Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:33, доклад

Описание

1. Приспособление военнослужащих к условиям боевой деятельности.
2. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий.

Работа состоит из  1 файл

Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта.docx

— 23.01 Кб (Скачать документ)

Психологическая адаптация  военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта

 

ВОПРОСЫ:

1. Приспособление военнослужащих  к условиям боевой деятельности.

2. Психологическая адаптация  ветеранов боевых действий.

 

Деятельность многих командиров и начальников Вооруженных Сил  РФ связана с обеспечением адаптации  военнослужащих как к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта, так и их последующей  реабилитации, что требует от них  сбалансированной, целенаправленной и  непрерывной работы.

 

1

 

Термин «адаптация» чрезвычайно  широк и применяется в различных  областях науки. В целом же адаптация  проявляется в возникновении  приспособленческих форм поведения  человека, при переменах обстановки. Психологи употребляют этот термин как определение постоянного  процесса активного приспособления индивида к социально-психологическим  условиям существования. Другими словами  адаптация понимается и как процесс, и как состояние. При этом различаются  состояние устойчивой психологической  адаптации и переадаптации.

Устойчивая психологическая  адаптация - процесс приспособления всех психических функций человека к психологическому климату новых  условий среды с целью получения  максимального удовлетворения, самораскрытия, снижения эмоционального напряжения и  т.д. Данное состояние военнослужащий испытывает в привычной для себя среде обитания и службы до участия  в вооруженном конфликте.

Вооруженный конфликт является мощнейшим фактором дезорганизации психической деятельности, регулирующей поведение военнослужащего в  привычных условиях. У него появляются новые психические реакции. Этот дезорганизующий импульс является сигналом, включающим механизмы регуляции  и компенсации, в результате чего происходит организация нового уровня психической деятельности личности в соответствии с изменившимися  условиями ее функционирования. Это  состояние называется переадаптацией личности военнослужащего.

Психологическая переадаптация - это процесс перехода из состояния  устойчивой адаптации в привычных  условиях службы и быта в состояние  относительно устойчивой адаптации  в условиях служебно-боевой деятельности во время вооруженного конфликта. Этот процесс проходит несколько этапов.

Подготовительный этап адаптации  имеет место, когда военнослужащий предполагает или знает о предстоящем  убытии в зону вооруженного конфликта, а по временным рамкам он совпадает  с подготовкой подразделений  к участию в боевых действиях.

В содержательном плане этот этап носит познавательный характер. Военнослужащий накапливает информацию о среде предстоящего пребывания, условиях боевой деятельности. Важнейшим  условием формирования адаптивного  состояния на этом этапе является деятельность командиров и начальников, направленная на доведение до военнослужащих своевременной и достоверной  информации о предстоящих событиях.

В зависимости от уровня мотивации  на выполнение служебно-боевых задач  в условиях вооруженного конфликта  познавательное поведение военнослужащего  может носить активно-целенаправленный или пассивный характер. При этом необходимым условием выбора военнослужащим того или иного типа познавательной стратегии являются его индивидуально-личностные качества.

Этапу стартового психического напряжения соответствует период служебно-боевой деятельности военнослужащего по прибытии в зону вооруженного конфликта, но перед  участием в боевых столкновениях  с противником (предбоевое возбуждение). Схожее состояние может испытывать спортсмен перед началом соревнований. Этот этап можно считать пусковым механизмом процесса переадаптации. В  это время происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов военнослужащего для их предстоящего использования в условиях боевых действий.

Психическая напряженность, однако, выполняет конструктивную, мобилизующую функцию лишь в том  случае, когда у военнослужащего  имеется чувство относительной  уверенности в себе и в своих  силах, сформированных в предбоевой период и соотнесенных с индивидуальными  качествами личности. В противном  случае напряженность нарастает  на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что  впоследствии также негативным образом  проявится на последующих стадиях  адаптации.

