Психологічної практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 06:03, контрольная работа

Описание

В статье формулируются основные методологические черты психотехнической системы: 1) включенность прагматических и этических ценностей в ткань теории; 2) "пользователем" ее является психолог-практик; 3) объектом такой теории становится не психика, сознание и пр., а работа-с-сознанием; 4) центральный предмет и метод психотехнической теории находятся в таком соотношении, что конструируемый, исходя из идеи центрального предмета, практический метод воздействия является в то же время оптимальным эмпирическим методом исследования этого предмета.

Содержание

1.Процес психологічної практики…………………………………………..3
2.Комунікативні техніки в психологічній практиці……………………....10
3.Креативність психолога в психологічній практиці……………………..17
Список використаної літератури……………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Осн псих практики.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

   Я. А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей - закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Системный фактор здесь - способность действовать «в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность центрального звена психологического механизма творчества - единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) - созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) - его выявление.

   Со  способностью к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены два личностных качества - интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны.

   Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.

   Психологическая гибкость позволяет легко взаимодействовать  рациональному и интуитивному аспектам психики человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма творчества.

   Сила  творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в  достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация  удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.

   Широта  и глубина осознания человеком  многообразных предметных, социокультурных  и других контекстов позволяет ему  опознать «побочные» инновационные  продукты своего творческого поиска.

   Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:

    креативность,

    творческий  потенциал,

    интеллектуальная  активность (Д. Б. Богоявленская),

    надситуативная  активность (В. А. Петровский).

   Креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. - М., 1990. С. 131-148. Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.

   Творческий  потенциал - это «не только способность  к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом». Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества. - М., 1990. С. 149-158.

   В. А. Петровский для характеристики механизма  творческой активности ввел принцип  надситуативной активности. Он постулирует  способность субъекта подниматься  над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом, творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.

   Д. Б. Богоявленская также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности.

   В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л. Б. Ермолаева-Томина) была выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения.

   При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две  группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что  первая группа показала значительно  более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.

   Оптимальным для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, а с другой - видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности.

   Таким образом, проявление творческой активности человека не связано с социальными  условиями его воспитания, не имеет  жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

         Гуманизация современных  образовательных систем побуждает  психолого-педагогическую науку к  поиску новых технологий профессионального образования. Ориентируясь на удовлетворение запроса социума в получении качественной консультативной и коррекционной помощи со стороны психологических служб и практикующих  психологов, высшее образование сегодня формирует новые требования подготовки специалистов-психологов.

   Современный конкурентоспособный профессионал – развитая личность, духовно богатая  и адаптивно-гибкая в условиях рынка, способная к творческой самореализации в рамках профессиональных стандартов. Поэтому, по мнению ряда авторов (В. Д. Потапова, Т. М. Титаренко,             Н. И. Повъякель, И. П. Андрийчук, А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский) развитие творческой активности и профессиональной пластичности   становится стратегическим направлением современного образования в любом  направлении подготовки специалистов. Тем более, это относится к подготовке психологов, успешная деятельность которых, во многом, определяется способностью к нахождению быстрых и адекватных решений в нестандартных ситуациях. Однако, на данном этапе процесс   профессиональной  подготовки в высшей школе, в основном, направлен на   развитие  интеллектуальной сферы будущих специалистов и так называемой профессионально-операциональной системы (знания,  умения,   навыки) в   структуре психологической готовности к профессии по П. П. Горностаю.   Игнорирование развития интуиции, творческих способностей и чувств у психологов, по мнению В. Д. Потаповой, лишает личность сущностных  возможностей адаптации (природной, социальной, профессиональной) к нестандартным условиям. 

    Список  використаної літератури: 

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические  исследования. - М., 1956. – С. 156.
  2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр.соч. в 6-ти т. - М., 1982. - Т.1.; - С. 291-436.
  3. Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества. - М., 1990. - С. 149-158.
  4. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. - М., 1990. - С. 117-130.
  5. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. - М., 1990. - С. 131-148.
  6. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тб., 1984. – С. 89-90.
  7. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986. – С. 122.

Информация о работе Психологічної практики