Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе воинской коммуникации и коммуникации между военнослужащими в одном подразделении.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что она представляет научно обоснованные рекомендации по формированию навыков невербального общения офицеров.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Психологическая характеристика невербальной коммуникации…………………………………………………………………..5
Специфика невербальной коммуникации……………………………5
Невербальные элементы коммуникации и их характеристика…………………………………………………………..9
Глава 2. Невербальные коммуникации в деятельности офицера………25
2.1. Психологические особенности общения офицера…………………25
2.2. Стратегия и тактика невербального общения в деятельности офицера…………………………………………………..……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….32
Список используемой литературы………………………………………….33
Учитывая, что взаимоотношения, исходя из особенностей воинской деятельности, классифицируются по сферам их проявления (служебные, общественные, социальные), то правомерно и общение в этих сферах подразделять на два вида: служебное (официальное, деловое) и неслужебное (неофициальное). При этом офицеру следует учитывать, что каждый из этих видов имеет свои характерные черты и отличия в технологии реализации (совокупности содержания, форм, средств, методов и приемов).
Характер служебного общения определяется принципом строгой субординации, отличается категоричностью, краткостью, реализацией уставных категорий, понятий и терминов. Его главным содержанием являются проблемы организации служебной, вахтенной, боевой и другой деятельности военнослужащих, боевой учебы, воинской дисциплины и др. В таком общении основное условие успеха офицера заключается в произведении впечатления грамотного, знающего дело человека.
Военнослужащий включает в собственную систему ценностей приказ (распоряжение) начальника, если он отвечает следующим условиям: приказ (распоряжение) не противоречит уже существующим у него ценностям; возникшая в результате новая ориентация позволяет лучше удовлетворить его интересы и потребности; образование аттракции (притяжения, привлечения) между командиром и подчиненным.
Итак, механизм принятия приказа во многом определяется искусством командира донести до подчиненного положительную для него установку, которая усилит аттракцию между ними, для этого командиру необходимо пользоваться невербальными средствами коммуникациями. Это приводит к возникновению новых ценностных ориентации военнослужащего в сторону задач, решаемых в процессе воинского труда, и усиливает конгруэнтность (совмещение) задач военной службы и личных интересов. В результате принятия подчиненным ценности, содержащейся в убеждающем воздействии, достигается цель управленческого воздействия.
Технология убеждающего
2.2. Стратегия, тактика и техника
невербального общения в деятельности офицера.
Современные достижения человековедения
позволяют предложить офицеру
продуктивные варианты технологии убеждающего
воздействия с помощью невербального
общения. Они представляют собой синтез
наиболее эффективных частных технологий,
которые объединены единым системообразующим
началом — целями достижения оптимальности
управления. Такая целостная технология
складывается из ряда самостоятельных
технологий - исследовательско-
Стратегия невербального общения отражает общую концепцию, замысел и план командира (начальника) по использованию способов осуществления данного вида воздействия. Весь этот процесс подчинен конечной цели и предполагает решение трех задач:
1) диагностика исходных позиций подчиненного по отношению к требованиям приказа, распоряжения. Это позволит выработать наиболее эффективную тактику и технику формирования его ценностных ориентации для принятия и выполнения приказа (распоряжения);
2) разрушение (деструкция) блокирующих негативных психологических барьеров у подчиненного, которые препятствует принятию приказа (распоряжения);
3) конструирование новых личностных позиций подчиненного, выражающих принятие приказа (распоряжения), в соответствии с предполагаемой стратегией офицер вырабатывает и реализует наиболее эффективную тактику убеждающего воздействия. Она в конкретных условиях исходит из реальных задач и предполагает задействование наиболее рациональных техник и приемов невербального воздействия [1, c.106].
Тактика невербального воздействия устанавливает порядок решения текущих задач, которые продвигают к общей цели, используя наиболее приемлемые способы и средства в соответствии со складывающейся ситуацией. Наиболее приемлемая тактика вырабатывается на правовой основе, в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов управленческой деятельности. Она призвана обеспечить гибкое, эффективное достижение восприятия, понимания и принятия ценности, которая избрана в качестве предмета убеждающего воздействия.
