Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:39, курсовая работа
Одним из базовых свойств человека является стремление к общению с другими людьми. В нашей природе заложено желание создавать семьи, находить друзей. Абсолютно ясно, что люди не смоги бы выжить на земле, если бы они не научились объединяться в группы. Какими бы тяжелыми небыли заболевания, какие бы физические или умственные недуги они не испытывали, все равно подавляющее большинство стремиться найти для себя близкого человека.
I Введение………………………………………………………………3
II Основная часть.
Глава 1 «Я не такой как все»
1.1 История изучения РДА………………………………………….5
1.2 Определение раннего детского аутизма……...........................6
1.3 Причины раннего детского аутизма…………………………..7
Глава II « мир вокруг меня»
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка аутиста….9
2.2 Общение ребенка аутиста с окружающими людьми………..11
III Заключение………………………………………………………….13
Библиографический список…………………………………………..14
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Факультет
психологии
Декан факультета психологии
Шаболтас А. В. _____________
Зав. кафедрой специальной психологии
Шипицына Л.М. _____________
Курсовая работа на тему:
Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
Специализация «Специальная психология».
Исполнитель:
Вьюгина В.Ю.
_____________
(подпись)
Научный руководитель:
Деменчук Р. В.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
2011
I Введение…………………………………………………………
II Основная часть.
Глава 1 «Я не такой как все»
1.2 Определение раннего детского аутизма…….....................
1.3 Причины раннего детского аутизма…………………………..7
Глава II « мир вокруг меня»
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка
аутиста….9
2.2 Общение ребенка аутиста с окружающими людьми………..11
III
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………..14
Одним из базовых свойств
Однако каждому правилу
Нужно так же понимать, помимо того, что окружающим тяжело с таким ребенком, сам малыш не комфортно чувствует себя с людьми. Он видит мир под другим углом, нежели все мы. Как же интересно узнать, о чем думает ребенок– аутист! Как выглядят его мысли? Из чего состоит его внутренний мир? На все эти вопросы мне хотелось бы получить ответы. Чтобы самой научиться выстраивать отношения с аутистом, учитывая все детали его недуга. Чтобы помочь ему жить комфортно в нашем мире, а не в своем придуманном. Чтобы показать ему, что те, кто его окружают не враги, а совершенно на оборот. Чтобы научиться его заинтересовывать. Чтобы понимать его.
1.1 История изучения РДА.
Понимание современных подходов к определению РДА вряд ли возможно без краткого экскурса в историю вопроса об аутизме в детстве. Можно назвать 4 основных этапа в становлении этой проблемы.
Первый: донозологический период конца 19 - начала 20 веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.
Второй, так называемый доканнеровский период, приходящийся на 20— 40 годы нашего столетия, отличает постановка вопросов о возможности выявления у детей шизоидии а также о сущности "пустого" аутизма.
Третий: каннеровский период (43-70 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму, как самого Каннера(1943), так и Аспергера(1944), а позднее и бесконечного множества других специалистов. В своей первой работе Каннер охарактеризовал РДА, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого "шизофренического" спектра.
Четвертый: послеканнеровский период (80 - 90 годы) характеризуется отходом от позиций самого Каннера во взглядах на РДА. РДА стал рассматриваться, как неспецифический синдром разного происхождения.
В России первое описание органического
аутизма было представлено в 1967 С.С. Мнухиным
с соавторами; описание РДА типа Каннера
в 1970, 1974 Г.Н.Пивоваровой и В.М. Башиной1.
1.
Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление.
- М., 1993. - С. 154-165.
Изучая проблему раннего детского аутизма, в первую очередь нужно знать и понимать его определение.
Ранний детский аутизм — клинический
синдром, которому характерны:
1. Врожденная неспособность ребенка к
установлению аффективного контакта посредством
взгляда, мимики, жеста, не обусловленная
низким интеллектуальным уровнем;
2.Стереотипность поведения;
3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт
или поглощенность впечатлениями);
4.Нарушения речевого развития;
5. Раннее проявление – до 30-го месяца
жизни.
