Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:59, контрольная работа
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Введение…………………………………………………………..........................3
Психологическая и этическая защита личности в общении…………………..4
1. Психологическая защита……………………………......................................4
2. Этическая защита………………………………………………………….....11
Заключение…………………………………………………………....................14
Список использованной литературы…………………......................................16
Тольяттинский государственный университет
Заочное отделение
Педагогический институт
Кафедра
педагогики и методики преподавания
ДОКЛАД
По предмету: «Тренинг педагогического общения»
Название работы: «Психологическая и этическая защита личности в общении»
Студентки группы: ПЕДбз-401 Лефтор Е.В.
Преподаватель: к.п.н., доцент Щетинина В.В.
Оценка:
______________________________
Тольятти – 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Психологическая и этическая защита личности в общении…………………..4
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………….............
Введение
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.
Человек защищает себя не только психологически, но и этически. Психологи рекомендуют прибегнуть к различным способам этической защиты. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что дети плохо осознают наносимый ими морально-психологический урон, поэтому педагог может защититься скрытым способом. Назначение педагогической этической защиты в итоге сводится к инициированию субъектности ребенка, то есть его способности осмысливать произведенное или производимое по отношению к другому человеку. Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем функциям, для осуществления которых необходимы операционные умения.
Способы этической защиты помогут не только оградить достоинство педагога, что часто является его единственной целью, но и сохранить достоинство ребенка. А это всегда ведет к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения.
Психологическая и этическая защита личности в общении
1.
Психологическая
защита.
Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Функция защиты – ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.
В широком смысле термин употребляется для обозначения любого поведения личности, устраняющего дискомфорт. В узком смысле говорят о специфическом изменении содержания сознания как результате функционирования защитных механизмов личности: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии.
Психологическая
защита возникает в условиях субъективной
борьбы, как механизм поведения она
реализуется при взаимодействии
субъектов и обусловлена
Люди различаются лишь средствами защиты чувства собственного достоинства: у сильной личности обычно они более изощренные и продуманные, у слабой – примитивные и бессознательные. В ход идут различные формы защиты: рационализация – предвзятое и выгодное для себя толкование фактов; капитуляция – отступление перед трудностями, связанные с реализацией «Я»; сверхзащита – оборонительная форма сохранения достоинства в тех случаях, когда личность не может приспособиться к условиям деятельности или требованиям окружающих; агрессия – инстинкт борьбы, направленной против собратьев по виду и др.
Потенциалы, жизненный опыт и воспитание диктуют личности наиболее приемлемую стратегию психологической защиты. Поскольку основу защиты составляет стремление создать прикрытие, щит, препятствующий поражению, то при выборе стратегии нужно ответить на вопрос: «Что защищается и от чего?» Существует такая схема-описание защиты:
Возможны разные стратегии: психогенные, обусловленные прежде всего врожденным потенциалом личности; социогенные, возникающие на основе жизненного опыта, под влиянием примера.
Доминирующей в защите субъективной реальности, как свидетельствует практика, чаще всего становится одна из трех стратегий: миролюбие, избегание, агрессия.
Миролюбие – в этой стратегии ведущую роль играют интеллект и характер. Различают мирную активную стратегию, при которой человек жестко отстаивает свои интересы, но при этом выражает готовность пойти на компромисс, сотрудничество, мирную пассивную стратегию, когда человек становится соглашателем, бесконечно уступает любому давлению, пускает все на самотек, для того чтобы не ввязываться в конфликты, не подвергать испытаниям свое «Я».
Избегание основано на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.
Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он и открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.
Избегание проще миролюбия, так как не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия – использовать ее в качестве стратегии защиты своего «Я» проще всего.
Агрессия – один из «большой четверки» инстинктов – голода, страха, секса и агрессии, свойственных всем животным. Это объясняет тот факт, что она является неотъемлемой составляющей эмоционального реагирования.
С увеличением угрозы для субъективной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена», он усиливает агрессию за счет придаваемого ей определенного смысла.
Различают агрессивную активную стратегию, направленную на других людей и несущую в себе сильный разрушительный заряд, и агрессивную пассивную стратегию, при которой человек направляет отрицательную энергию на себя или предпочитает явно не показывать свою агрессию, но при этом готов к ее внешнему проявлению в удобный момент.
Отчетливый социогенный характер агрессии проявляется в таких ее современных формах, как:
К формам агрессивной защиты добавляются экспрессивные средства агрессии: оскорбительный тон и междометия, пинок ногой, злобный взгляд, напористые телодвижения. Агрессия укоренилась в качестве средства воздействия на партнеров в самых разных аспектах и ситуациях взаимодействия.
При выстраивании собственной защиты человек использует установки, которые подразделяются по параметрам защиты на дистанцирование с агрессором, управление каналом воздействия, управление информационным каналом.
Нередко применяются методы защиты:
В ситуации общения защита возникает как необходимость уберечься от манипулирования. Есть две стороны такой защиты.
Первая – «Противопоставляющая активность». Ее суть выражается в установке на борьбе с манипулятором, когда есть подозрение, что одна из сторон стремится нанести ущерб другой.
Реализация происходит через:
а) тайное
воздействие посредством
б) психологическое давление, проявляющееся в том, что собеседник начинает поиск такого вида силы, в котором он имеет преимущество (манипулятор задает медленный темп разговора, а партнер еще медленнее).
Информация о работе Психологическая и этическая защита личности в общении