Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе воинской коммуникации и коммуникации между военнослужащими в одном подразделении.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что она представляет научно обоснованные рекомендации по формированию навыков невербального общения офицеров.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Психологическая характеристика невербальной коммуникации…………………………………………………………………..5
Специфика невербальной коммуникации……………………………5
Невербальные элементы коммуникации и их характеристика…………………………………………………………..9
Глава 2. Невербальные коммуникации в деятельности офицера………25
2.1. Психологические особенности общения офицера…………………25
2.2. Стратегия и тактика невербального общения в деятельности офицера…………………………………………………..……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….32
Список используемой литературы………………………………………….33
ВОЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТЕМА:
Психологическая характеристика
невербальной коммуникации
и ее эффективное использование
в деятельности офицера.
Курсант 413 учебной группы
Швец
Денис Викторович
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук,
доцент
Емелин А.И.
Ярославль – 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Психологическая характеристика
невербальной
коммуникации………………………………………………
Глава 2. Невербальные коммуникации в деятельности офицера………25
2.1. Психологические особенности общения офицера…………………25
2.2.
Стратегия и тактика
невербального общения
в деятельности офицера…………………………………………………..……
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………….33
Введение.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Психологическая характеристика невербальной коммуникации и ее эффективное использование в деятельности офицера» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми и военнослужащими, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. А для профессии помощника начальника части по финансовой работе это важно вдвойне, так как мы должны не только воспринимать речь наших сослуживцев, но так же должны уметь понимать их чувства и эмоции, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова.
Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.). Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Без сомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов [3, c.87]. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе воинской коммуникации и коммуникации между военнослужащими в одном подразделении.
Практическая
ценность данной работы заключается
в том, что она представляет научно
обоснованные рекомендации по формированию
навыков невербального общения офицеров.
Глава 1. Психологическая характеристика невербальной коммуникации.
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [3, с. 59]. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.
Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации [3, с.86].
Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта дает нам сведения о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным [10, с.23].
Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.
Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее [3, с.43].
В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Рассмотрим их:
1) Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение.
Если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные элементы делают речь более выразительной, уточняют и разъясняют ее. Ваша улыбка при встрече с другом, когда вы говорите ему, что очень рады увидеться с ним, дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. Так, для привлечения внимания к какому-то сообщению можно поднять вверх указательный палец [6, с.148].
Если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш собеседник наверняка усомнится в вашей искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние.
Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.
Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придаётся разное значение.
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия человека, движения, симптомы (например, побледнение или покраснение лица). Тот, кто хочет правильно понимать своих партнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средства выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать [4, с.159].
Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия.
1.2.
Невербальные элементы
коммуникации и их психологическая
характеристика.
Рассмотрение
элементов невербальной коммуникации
помогает лучше понять способы, с помощью
которых выражается межкультурный смысл
общения. В этом отношении важнейшей особенностью
невербальной коммуникации является то,
что она осуществляется с помощью всех
органов чувств: зрения, слуха, осязания,
вкуса, обоняния, каждый из которых образует
свой канал коммуникации. На основе слуха
возникает акустический канал невербальной
коммуникации, по нему поступает паравербальная
информация. На основе зрения складывается
оптический канал, по которому поступает
информация о мимике и телодвижениях (кинесике)
человека. Оно позволяет оценить позу
и пространственную ориентацию коммуникации
(проксемику). На основе осязания работает
тактильный канал, на основе обоняния
- ольфакторный. К невербалике также относят
понимание и использование времени - хронемику.
Все элементы невербальной коммуникации
тесно связаны друг с другом, они могут
взаимно дополнять друг друга и вступать
в противоречие друг с другом [4, с.123].
Кинесика.
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.) [5, с.125].