(Kanner L. 1943 год.)1
Аутизм
детский (греч. autos — сам) (синдром инфантильного
аутизма, детское заболевание аутизмом,
синдром Каннера, ранний инфантильный
аутизм) — "отщепление" от действительности,
фиксация на внутренних переживаниях,
аффективных комплексах2.
1.3 Причины раннего детского аутизма.
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении страдания. Говоря иначе, нарушение эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания.
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Указывается более 30 различных патогенных факторов, которые могут привести к формированию РДА.
Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства. Как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза. Механизм формирования вторичных нарушений наиболее очевиден при рассмотрении клинической картины сквозь призму аномального психического развития. Психическое развитие не только страдает от биологической неполноценности, но и приспосабливается к ней как к внешним условиям. Аутичный ребенок оценивает как опасные большинство ситуаций взаимодействия с окружающим. Аутизм в этом плане может быть представлен как основной именно из вторичных синдромов, как компенсаторный механизм, направленный на защиту от травмирующей внешней среды. Аутистические установки являются наиболее значительными в иерархии причин, формирующих само аномальное развитие такого ребенка. Наиболее страдает развитие тех сторон психики, которые формируются в активных социальных контактах. Как правило, нарушается развитие психомоторных навыков. Период с 1.5 до 3 лет, являющийся в норме временем овладения навыками опрятности, одевания, самостоятельной еды, игровых действий с предметами, для ребенка, страдающего аутизмом, часто оказывается кризисным, труднопреодолимым. При этом, в отличии от других категорий детей, имеющих двигательные дефекты, у аутистов нет или почти нет самостоятельных попыток компенсации этих трудностей.
Тем не менее, для детей с синдромом раннего
детского аутизма различной этиологии
основные моменты клинической картины,
общая структура нарушения психического
развития, проблемы, стоящие перед
семьями, остаются общими1.
2.1Особенности эмоционального развития ребенка аутиста.
В результате исследований отмечается, что в младенческом возрасте наблюдается задержка сроков появления первой улыбки. Отсутствуют положительные эмоции в ответ на улыбку взрослого, ласковый разговор. Ребенок улыбается, как правило, при виде неодушевленного предмета. «Комплекс оживления» возникает позднее, отмечается рудиментарность его проявления (отсутствие одного из компонентов - замирания, движения, вокализаций, улыбки). Впоследствии эмоциональная реакция на появление матери и близких также отсутствует.
В раннем возрасте отмечается задержка формирования, слабость (иногда чрезмерная выраженность) эмоций - удивления, обиды, гнева. В целом эмоции характеризуются трудностью возникновения, отмечается слабая эмоциональная откликаемость при общении с взрослым. В ряде случаев наблюдаются немотивированные колебания настроения. Ребенка часто беспокоит страх при появлении животных, бытовых шумов (звуки пылесоса, полотера, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.). Тревога при изменении яркости света, цвета и формы предметов, прикосновения, влаги. Страхи высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты.
Основное качество эмоциональных реакций
выражается в их несоответствии определенным
ситуациям, событиям. Наиболее характерно
преобладание тревожного напряжения или
выраженной тревоги (капризность, постоянное
беспокойство) при попытках изменить сложившийся
порядок жизни, игры, расположение предметов
в комнате, времени и места прогулки, предложить
новый вид пищи, поменять одежду. Последнее
представляет собой относительно специфический
симптом - феномен «тождества», проявляющийся
в потребности сохранения сложившегося
порядка, страха перед переменами. Тревожное
напряжение возникает при появлении посторонних,
при проявлении внимания, особенно при
попытках проникнуть во внутренний мир
ребенка. Достаточно часто можно наблюдать
равнодушное отношение в тех ситуациях,
когда, напротив, дети должны обнаруживать
недовольство или беспокойство. При играх
эпизодически появляется улыбка на лице
и выражение довольства.1
Информация о работе Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма