Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:59, контрольная работа
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Введение…………………………………………………………..........................3
Психологическая и этическая защита личности в общении…………………..4
1. Психологическая защита……………………………......................................4
2. Этическая защита………………………………………………………….....11
Заключение…………………………………………………………....................14
Список использованной литературы…………………......................................16
Используется эффект противодействия.
Вторая – «Целенаправленная трансформация манипулятивного воздействия в направлении интереса партнера».
Эта сторона защиты реализуется через:
а) «помощь манипулятору» в поддержании отвлечения на иную тему, но ту, которая выгодна адресату;
б) перефраз – уточнение вопросами цели, к которой клонит манипулятор.
В ситуации общения защита направлена на избегание, предупреждение конфликтов. Чтобы применить эффективную тактику защиты следует увидеть тип человека-агрессора (С.Ю. Ключников). Их несколько:
1. Корыстный агрессор, атакующий других людей исключительно ради достижения собственных целей любыми способами и на разных уровнях.
2. Немотивированный агрессор, нападающий на партнеров без конкретной цели, иногда даже во вред себе.
3. Похититель жизненной силы, для которого атака на другого совершается ради присвоения энергии. Выделяют типы людей – похитителей жизненной энергии: «слабак», «жертва», «злодей», «палач», «ситуативный вампир» и «манипулятор».
«Слабак» и «жертва» могут похищать чужую энергию непреднамеренно, в силу того, что не могут поддержать себя самостоятельно. «Злодей» и «палач» делают это, наоборот, весьма целенаправленно, поскольку получают от похищения удовольствие. «Ситуативный вампир» крадет энергию бессознательно, при этом выполняет роль то «жертвы», то «тирана», в зависимости от того, кто перед ним – «силач» или «слабак». «Манипулятор» искусно перекладывает на других свои проблемы, принимая разные роли, стремится к максимальной выгоде для себя. «Диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник» - все эти типы манипуляторов порождают людей – «защитников себя», от которых тоже нередко приходится искать средства защиты. Например, «конфликтный драчун» из-за своей повышенной обидчивости, преувеличенного чувства собственного достоинства, слабых сдерживающих механизмов (воли, воспитанности) предпочитает всегда давать сдачи, иногда даже больше, чем того требует ситуация. «Ранимый, затравленный невротик», наоборот, очень чувствителен к критике, отвечает на удар реакцией слабости, ухода от столкновения, но иногда он неадекватно раздражается, устраивает истерику, и все заканчивается еще большими уступками, нежели раньше. «Открытое дитя» непродуманно подставляет себя под удары, а затем выдает неадекватные реакции: грусть, обиду, беспричинное веселье, беззаботность, предпочитая не замечать оскорблений.
Психологическая
защита помогает человеку чувствовать
свою защищенность, которая представляет
собой относительно устойчивое положительное
эмоциональное переживание и
осознание индивидом
2. Этическая защита.
Человек защищает себя не только психологически, но и этически. Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинство.
Этическая защита выполняет три основных функции: во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации; в-третьих, она дает ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими.
Перечислим основные функции:
- сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению;
- корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию;
- сохранение достоинства партнера – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.
Кроме перечисленного, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психологических затрат.
Существует несколько способов этической защиты (Н.Е. Щуркова):
Заключение
Психологическая защита изучается в психологии, социологии, педагогике, конфликтологии. Средства массовой информации, как проводник и регулятор общественного сознания, унифицируют интересы, привычки и вкусы людей, интенсивно формируют стереотипы социального поведения. Эти процессы встречают сопротивление со стороны не полностью адаптированных личностей, что порождает внутренние конфликты и, как следствие этого, - использование психологической защиты.
Начиная с раннего детства, все без исключения хорошо адаптированные субъекты проходят через педагогический процесс социализации, который в сущности сводятся к формированию набора принятых в обществе социальных ролей. Те, кто неудачно прошел стадии социализации, позднее демонстрируют разные варианты дезадаптации и той или иной степени подвергаются социальному отвержению. С точки зрения психологии защитного поведения, социальная адаптация возникает благодаря нормальному функционированию психологической защиты, а любые формы дезадаптации связаны с ненормативным действием системы эго-защитных механизмов.
Этическая защита представляет собой систему действий личности, направленных на защиту своего достоинства от посягательств со стороны того или иного субъекта.
Почему речь должна идти об этической защите? Ведь от посягательств со стороны другого лица можно использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты. Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю применять эти способы воздействия на учеников или низводит их эффект к нулю.
В Законе "Об образовании" (ст. 56) записано, что применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью ученика, является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза. Следовательно, физические способы борьбы за свое достоинство в ситуациях с учениками неприемлемы.
Экономическая защита, предполагающая финансовое возмещение педагогу ущерба, нанесенного школьником, представляется малоэффективной из-за экономической несостоятельности учащихся.
Правовые способы защиты довольно редко используются педагогами, а случаи судебной защиты от своих учеников практически не встречаются. Обращение учителя в суд с жалобой на своего ученика выглядит парадоксально. Ведь дети, к сожалению, порой даже не осознают, что своими словами и поступками они причиняют душевную боль педагогу, наносят ему морально-психологические уколы.
Именно в силу этих аргументов этическая
защита является наиболее приемлемым
способом защиты личности педагога.
Список использованной литературы
1. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
2. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
3. Панфилова,
А.Н. Тренинг педагогического
общения / А.Н. Панфилова. –
М.: Просвещение, 2006. – 396 с.
Информация о работе Психологическая и этическая защита личности в общении