Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:33, доклад
1. Приспособление военнослужащих к условиям боевой деятельности.
2. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий.
Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта
ВОПРОСЫ:
1. Приспособление военнослужащих
к условиям боевой
2. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий.
Деятельность многих командиров и начальников Вооруженных Сил РФ связана с обеспечением адаптации военнослужащих как к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта, так и их последующей реабилитации, что требует от них сбалансированной, целенаправленной и непрерывной работы.
1
Термин «адаптация»
Устойчивая психологическая
адаптация - процесс приспособления
всех психических функций человека
к психологическому климату новых
условий среды с целью
Вооруженный конфликт является
мощнейшим фактором дезорганизации
психической деятельности, регулирующей
поведение военнослужащего в
привычных условиях. У него появляются
новые психические реакции. Этот
дезорганизующий импульс
Психологическая переадаптация - это процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях службы и быта в состояние относительно устойчивой адаптации в условиях служебно-боевой деятельности во время вооруженного конфликта. Этот процесс проходит несколько этапов.
Подготовительный этап адаптации имеет место, когда военнослужащий предполагает или знает о предстоящем убытии в зону вооруженного конфликта, а по временным рамкам он совпадает с подготовкой подразделений к участию в боевых действиях.
В содержательном плане этот этап носит познавательный характер. Военнослужащий накапливает информацию о среде предстоящего пребывания, условиях боевой деятельности. Важнейшим условием формирования адаптивного состояния на этом этапе является деятельность командиров и начальников, направленная на доведение до военнослужащих своевременной и достоверной информации о предстоящих событиях.
В зависимости от уровня мотивации на выполнение служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта познавательное поведение военнослужащего может носить активно-целенаправленный или пассивный характер. При этом необходимым условием выбора военнослужащим того или иного типа познавательной стратегии являются его индивидуально-личностные качества.
Этапу стартового психического
напряжения соответствует период служебно-боевой
деятельности военнослужащего по прибытии
в зону вооруженного конфликта, но перед
участием в боевых столкновениях
с противником (предбоевое возбуждение).
Схожее состояние может испытывать
спортсмен перед началом
Психическая напряженность, однако, выполняет конструктивную, мобилизующую функцию лишь в том случае, когда у военнослужащего имеется чувство относительной уверенности в себе и в своих силах, сформированных в предбоевой период и соотнесенных с индивидуальными качествами личности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что впоследствии также негативным образом проявится на последующих стадиях адаптации.
Этап острых психических реакций входа - является стадией адаптационного процесса, на которой военнослужащий, выполняя служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта, непосредственно начинает испытывать на себе стресс-факторы боя. Временные параметры этого этапа, как правило, не превышают 2-3 месяцев. На данном этапе военнослужащий начинает испытывать состояние фрустрации и происходит активизация адаптационного механизма.
Далее, как показано на схеме, прохождение этапа острых психических реакций входа обусловливает два возможных пути развития адаптационных процессов:
1. Этап переадаптации или
перехода в состояние
2. Этап неустойчивой психической
деятельности, который в свою
очередь может привести к
Второй путь наиболее опасен
для психики военнослужащего
и характеризуется состоянием дезадаптивности,
которое может выражаться в неадекватном
реагировании и поведении военнослужащего,
обусловленных
Таким образом, разделяясь на
два противоположных по своему результату
пути, адаптационный процесс
При развитии процесса переадаптации
в благоприятном направлении
военнослужащий вступает в этап завершающего
психического напряжения. Характерным
содержанием этого этапа
Этап острых психических
реакций выхода по своему функциональному
значению в некоторой степени
аналогичен этапу реакций входа.
Возвращение военнослужащего к
месту постоянной дислокации вновь
предполагает перестройку его психических
реакций и психической
Индивидуальные возможности
каждого военнослужащего к
2
Не менее важным этапом
деятельности должностных лиц по
психологическому сопровождению адаптационных
процессов военнослужащих является
их работа по психологической адаптации
ветеранов вооруженных
1. Перед началом работы
необходимо уделить
Деятельность (как внешняя, так и внутренняя) сама по себе является уникальным способом адаптации и независимо от конечного результата создает предпосылки перестроек системы регуляции, то есть в процессе расходования собственных ресурсов параллельно вырабатывается механизм их пополнения.
2. Необходимо обратиться
к анализу собственного
3. Необходимо тщательно
изучить нормативно-правовую
4. Следует знать сущность
и содержание основных
5. Необходимо также установить
отношения конструктивного
Вопросы успешности психологической адаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, во многом зависят от согласованности действий широкого круга специалистов.
6. Работа по психологическому
сопровождению процесса
7. Нужно адекватно оценить
и при необходимости
- познакомиться с достижениями
ветеранов, успешно
- найти позитивные последствия
участия данного
- настроить себя на конструктивное взаимодействие;
- попытаться «разрушить» свои негативные ассоциации, связанные с восприятием военнослужащих - ветеранов боевых действий;
- представить военнослужащего,
с которым вы работаете,
- проанализировать, как сформировались
ваши актуальные установки на
работу с военнослужащим и
не являются ли они
- убедиться в том, что
вы профессионально можете
8- Необходимо установить
доверительно-конструктивный
Помните, что диалог позволяет
точно определить источник и сущность
проблемы, прояснить чувства и
эмоциональное состояние
9. Следует вовлекать самих
военнослужащих в деятельность
по психологической адаптации.
Необходимо помнить о том, что
решение задач адаптации