Этап острых психических  реакций входа - является стадией  адаптационного процесса, на которой  военнослужащий, выполняя служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта, непосредственно начинает испытывать на себе стресс-факторы боя. Временные  параметры этого этапа, как правило, не превышают 2-3 месяцев. На данном этапе  военнослужащий начинает испытывать состояние  фрустрации и происходит активизация  адаптационного механизма.

Далее, как показано на схеме, прохождение этапа острых психических  реакций входа обусловливает  два возможных пути развития адаптационных  процессов:

1. Этап переадаптации или  перехода в состояние относительно  устойчивой адаптации к боевым  условиям;

2. Этап неустойчивой психической  деятельности, который в свою  очередь может привести к глубоким  психическим изменениям.

Второй путь наиболее опасен для психики военнослужащего  и характеризуется состоянием дезадаптивности, которое может выражаться в неадекватном реагировании и поведении военнослужащего, обусловленных функционированием  его психики на пределе регуляторных и компенсирующих возможностей или  же в запредельном режиме. В этом случае, как правило, военнослужащему  требуется специализированная психологическая  и медицинская помощь.

Таким образом, разделяясь на два противоположных по своему результату пути, адаптационный процесс определяет благополучие завершения служебно-боевой деятельности военнослужащего в  условиях военного конфликта.

При развитии процесса переадаптации  в благоприятном направлении  военнослужащий вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным  содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики военнослужащего  к возвращению старых форм функционирования и реакций. Завершение участия военнослужащего  в выполнении боевых задач, его подготовка к убытию из зоны вооруженного конфликта  к месту постоянной дислокации сопровождаются симптомами тревожности и напряженности  ожидания момента возвращения к  мирной служебной деятельности.

Этап острых психических  реакций выхода по своему функциональному  значению в некоторой степени  аналогичен этапу реакций входа. Возвращение военнослужащего к  месту постоянной дислокации вновь  предполагает перестройку его психических  реакций и психической деятельности. Причиной тому является несовпадение ожидаемых военнослужащим и реально  существующих условий, с которыми он сталкивается по прибытии из зоны вооруженного конфликта. Во многом это связано  с посттравматическими изменениями  в структуре личности самого военнослужащего, произошедшими после его участия  в боевых действиях. Этот этап характеризуется  широким спектром поведенческих  реакций от возвращения к состоянию  устойчивой реадаптации до дезадаптивного, асоциального поведения.

Индивидуальные возможности  каждого военнослужащего к успешной переадаптации в условиях вооруженного конфликта различны. Их диапазон проходит от весьма высокой способности к  быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до полной невозможности адаптироваться к  служебно-боевой деятельности в данной среде (потенциальная склонность к  дезадаптивным состояниям). Исходя из этого, необходимым этапом психологического обеспечения адаптационных процессов  военнослужащих перед убытием в  зону вооруженного конфликта является диагностика или оценка их адаптивных способностей.

 

2

 

Не менее важным этапом деятельности должностных лиц по психологическому сопровождению адаптационных  процессов военнослужащих является их работа по психологической адаптации  ветеранов вооруженных конфликтов после их прибытия в места постоянной дислокации. Успешность такого рода деятельности во многом зависит от строгого соблюдения общих принципов и правил по психологической  адаптации военнослужащих, участвовавших  в боевых действиях. Командирам и  начальникам, занимающимся такой деятельностью, следует знать:

1. Перед началом работы  необходимо уделить достаточное  время для выработки собственного  представления о психологической  адаптации и прежде всего определить, на что необходимо опираться,  преследуя цели адаптации - на  внешнюю деятельность или на  внутренние ресурсы.

Деятельность (как внешняя, так и внутренняя) сама по себе является уникальным способом адаптации и  независимо от конечного результата создает предпосылки перестроек системы регуляции, то есть в процессе расходования собственных ресурсов параллельно вырабатывается механизм их пополнения.

2. Необходимо обратиться  к анализу собственного жизненного  и профессионально-служебного опыта.  То, что помогало находить выход  в новых, нестандартных ситуациях  взаимодействия с людьми (умение выслушать, терпение, дар убеждения, доброжелательность, любопытство, умение разглядеть сильные стороны другого, побудить его к активным действиям и т.д.), - будет помогать и при работе с военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях.

