Психологическая коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание

Контрольное задание №8
«К психологу пришла потрясенная мама, ее дочь-выпускница заявила, что сразу поле школы уйдет в монастырь». Составьте коррекционную программу по работе с девочкой.

Работа состоит из  1 файл

Коррекция.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

Факультет: Психологии, педагогики и права

Специальность: «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:   Психологическая коррекция

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Студент 3 курса

                                                                                     _______________________

                                                                                     «____»____________2012г.

                                                                                     Преподаватель:  Доцент

                                                                                     _______________________

                                                                                     «___»_____________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

Контрольное задание  №8

«К психологу пришла потрясенная мама, ее дочь-выпускница заявила, что сразу поле школы  уйдет в монастырь». Составьте коррекционную программу по работе с девочкой.

 

 

Коррекционная программа

 

Данная программа предназначена для коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении.

Программа составлена с целью оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка.

Она решает следующие  задачи:

  • исправление отклонений в психическом развитии подростка (эмоциональном, мотивационном, поведенческом) на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;
  • формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
  • обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.

 

Программа состоит из четырех блоков:

  • установочного;
  • диагностического;
  • коррекционного;
  • блок оценки эффективности воздействия. (По истечении двух–трех недель по окончании работы необходимо проведение повторной диагностики подростка с целью отслеживания динамики развития его личности.)

Установочный этап

Цели:

  • установление контакта с подростком, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение у подростка уверенности в себе;
  • формирование желания сотрудничать с психологом и что-то изменить в своей жизни, формирование психологом коррекционной программы, поиск способов решения проблемы.

 

Диагностический блок

Цели:

  • выявление факторов риска;
  • диагностика особенностей развития личности;
  • формирование общей программы психокоррекционной работы.

 

    1. Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы.
    2. Тест «Учебная мотивация» (автор Г.А.Карпова)-Цель: выявление интересов подростка.
    3. Тест WEIS (автор Г. Векслер)-Цель: определение уровня нтеллектуального развития учащегося.
    4. Тест «СМОЛ» (для учащихся 14–16 лет)-Цель: выявление типа личности подростка, его характерологических особенностей.
    5. Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет)-Цель: определение типа акцентуации характера.
    6. Проективная методика «Человек под дождем»-Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
    7. Тест «Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер)-Цель: определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи.
    8. Тест «Семейная социограмма» (автор Э. Г. Эйдемиллер)-Цель: выявление семейных межличностных отношений.
    9. Тест «К чему люди стремятся в жизни»-Цель: измерение ценностной ориентации подростка.
    10. Тест «Агрессивность»-Цель: определение эмоционального состояния.
    11. Тест «Самооценка»-Цель: изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии.
    12. Социометрия (автор Д.Морено)-Цель: определение социометрического статуса учащегося в учебном коллективе.

 

Коррекционный блок

 

Цели:

  • гармонизация и оптимизация развития личности;
  • переход от отрицательной фазы развития личности к положительной;
  • овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.

Задачи:

  • Развитие у подростка “Я-концепции”.
  • Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных, достижения и т.д.).
  • Развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции.
  • Формирование стратегии преодоления трудностей и метода принятия решений.

Песочная терапия

Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди педагогов и социальных работников. Она включает много различных способов игры в песке. На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, появляются его многочисленные модификации.

На международной конференции  в Сан-Франциско (1995) принята следующая  классификация: Sandplay с большой буквы  «S» – классическая форма юнгианской песочной терапии с ее теоретической  базой и методологией; sandplay с маленькой  «s» – различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке)

Для проведения игр вам  понадобятся: емкости с песком (любого размера и цвета), миниатюрные  объекты и природные материалы (каштаны, шишки, ракушки и т.п.), вода.

В целях сужения проблемного  поля клиенту предлагается выбрать  из коллекции и поместить в  песочницу 12 объектов:

  • четыре строения (здания, заборы, мосты и т.п.);
  • четыре фигурки животных;
  • четыре фигурки людей;
  • четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир.

Затем следует дать своему миру название и придумать про  него историю.

 

1. Задание «Прятки»

Многие в процессе строительства «мира» закапывают фигурки  в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.

Другой вариант игры – «Обратные  прятки». Психолог выбирает из коллекции  значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку  отыскать фигуру и рассказать о ней или придумать про нее историю.

 

2. Задание  «История»

Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая  станет главным героем истории, и  разместить ее на подносе с песком. Затем надо придумать историю  или сказку, по ходу рассказа постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов.

Другой вариант –  «Обратная история». Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая «мир» в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта.

 

3. Задание «Тематически ориентированный «мир»

Психолог предлагает ребенку построить «мир», отражающий напрямую его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа».

Примерными темами для подростков могут быть: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни».

При использовании этой игры со взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив».

Играя с песком, можно  стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль клиента (мужчина, муж, профессионал, сын) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

 

4. Задание  «Семья на песке»

Психолог предлагает членам семьи (маме, папе, ребенку) построить  на песке мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5-10 минут «мир» оживает, и психолог предлагает членам семьи пожить в нем. После обсуждения семье предлагается построить идеальную семью, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем «идеальный мир» так же оживает. После игры психолог проводит обсуждение, предлагая выбрать из коллекции те фигурки, которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.

Такую игру хорошо снять на видео и затем посмотреть и проанализировать.

 

5. Задание «Медитация»

Данная игра имеет несколько  вариантов. Во всех вариантах игра проводится с использованием медитативной музыки. Цель – релаксация.

Рисование на сухом песке  с помощью коктейльной трубочки (подуть в нее).

Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).

Создание мандалы на песке с  использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и пр.).

Создание мандалы на песке с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.

Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного разнофактурного  песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться.

Пересыпание песка из разных емкостей.

Строительство замков из очень мокрого  песка (методом натекания).

 

6. Задание «Реконструкция жизненного пути»

Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюрных фигурок свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то или иное время жизни. Между фигурками можно устроить диалог. Диалоги могут вестись также между отдельными жизненными этапами. Цель — интеграция.

 

7. Задание «Перепроектирование жизни»

Психолог просит клиента подумать о своей жизни, о том, что бы он хотел изменить в ней, что бы привнес в нее, что бы реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может проводиться и после «реконструкции жизненного пути». Эффективным для клиента будет фотосъемка процесса и результата.

 

8. Задание «Переговоры»

Психолог предлагает клиенту выбрать  две фигуры, которые будут изображать конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести переговоры между конфликтующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, отражающие действия, ресурсы, помощников и т.п. Цель – заключение контракта.

 

9. Задание «Пассивный – активный»

Психолог предлагает клиенту выбрать  из коллекции три фигуры, отражающие его активное начало, и три фигуры, отражающие его пассивное начало. Затем необходимо разместить эти  фигуры в подносе с песком и выстроить диалог между образовавшимися парами. При использовании этой игры во время работы с парами психолог предлагает диалог между активной фигурой одного партнера и пассивной фигурой другого партнера. Цель – интеграция. В игре вводится правило внимательного слушания партнера и невмешательства.

Информация о работе Психологическая коррекция