Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 06:03, контрольная работа
В статье формулируются основные методологические черты психотехнической системы: 1) включенность прагматических и этических ценностей в ткань теории; 2) "пользователем" ее является психолог-практик; 3) объектом такой теории становится не психика, сознание и пр., а работа-с-сознанием; 4) центральный предмет и метод психотехнической теории находятся в таком соотношении, что конструируемый, исходя из идеи центрального предмета, практический метод воздействия является в то же время оптимальным эмпирическим методом исследования этого предмета.
1.Процес психологічної практики…………………………………………..3
2.Комунікативні техніки в психологічній практиці……………………....10
3.Креативність психолога в психологічній практиці……………………..17
Список використаної літератури……………………………………………22
Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей назависимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.
Множество
теорий обуславливается многообразием
человеческого общения и
Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.
Вспомним Аристотеля, его представления о коммуникации можно представить в виде схемы:
ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).
И эта триада, правда, в несколько ином звучании, - "коммуникатор - сообщение - коммуникант", - присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.
Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е годы Г. Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:
Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?
Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о конкретном коммуникационном процессе.
Поскольку целью нашей работы является обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности, необходимо прояснить понятие критерия. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (49). Для психолога-консультанта одним из таких критериев является умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и реализовывать адекватные способы общения с ними.
А.А. Вербицкий под ПВК (профессионально важные качества), которые могут быть также критериями, понимает способности субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют возможности человека в профессиональной деятельности, пригодности к ней.
По
уровням овладения
*
первоначальные умения, представляющие
собой осознание цели действия
и поиск способов ее
*
частично умелую деятельность, которая
характеризуется овладением
*
умелую деятельнсть как
*
мастерство как овладение
Различение умений по уровням овладения актуально, так как содержание психолого-консультативной работы дифференцируется в зависимости от выявленного уровня сформированности коммуникативных умений у психолога-консультанта.
В профессии психолога важнейшее значение имеет коммуникативная компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно взаимодействовать, т.е. получать обратную связь. Понятие коммуникация происходит от латинского communicatio, communico - делаю общим, связываюсь, общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи. Общение - это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально), так и невербально, т.е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей, а также в процессе психологической консультации.
Выделим 3 функции общения:
* познавательная
* коммуникативная
* регулятивная (управленческая)
Успешное
выполнение всех этих функции имеет
огромное влияние на процесс и
результат психологического консультирования,
однако, наша работа призвана осветить
коммуникативную сторону
Определим коммуникативные умения как синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.
Коммуникативные умения формируются двумя путями:
* в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена;
* в ходе
специальной подготовки к
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности прихолога-консультанта, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники". Продуктивные - плодотворные, положительные, прогрессивные, формирующие, результативные, эффективные.
Умения,
необходимые для общения
1. речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения;
2.
социально-психологические
3. психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегуляции;
4.
умение использовать нормы
5.
умения использовать
6. умения
общаться в политической
7. умения взаимодействовать.
Таким
образом, психотехнология общения -
это система социально-
Наиболее важные и длительные эффекты на развитие человечества в истории оказывали слова, а не войны. Большинство великих истин было открыто очень давно. Сочетая опыт наших предков и современные знания, мы неизменно делаем правильный выбор.
Например,
сегодня известно, что определенные
функции ассоциируются с
Вспомним
Аристотеля (кн. "Риторика"). Первая
вещь, которую Аристотель считал необходимой
для убеждения другого
По мнению Аристотеля, все человеческое поведение является смесью рационального и иррационального - сознательного и бессознательного. Важно апеллировать как к "логосу" (логике), так и к "пафосу" (эмоциям).
Наряду с такими качествами психолога-консультанта, как умение изложить факты, вывести клиента на уровень эмоций (переживаний), помочь ему осуществить выбор (на какой из "-" хватит сил), важное значение имеет то, что клиент (человек) хочет вести дела с тем, кто ему нравится, кому он доверяет и в ком он уверен. Клиент также хочет, чтобы психолог-консультант был сердечным, дружелюбным и человечным. Люди не хотят вести дела с психологом, которого считают холодным, равнодушным и высокомерным. Аристотель называл все это греческим словом "этос".
У клиента будет 5 вопросов в отношении психолога-консультанта как индивидуума. Он никогда не задаст вопросы прямо, но, тем не менее, он сформулирует ответы на основе своего впечатления о нем. Эти ответы на 5 вопросов будут определять взаимоотношения и являются самым важным ключом к его профессиональному успеху.
1. Вы
надежны и заслуживаете
2. Вы искренни?
3. Вы компетентны?
4. Ваше
внимание сосредоточено на
5. Вы нравитесь мне?
Человек склонен находить оправдание на основе фактов, совершать действия на основе чувств и вести дела (консультироваться) с людьми, которые ему нравятся, вызывают доверие и уверенность.
Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного общения:
1. Факты: логическое обоснование
2. Чувства: эмоции и переживания ( личностный смысл)
3. Этос: любовь, доверие, признание (Ваше умение взаимодействовать).
Таким
образом, именно личность психолога-консультанта
во многом определяет продуктивность
как коммуникативной деятельности,
так и всего консультативного процесса.
3.
Креативність психолога
в психологічній практиці
Понятие креативности. Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
Л. С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность - характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.
Л. С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.
С. Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940.
Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.