3. Необходимо тщательно  изучить нормативно-правовую базу, определяющую и регулирующую  права ветеранов боевых действий, особенно дополнительные права  и льготы данных военнослужащих. В силу того, что данные военнослужащие, как правило, высоко чувствительны  к нарушению своих прав, а иногда  даже склонны преувеличивать  их, требуя к себе особого отношения,  хорошее знание законодательных  актов позволит предотвратить  возможные конфликты и побудить  ветеранов воспользоваться предоставленными  льготами для повышения успешности  адаптационных процессов.

4. Следует знать сущность  и содержание основных психологических  понятий в области адаптации  военнослужащих, принимавших участие  в боевых действиях (стрессовое  состояние, посттравматический синдром,  стресс-факторы боя, диагностика  проблем адаптации, реабилитация, профилактика стрессовых расстройств  и т.д.). Это позволит разговаривать  со специалистами по социальной  работе, психотерапевтами, реабилитологами  на одном языке, осуществлять  необходимое взаимодействие в  этой работе.

5. Необходимо также установить  отношения конструктивного взаимодействия  с организациями, занимающимися  проблемами военнослужащих - ветеранов  боевых действий (стационарными  лечебными учреждениями, общественными  организациями, социальными службами, центрами медико-социальной помощи  и т.п.).

Вопросы успешности психологической  адаптации военнослужащих, участвовавших  в боевых действиях, во многом зависят  от согласованности действий широкого круга специалистов.

6. Работа по психологическому  сопровождению процесса адаптации  ветеранов должна носить целенаправленный, плановый и поэтапный характер. Для этого необходимо четко  уяснить для себя содержание  этапов адаптационных процессов.

7. Нужно адекватно оценить  и при необходимости скорректировать  свое личное отношение (социальную  установку) и профессиональную  позицию во взаимодействии с  данной категорией военнослужащих. В случае необходимости следует  провести коррекцию своей позиции,  используя один из предлагаемых  способов:

- познакомиться с достижениями  ветеранов, успешно преодолевших  травматический синдром, вызванный  участием в боевых действиях;

- найти позитивные последствия  участия данного военнослужащего  в вооруженном конфликте;

- настроить себя на  конструктивное взаимодействие;

- попытаться «разрушить»  свои негативные ассоциации, связанные  с восприятием военнослужащих - ветеранов  боевых действий;

- представить военнослужащего,  с которым вы работаете, успешно  адаптированным, как результат своей  профессиональной деятельности;

- проанализировать, как сформировались  ваши актуальные установки на  работу с военнослужащим и  не являются ли они результатом  усвоенных стереотипов мышления;

- убедиться в том, что  вы профессионально можете отличить  внешние атрибуты поведения ветерана  от его внутренней позиции.

8- Необходимо установить  доверительно-конструктивный контакт  с военнослужащим - участником боевых  действий, выбрать правильный стиль  и способы взаимодействия. По  возможности нужно исключить  все препятствующие этому процессу  моменты. Правильная оценка мимики, жестов собеседника, простые и  понятные вопросы, задаваемые  вами, будут побуждать его к  полным и откровенным высказываниям.  Не нужно торопить события  и требовать от военнослужащего  немедленных ответов на ваши  вопросы. Не стоит опускать  руки, если доверительный контакт  с ветераном складывается не  сразу - может существовать масса  причин закрытости и недоверия  со стороны собеседника.

Помните, что диалог позволяет  точно определить источник и сущность проблемы, прояснить чувства и  эмоциональное состояние военнослужащего-ветерана, повысить его самооценку и активность в разрешении проблем.

9. Следует вовлекать самих  военнослужащих в деятельность  по психологической адаптации.  Необходимо помнить о том, что  решение задач адаптации возможно  только в том случае, если военнослужащий  сам является активным участником  адаптационного процесса и стремится  к новой социально - служебной  интеграции. Как правило, военнослужащий  прилагает максимум усилий для  реализации решения, которое он  принял самостоятельно.

Информация о работе Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта