Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:33, доклад
1. Приспособление военнослужащих к условиям боевой деятельности.
2. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий.
10. Важно изучить личностные
психологические
11. Организация и проведение
профессиональной деятельности
по психологической адаптации
военнослужащих - участников боевых
действий наиболее
Основными принципами психологического
сопровождения адаптационных
• Истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то стандартам, «быть как все», а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни.
Военнослужащий, переживший в ходе служебно-боевой деятельности воздействие стресс-факторов боя, не может вычеркнуть из жизни эту часть своего опыта. Он не может за короткий промежуток времени перестать действовать, думать и чувствовать по-новому, исходя из полученного боевого опыта. Поэтому важно, чтобы военнослужащий с самого начала признал существование в себе особых чувств, Мигелей, образов и реакций.
Попытки посоветовать военнослужащему, чтобы он отвлекся, перестал думать о прошедших боевых действиях, могут натолкнуться на усиление чувства неполноценности и «ненормальности». Боевой опыт уникален, и тот, кто его имеет, безусловно, отличается в своем мироощущении от не воевавших сослуживцев. Этот опыт должен быть поднят из глубин памяти и осознан, что должно явиться первым реальным шагом на пути к устойчивой реадаптации в мирных условиях службы.
• Устойчивая реадаптация наступает в том случае, когда все, что произошло с военнослужащим в условиях выполнения служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта, интегрируется в опыт, которым можно пользоваться в мирных условиях службы.
Боевой опыт приводит не только
к негативным, но и к позитивным
последствиям в постбоевой период,
к которым можно отнести
Следующим шагом на пути к устойчивой реадаптации может послужить проработка такого вопроса, как «Чему меня научила война?». Совместные со специалистом размышления ветерана приводят к получению доступа к собственным психологическим и физическим ресурсам, сильным сторонам своего боевого опыта.
• Каждая поведенческая реакция, каждый симптом, «ненормальное поведение» имели жизненно важное значение, были изначально эффективными способами достижения конкретной цели (например предвосхитить удар, отвлечься от боли, максимально мобилизовать психофизиологические ресурсы и в конечном итоге уничтожить противника и выжить).
Необходимо исходить из того,
что все, чему военнослужащий научился
на войне, в экстремальной обстановке
может пригодиться. Нельзя полностью
отбрасывать выбранную
Восстанавливая смысл «ненормального поведения», можно научить военнослужащего распознавать первичные сигналы, предшествующие возникновению подобных реакций, а затем и выработать навык их контроля.
12. Следует научиться
Необходимо помнить о том, что наибольшего успеха в решении задач психологической адаптации военнослужащих можно добиться, находясь в спокойном состоянии духа. Поддержание собственного равновесия - это не только забота о собственном психическом здоровье, но и необходимое условие эффективности работы, важное профессиональное качество.
13. Необходимо проявлять наряду с настойчивостью и изобретательностью терпение в достижении конечной цели - психологической реадаптации.
14. Помните, что всегда можно найти свой собственный, нестандартный способ решения возникшей проблемы.
Методические рекомендации
1. Во вступительном слове
необходимо раскрыть
2. При рассмотрении первого
вопроса необходимо дать
3. В ходе рассмотрения
второго вопроса необходимо
4. В заключение занятия рекомендуется сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
5. В ходе проведения
семинарского занятия
- Деятельность командиров и начальников по выявлению признаков дезадаптированности военнослужащих - участников боевых действий.
- Формы и методы диагностики
дезадаптивных состояний
Рекомендуемая литература:
1. Высоцкий В. Влияние современного боя на психику воина // Ориентир. - 2001. -
№3.
2. Данилов В. Психологическая готовность воина к бою // Ориентир. - 1999. - № 1.
3. Дохолян С, Степанов
А. Психологическая готовность
к выполнению поставленных
4. Жмурим И. Воспитать готовность к бою // Ориентир. - 2002. - № 3.
5. Психологическая поддержка
военнослужащих и граждан,
6. Соловьев И.