Техника невербального общения командира (начальника) - это его искусство целостно использовать совокупность сил, средств, инструментария, способов и приемов достижения выдвинутой цели. В числе рациональных техник, которые предназначены для достижения принятия ценности приказа, можно использовать аргументацию, контраргументацию, защиту от некорректного спора и др. Например, невербальные техники, нестандартные способы невербального общения, приемы мониторингового контроля и диагностики взаимоотношений с военнослужащими помогут офицеру успешно решать проблему аттракции в процессе убеждающего воздействия и общения в целом. Комплексное их применение должно быть выверено методически и скоординировано по всем направлениям. Овладение руководителем апробированной методикой в сочетании с инновационными подходами и действиями выступает важной предпосылкой повышения эффективности техники убеждающего воздействия [1, c.113].
В целом совокупность
Для офицера могут быть
В практике деятельности
В зависимости от ситуации невербальное общение, проходя два этапа развития, может реализовываться на каждом из них по одному из следующих вариантов или направлений.
Этап восприятия и понимания требований приказа или распоряжения (первый этап) предполагает следующие варианты: полное восприятие и понимание; невосприятие и непонимание приказа, о чем получена информация от подчиненного; невосприимчивость и непонимание приказа при отсутствии обратной связи. Каждый из отмеченных вариантов предполагает использование командиром своей тактики для достижения полного восприятия и понимания предъявляемых требований. Это позволит осуществить успешный подход ко второму этапу невербального воздействия.
Второй этап - принятие сообщения — объединяет два направления: принятие ценности приказа и принятие ценности начальника подчиненным. Это обусловлено тем, что в непосредственном доведении приказа подчиненный видит и принимает как ценность выдвигаемых требований, так и ценность того, кто это делает. Неприятие одной из данных ценностей требует от командира применения новых техник невербального общения для достижения успеха на втором этапе. Здесь возможны и реализуются два направления.
Первое направление - принятие подчиненным личности командира предполагает четыре варианта: 1) исключительная авторитетность руководителя (полное принятие); 2) внешнее безразличие; 3)открытое несовпадение ценности личности; 4) полное неприятие подчиненным личности начальника и отдаваемых им приказов (распоряжений). Эта степень рассогласования или совпадения оценок подчиненным начальника на основе сравнения его реального статуса с собственными критериями оценивания должны быть известны командиру. Это обеспечит ему возможность правильно избрать подход и реализовать эффективные меры обеспечивающие решение проблемы личностного восприятия.
Второе направление — принятие ценности приказа в качестве нового собственного ценностного образования. Здесь командир, возможно, столкнется с четырьмя вариантами решения проблемы, которые определяются степенью рассогласования ценности приказа с личностной ценностью подчиненного: 1) полное несовпадение ведет к неприятию требований приказа; 2) частичное несовпадение, вызванное высоким самомнением подчиненного; 3) частичное несовпадение, обусловленное заниженной самооценкой подчиненного; 4) рационально неразрешимые противоречия, которые приводят к конфликтам между подчиненным и начальником и к срыву выполнения практических задач [1, c.234].
Все отмеченные этапы
Таким
образом, в практике общения офицера представляется
целесообразным и привлекательным использование
невербальных коммуникаций. Оно, как свидетельствуют
результаты исследования, выступает важным
средством в решении задач военной службы.
Эти задачи не всегда совпадают с интересами
и потребностями подчиненных. Преодоление
данной неадекватности и достижение наибольшей
конгруэнтности (совпадения служебного
и личного) требуют от руководителя овладения
продуктивными моделью, алгоритмом и технологией
невербального общения. Для того чтобы
оно стало средством в общении офицера,
необходимо настойчивое овладение невербальными
коммуникациями.
Заключение.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в деятельности офицера по нескольким причинам:
• около 70% информации человек (военнослужащий) воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
•
отношение к собеседнику
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
В этой курсовой работе мы еще раз доказали, что залогом успешного общения между людьми, особенно среди офицеров и военнослужащих разных национальностей и разных культур является не только их речь. Одно из важнейших мест в воинской коммуникации занимает невербальное общение.
Умение
читать и применять офицеру знаки
невербальной системы общения помогут
преуспеть не только в служебной сфере,
но и в повседневной жизни.
Список используемой
литературы
1. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. –Ч. 1. –М.: МВИ ФПС РФ, 2007. –312с.
2. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.
3. Винокур Т.
Г., Говорящий и слушающий.
4. Горелов И.
Н. Невербальные компоненты
5. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 2008. – 308 с.
6. Конецкая В.П., Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997. – 164 с.
7.Кежман А.Б., Военная психология и педагогика: Учебное пос. –М.: Совершенство, 2008. –384 с.
8. Лабунская В.А., Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 214 с.