Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:30, контрольная работа
Контрольное задание №8
«К психологу пришла потрясенная мама, ее дочь-выпускница заявила, что сразу поле школы уйдет в монастырь». Составьте коррекционную программу по работе с девочкой.
10. Задание «Параллельные миры»
Психолог предлагает участникам, используя коллекцию миниатюрных фигурок, построить в подносе с песком свой мир. Все одновременно работают, соблюдая тишину. Затем, когда «миры» готовы, психолог инициирует рассказ каждого о своем мире.
Другой вариант этой игры – «Экскурсия по параллельным мирам». Когда «миры» готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и назвать увиденные миры, постараться понять их. Экскурсия длится 10-15 минут, затем происходит обсуждение.
11. Задание «Событие»
Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выход и решения.
Блок оценки эффективности воздействия
По истечении двух–трех недель по окончании работы необходимо проведение повторной диагностики подростка с целью отслеживания динамики развития его личности.
Список литературы:
Проективная методика "Человек под дождем".
Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструкция в классическом
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной инфор-мации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
При интерпретации
рисунков рекомендуется
1. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.
2. Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
3. Только после этого
можно перейти к анализу всех
специфических деталей с точки
зрения логики, опираясь при этом
на основные положения
Изменение экспозиции в рисунке "Человек под дождем" по сравнению с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры
Положение фигуры в профиль
или спиной указывает на
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Трансформация фигуры.
Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
Уменьшение фигуры
имеет место тогда, когда
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке
"Человека под дождем" при
изображении фигуры
Функция одежды - "формирование
защиты от стихии". Обилие одежды
указывает на потребность в
дополнительной защите. Отсутствие
одежды связано с
Атрибуты дождя.
Дождь - помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли - как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии - тяжелая, постоянная.
Необходимо определить,
откуда дождь "приходит" (справа
или слева от человека) и какая
часть фигуры подвергается
Дополнительные детали.Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.
Более полная расшифровка
деталей основывается на
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка - отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный
зонт-гриб может
Искажение и пропуск деталей
Отсутствие существенных
деталей может указывать на
область конфликта и быть
Цвет в рисунках.
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать
определенные чувства,
Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения