Психологическая коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание

Контрольное задание №8
«К психологу пришла потрясенная мама, ее дочь-выпускница заявила, что сразу поле школы уйдет в монастырь». Составьте коррекционную программу по работе с девочкой.

Работа состоит из  1 файл

Коррекция.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

 

10. Задание «Параллельные миры»

Психолог предлагает участникам, используя  коллекцию миниатюрных фигурок, построить в подносе с песком свой мир. Все одновременно работают, соблюдая тишину. Затем, когда «миры» готовы, психолог инициирует рассказ каждого о своем мире.

Другой вариант этой игры – «Экскурсия по параллельным мирам». Когда «миры» готовы, психолог приглашает всех совершить  экскурсию и назвать увиденные  миры, постараться понять их. Экскурсия длится 10-15 минут, затем происходит обсуждение.

 

11. Задание «Событие»

Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью  фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выход и решения.

 

 

 

Блок оценки эффективности воздействия

По истечении двух–трех  недель по окончании работы необходимо проведение повторной диагностики подростка с целью отслеживания динамики развития его личности.

 

 

 

Список литературы:

  1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. –М. Академия, 2001.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –СПб.: Речь., 2001.
  3. Материалы сайта http://psylist.net/
  4. Наталья Сакович, Академия последипломного образования,-г. Минск.,2010г.
  5. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей. –М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проективная методика "Человек  под дождем".

 

         Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

               Инструкция в классическом варианте  проста: на чистом листе бумаги  формата А4, который вертикально  ориентирован, испытуемому предлагается  нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе - человека под дождем.

                Сопоставление двух рисунков  позволяет определить, как человек  реагирует на стрессовые, неблагоприятные  ситуации, что он чувствует при  затруднениях. В процессе тестирования  важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной инфор-мации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.

 

 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА

 При интерпретации  рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

1. Когда рисунок готов,  важно воспринять его целиком.

2. Необходимо "войти"  в рисунок и почувствовать,  в каком настроении пребывает  персонаж (радостном, ликующем, удрученном  и т. д.), ощущает ли он себя  беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

3. Только после этого  можно перейти к анализу всех  специфических деталей с точки  зрения логики, опираясь при этом  на основные положения руководства  по интерпретации.

 

 Изменение экспозиции  в рисунке "Человек под дождем" по сравнению с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

                В случае смещения фигуры человека  под дождем в верхнюю часть  листа можно предположить склонность  испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

                Положение фигуры в профиль  или спиной указывает на стремление  отрешиться от мира, к самозащите.

                Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

                В остальном при интерпретации  следует опираться на методику "Человек". Например, изображение,  смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры.

 Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.

 Уменьшение фигуры  имеет место тогда, когда испытуемый  нуждается в защите и покровительстве,  стремится перенести ответственность  за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

 Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).

 Изменение возраста  указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

 Если в рисунке  "Человека под дождем" при  изображении фигуры пропускаются  какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает  на специфику защитных механизмов  и особенности проявлений Эго-реакций.

 Функция одежды - "формирование  защиты от стихии". Обилие одежды  указывает на потребность в  дополнительной защите. Отсутствие  одежды связано с игнорированием  определенных стереотипов поведения,  импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя.

 Дождь - помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли - как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии - тяжелая, постоянная.

 Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа  или слева от человека) и какая  часть фигуры подвергается воздействию  в большей степени. Интерпретация  проводится в соответствии с  приписываемыми значениями правой  и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали.Все  дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые  человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как  отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

 Более полная расшифровка  деталей основывается на символическом  значении представленных образов.  Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

 Зонт представляет  собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка - отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

 Так, например, огромный  зонт-гриб может свидетельствовать  о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск  деталей

 Отсутствие существенных  деталей может указывать на  область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках.

 Рисунки можно выполнять  простым карандашом. Тем не менее  многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

 Цвета могут символизировать  определенные чувства, настроение  и отношения человека. Они также  могут отражать спектр различных  реакций или областей конфликтов.

 Хорошо адаптированный  и эмоционально не обделенный  ребенок обычно использует от  двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения




Информация о работе Психологическая коррекция