Психологическая характеристика невербальной коммуникации и ее эффективное использование в деятельности офицера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе воинской коммуникации и коммуникации между военнослужащими в одном подразделении.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что она представляет научно обоснованные рекомендации по формированию навыков невербального общения офицеров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……...3

Глава 1. Психологическая характеристика невербальной коммуникации…………………………………………………………………..5

Специфика невербальной коммуникации……………………………5
Невербальные элементы коммуникации и их характеристика…………………………………………………………..9
Глава 2. Невербальные коммуникации в деятельности офицера………25

2.1. Психологические особенности общения офицера…………………25

2.2. Стратегия и тактика невербального общения в деятельности офицера…………………………………………………..……………………..27

Заключение…………………………………………………………………….32

Список используемой литературы………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Психологическая характеристика невербальной коммуникации и ее эффективное использование в деятельности офицера.к-т Швец.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

       Учитывая, что взаимоотношения, исходя из особенностей воинской деятельности, классифицируются по сферам их проявления (служебные, общественные, социальные), то правомерно и общение в этих сферах подразделять на два вида: служебное (официальное, деловое) и неслужебное (неофициальное). При этом офицеру следует учитывать, что каждый из этих видов имеет свои характерные черты и отличия в технологии реализации (совокупности содержания, форм, средств, методов и приемов).

       Характер служебного общения определяется принципом строгой субординации, отличается категоричностью, краткостью, реализацией уставных категорий, понятий и терминов. Его главным содержанием являются проблемы организации служебной, вахтенной, боевой и другой деятельности военнослужащих, боевой учебы, воинской дисциплины и др. В таком общении основное условие успеха офицера заключается в произведении впечатления грамотного, знающего дело человека.

    Военнослужащий включает в собственную систему ценностей приказ (распоряжение) начальника, если он отвечает следующим условиям: приказ (распоряжение) не противоречит уже существующим у него ценностям; возникшая в результате новая ориентация позволяет лучше удовлетворить его интересы и потребности; образование аттракции (притяжения, привлечения) между командиром и подчиненным.  

       Итак, механизм принятия приказа во многом определяется искусством командира донести до подчиненного положительную для него установку, которая усилит аттракцию между ними, для этого командиру необходимо пользоваться невербальными средствами коммуникациями. Это приводит к возникновению новых ценностных ориентации военнослужащего в сторону задач, решаемых в процессе воинского труда, и усиливает конгруэнтность (совмещение) задач военной службы и личных интересов. В результате принятия подчиненным ценности, содержащейся в убеждающем воздействии, достигается цель управленческого воздействия.

        Технология убеждающего воздействия по своей сущности выражает системное управленческое воздействие одного военнослужащего на другого, которое достигается применением взаимосвязанной последовательности приемов, техник, методов невербального общения для обеспечения наиболее эффективного решения задач военной службы. Такая технология должна отвечать требованиям высокой унифицированности, экспансивности (быстрая и широкая распространяемость), продуктивности, практической целесообразности и доступности. 
 

2.2. Стратегия, тактика и техника

невербального общения в деятельности офицера.

        Современные достижения человековедения позволяют предложить     офицеру продуктивные варианты технологии убеждающего воздействия с помощью невербального общения. Они представляют собой синтез наиболее эффективных частных технологий, которые объединены единым системообразующим началом — целями достижения оптимальности управления. Такая целостная технология складывается из ряда самостоятельных технологий - исследовательско-аналитической,    конструкторско-прогностической, деятельностно-регулятивной и непосредственно коммуникативной. Такие технологии по содержанию представляют совокупность психолого-педагогических методов, позволяющих наиболее эффективно достигать цели невербальной коммуникации на всем «маршруте» данной работы. По составу их можно представить как стратегию, тактику и технику задействования командиром управленческого инструментария в соответствии с методологическими, психолого-педагогическими и организационно-методическими установками.

        Стратегия невербального общения отражает общую концепцию, замысел и план командира (начальника) по использованию способов осуществления данного вида воздействия. Весь этот процесс подчинен конечной цели и предполагает решение трех задач:

        1) диагностика исходных позиций подчиненного по отношению к требованиям приказа, распоряжения. Это позволит выработать наиболее эффективную тактику и технику формирования его ценностных ориентации для принятия и выполнения приказа (распоряжения);

        2) разрушение (деструкция) блокирующих негативных психологических барьеров у подчиненного, которые препятствует принятию приказа (распоряжения);

        3) конструирование новых личностных позиций подчиненного, выражающих принятие приказа (распоряжения), в соответствии с предполагаемой стратегией офицер вырабатывает и реализует наиболее эффективную тактику убеждающего воздействия. Она в конкретных условиях исходит из реальных задач и предполагает задействование наиболее рациональных техник и приемов невербального воздействия [1, c.106].

        Тактика невербального воздействия устанавливает порядок решения текущих задач, которые продвигают к общей цели, используя наиболее приемлемые способы и средства в соответствии со складывающейся ситуацией. Наиболее приемлемая тактика вырабатывается на правовой основе, в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов управленческой деятельности. Она призвана обеспечить гибкое, эффективное достижение восприятия, понимания и принятия ценности, которая избрана в качестве предмета убеждающего воздействия.

        Техника невербального общения командира (начальника) - это его искусство целостно использовать совокупность сил, средств, инструментария, способов и приемов достижения выдвинутой цели. В числе рациональных техник, которые предназначены для достижения принятия ценности приказа, можно использовать аргументацию, контраргументацию, защиту от некорректного спора и др. Например, невербальные техники, нестандартные способы невербального общения, приемы мониторингового контроля и диагностики взаимоотношений с военнослужащими помогут офицеру успешно решать проблему аттракции в процессе убеждающего воздействия и общения в целом. Комплексное их применение должно быть выверено методически и скоординировано по всем направлениям. Овладение руководителем апробированной методикой в сочетании с инновационными подходами и действиями выступает важной предпосылкой повышения эффективности техники убеждающего воздействия [1, c.113].

        В целом совокупность стратегии,  тактики и техники образует технологию невербального общения командира. Применение такой технологии во многом будет способствовать повышению эффективности общения. Поэтому овладение технологией невербального общения является актуальной практической задачей каждого офицера. Этим предоставляется возможность задействовать невостребованные ранее резервы всех субъектов воинского труда.

        Для офицера могут быть полезными  некоторые практические рекомендации, соблюдение которых способствует овладению практикой невербального общения.

        В практике деятельности командира  невербальное общение должно органически присутствовать во всей коммуникации управления. Здесь оно развивается по определенным этапам, вариантам, выражает характер взаимодействий командира и подчиненных.

        В зависимости от ситуации невербальное общение, проходя два этапа развития, может реализовываться на каждом из них по одному из следующих вариантов или направлений.

        Этап восприятия и понимания требований приказа или распоряжения (первый этап) предполагает следующие варианты: полное восприятие и понимание; невосприятие и непонимание приказа, о чем получена информация от подчиненного; невосприимчивость и непонимание приказа при отсутствии обратной связи. Каждый из отмеченных вариантов предполагает использование командиром своей тактики для достижения полного восприятия и понимания предъявляемых требований. Это позволит осуществить успешный подход ко второму этапу невербального воздействия.

        Второй этап - принятие сообщения — объединяет два направления: принятие ценности приказа и принятие ценности начальника подчиненным. Это обусловлено тем, что в непосредственном доведении приказа подчиненный видит и принимает как ценность выдвигаемых требований, так и ценность того, кто это делает. Неприятие одной из данных ценностей требует от командира применения новых техник невербального общения для достижения успеха на втором этапе. Здесь возможны и реализуются два направления.

        Первое направление - принятие подчиненным личности командира предполагает четыре варианта: 1) исключительная авторитетность руководителя (полное принятие); 2) внешнее безразличие; 3)открытое несовпадение ценности личности; 4) полное неприятие подчиненным личности начальника и отдаваемых им приказов (распоряжений). Эта степень рассогласования или совпадения оценок подчиненным начальника на основе сравнения его реального статуса с собственными критериями оценивания должны быть известны командиру. Это обеспечит ему возможность правильно избрать подход и реализовать эффективные меры обеспечивающие решение проблемы личностного восприятия.

        Второе направление — принятие  ценности приказа в качестве нового собственного ценностного образования. Здесь командир, возможно, столкнется с четырьмя вариантами решения проблемы, которые определяются степенью рассогласования ценности приказа с личностной ценностью подчиненного: 1) полное несовпадение ведет к неприятию требований приказа; 2) частичное несовпадение, вызванное высоким самомнением подчиненного; 3) частичное несовпадение, обусловленное заниженной самооценкой подчиненного; 4) рационально неразрешимые противоречия, которые приводят к конфликтам между подчиненным и начальником и к срыву выполнения практических задач [1, c.234].

        Все отмеченные этапы коммуникативного процесса убеждающего воздействия определяются типом ситуации и реальными психологическими барьерами в управлении. Многообразие вариантов развития процесса требует от командира выбирать для них наиболее адекватные технологии невербального общения (стратегию, тактику, технику). Творческий подход к деятельности позволяет ему реализовать наиболее эффективно невербальные коммуникации[1, c.312].

     Таким образом, в практике общения офицера представляется целесообразным и привлекательным использование невербальных коммуникаций. Оно, как свидетельствуют результаты исследования, выступает важным средством в решении задач военной службы. Эти задачи не всегда совпадают с интересами и потребностями подчиненных. Преодоление данной неадекватности и достижение наибольшей конгруэнтности (совпадения служебного и личного) требуют от руководителя овладения продуктивными моделью, алгоритмом и технологией невербального общения. Для того чтобы оно стало средством в общении офицера, необходимо настойчивое овладение невербальными коммуникациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Невербальное  общение, более известное как  язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в деятельности офицера по нескольким причинам:

     • около 70% информации человек (военнослужащий) воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

     • невербальные сигналы позволяют  понять истинные чувства и мысли собеседника;

     • отношение к собеседнику нередко  формируется под влиянием первого  впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

     Особенно  ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

     В этой курсовой работе мы еще раз  доказали, что залогом успешного общения между людьми, особенно среди офицеров и военнослужащих разных национальностей и разных культур является не только их речь. Одно из важнейших мест в воинской коммуникации занимает невербальное общение.

     Умение  читать и применять офицеру знаки невербальной системы общения помогут преуспеть не только в служебной сфере, но и в повседневной жизни. 

 

      Список используемой литературы 

1.  Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. –Ч. 1. –М.: МВИ ФПС РФ, 2007. –312с.

2. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.

3. Винокур Т.  Г., Говорящий и слушающий. Варианты  речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.

4. Горелов И.  Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 2008. – 238 с.

5. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 2008. – 308 с.

6. Конецкая В.П., Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997. – 164 с. 

7.Кежман А.Б., Военная психология и педагогика: Учебное пос. –М.: Совершенство,  2008. –384 с.

8. Лабунская  В.А., Экспрессия человека: общение  и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 214 с.

Информация о работе Психологическая характеристика невербальной коммуникации и ее эффективное использование в деятельности офицера