  слова, а не войны. Большинство великих  истин было открыто очень давно. Сочетая опыт наших предков и  современные знания, мы неизменно  делаем правильный выбор.

   Например, сегодня известно, что определенные функции ассоциируются с деятельностью  левого полушария мозга, тогда как  другие с деятельностью правого  полушария. Для левого полушария  обычно характерны логика, факты и  аналитическое обоснование. Мышление правого полушария в большей мере определяется чувствами и эмоциями.

   Вспомним  Аристотеля (кн. "Риторика"). Первая вещь, которую Аристотель считал необходимой  для убеждения другого человека, состоит в обращении к его "логосу". Это греческое слово означает логику. Мы должны представить логические и фактические обоснования для действия. Но Аристотель полагал, что фактов недостаточно. Если бы это было так, никто не курил бы сигарет и каждый, кто водит автомобиль, всегда пристегивался. Аристотель говорил, что мы должны апеллировать также к "пафосу" человека (греч. - эмоции).

   По  мнению Аристотеля, все человеческое поведение является смесью рационального  и иррационального - сознательного  и бессознательного. Важно апеллировать как к "логосу" (логике), так  и к "пафосу" (эмоциям).

   Наряду  с такими качествами психолога-консультанта, как умение изложить факты, вывести  клиента на уровень эмоций (переживаний), помочь ему осуществить выбор (на какой из "-" хватит сил), важное значение имеет то, что клиент (человек) хочет вести дела с тем, кто ему нравится, кому он доверяет и в ком он уверен. Клиент также хочет, чтобы психолог-консультант был сердечным, дружелюбным и человечным. Люди не хотят вести дела с психологом, которого считают холодным, равнодушным и высокомерным. Аристотель называл все это греческим словом "этос".

   У клиента будет 5 вопросов в отношении  психолога-консультанта как индивидуума. Он никогда не задаст вопросы прямо, но, тем не менее, он сформулирует ответы на основе своего впечатления о нем. Эти ответы на 5 вопросов будут определять взаимоотношения и являются самым важным ключом к его профессиональному успеху.

    1. Вы  надежны и заслуживаете доверия?

    2. Вы  искренни?

    3. Вы  компетентны?

    4. Ваше  внимание сосредоточено на клиенте?

    5. Вы  нравитесь мне?

   Человек склонен находить оправдание на основе фактов, совершать действия на основе чувств и вести дела (консультироваться) с людьми, которые ему нравятся, вызывают доверие и уверенность.

   Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного общения:

    1. Факты: логическое обоснование

    2. Чувства:  эмоции и переживания ( личностный  смысл)

    3. Этос: любовь, доверие, признание (Ваше  умение взаимодействовать).

   Таким образом, именно личность психолога-консультанта во многом определяет продуктивность как коммуникативной деятельности, так и всего консультативного процесса. 
 
 

    3. Креативність психолога в психологічній практиці 
     

   Понятие креативности. Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.

   Л. С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность - характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.

   Л. С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.

   С. Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940.

   Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной  творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.

Информация о работе Психологічної практики