Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:33, доклад

Описание

1. Приспособление военнослужащих к условиям боевой деятельности.
2. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий.

Работа состоит из  1 файл

Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта.docx

— 23.01 Кб (Скачать документ)

10. Важно изучить личностные  психологические характеристики  военнослужащего - участника боевых  действий. Специфические жизненные  и служебно-боевые обстоятельства, физические факторы накладывают  отпечаток на личность человека, приводят к повышенной чувствительности, изменению самооценки, специфическим  страхам и переживаниям, демобилизации  сил и др. В каждом конкретном  случае возможна встреча с  индивидуальным характером, проявлением  отношения к пережитым событиям, мотивам поведения. Разобраться  в этих вопросах поможет знание  общих характеристик поведения  военнослужащих - ветеранов боевых  действий, признаков проявления  посттравматических расстройств.  Знание психологических особенностей  военнослужащего - участника боевых  действий способствует ускорению  установления с ним контакта  и адекватному выбору эффективной  стратегии и способов его психологической  адаптации.

11. Организация и проведение  профессиональной деятельности  по психологической адаптации  военнослужащих - участников боевых  действий наиболее результативны  только в том случае, когда  специалистом строго соблюдаются  ключевые принципы работы с  военнослужащим.

Основными принципами психологического сопровождения адаптационных процессов  выступают:

• Истинное физическое и  душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то стандартам, «быть как все», а в том, чтобы  прийти к согласию с самим собой  и реальными фактами своей  жизни.

Военнослужащий, переживший в ходе служебно-боевой деятельности воздействие стресс-факторов боя, не может вычеркнуть из жизни эту  часть своего опыта. Он не может за короткий промежуток времени перестать  действовать, думать и чувствовать  по-новому, исходя из полученного боевого  опыта. Поэтому важно, чтобы военнослужащий с самого начала признал существование  в себе особых чувств, Мигелей, образов  и реакций.

Попытки посоветовать военнослужащему, чтобы он отвлекся, перестал думать о прошедших боевых действиях, могут  натолкнуться на усиление чувства неполноценности  и «ненормальности». Боевой опыт уникален, и тот, кто его имеет, безусловно, отличается в своем мироощущении от не воевавших сослуживцев. Этот опыт должен быть поднят из глубин памяти и  осознан, что должно явиться первым реальным шагом на пути к устойчивой реадаптации в мирных условиях службы.

• Устойчивая реадаптация  наступает в том случае, когда  все, что произошло с военнослужащим в условиях выполнения служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта, интегрируется в опыт, которым  можно пользоваться в мирных условиях службы.

Боевой опыт приводит не только к негативным, но и к позитивным последствиям в постбоевой период, к которым можно отнести переживания  военного братства, переосмысление ценности собственной жизни, отношений с  близкими людьми, расширение границ возможностей ветерана и т. д.

Следующим шагом на пути к  устойчивой реадаптации может послужить  проработка такого вопроса, как «Чему  меня научила война?». Совместные со специалистом размышления ветерана приводят к получению доступа  к собственным психологическим  и физическим ресурсам, сильным сторонам своего боевого опыта.

• Каждая поведенческая реакция, каждый симптом, «ненормальное поведение» имели жизненно важное значение, были изначально эффективными способами  достижения конкретной цели (например предвосхитить удар, отвлечься от боли, максимально мобилизовать психофизиологические ресурсы и в конечном итоге  уничтожить противника и выжить).

Необходимо исходить из того, что все, чему военнослужащий научился на войне, в экстремальной обстановке может пригодиться. Нельзя полностью  отбрасывать выбранную военнослужащим программу поведения только потому, что в мирной служебной деятельности ее проявление может выглядеть неадекватно  и нелепо (например немотивированная обстановкой бдительность и настороженность  в безобидных, с точки зрения окружающих условий, ситуациях). Самим ветераном  эти поведенческие реакции могут  рассматриваться как «ненормальные».

Восстанавливая смысл  «ненормального поведения», можно научить  военнослужащего распознавать первичные  сигналы, предшествующие возникновению  подобных реакций, а затем и выработать навык их контроля.

12. Следует научиться поддерживать  собственное психологическое равновесие  и работоспособность. Многие ветераны, испытывая в процессе общения  неуверенность, беспокойство и  другие негативные чувства, могут  проявлять их внешне, поэтому  специалист, вовремя не выстроивший  психологическую защиту, подвергается  прямому негативному эмоциональному  заражению. В связи с этим  необходимо не только знать  сигналы проявления негативных  эмоций, но и уметь выстроить  способы защиты от них.

Необходимо помнить о  том, что наибольшего успеха в  решении задач психологической  адаптации военнослужащих можно  добиться, находясь в спокойном состоянии  духа. Поддержание собственного равновесия - это не только забота о собственном  психическом здоровье, но и необходимое  условие эффективности работы, важное профессиональное качество.

13. Необходимо проявлять  наряду с настойчивостью и  изобретательностью терпение в  достижении конечной цели - психологической  реадаптации.

14. Помните, что всегда  можно найти свой собственный,  нестандартный способ решения  возникшей проблемы.

 

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове  необходимо раскрыть актуальность  изучаемой темы занятий, ее  место в системе знаний о  психологической адаптации военнослужащих  к служебно-боевой деятельности  и особенностях работы с ветеранами  боевых действий, определить ее  цель и подчеркнуть востребованность  в ходе предстоящего после  нее семинарского занятия.

2. При рассмотрении первого  вопроса необходимо дать определение  понятиям адаптации, переадаптации,  реадаптации, обратить внимание  на важность этапов протекания  адаптационных процессов у военнослужащих  в ходе их служебно-боевой деятельности  в районе вооруженного конфликта  и уяснения каждого из этапов.

3. В ходе рассмотрения  второго вопроса необходимо добиться  понимания слушателями сущности, принципов и правил профессиональной  деятельности должностных лиц  по проведению психологического  сопровождения реадаптационных  процессов, нацелить их на строгое  и точное их исполнение.

4. В заключение занятия  рекомендуется сделать краткие  выводы по теме, ответить на  вопросы слушателей, дать рекомендации  по подготовке к семинарскому  занятию.

5. В ходе проведения  семинарского занятия рекомендуется  рассмотреть и обсудить два  основных вопроса:

- Деятельность командиров  и начальников по выявлению  признаков дезадаптированности  военнослужащих - участников боевых  действий.

- Формы и методы диагностики  дезадаптивных состояний военнослужащих  в предбоевой и постбоевой  периоды.

 

Рекомендуемая литература:

1. Высоцкий В. Влияние  современного боя на психику  воина // Ориентир. - 2001. -

№3.

2. Данилов В. Психологическая  готовность воина к бою // Ориентир. - 1999. - № 1.

3. Дохолян С, Степанов  А. Психологическая готовность  к выполнению поставленных задач  // Ориентир. - 2002. -№ 6.

4. Жмурим И. Воспитать  готовность к бою // Ориентир. - 2002. - № 3.

5. Психологическая поддержка  военнослужащих и граждан, уволенных  с военной службы / И.А. Волошина, Л.Г. Жидунова и др.; Под ред.  И.А. Волошиной и М.В. Бубнова. - М.: Логос, 2001.

6. Соловьев И. Посттравматический  стрессовый синдром: причины,  условия, последствия. Оказание  психологической помощи и реабилитация. - М., 200


Информация о работе Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта