Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:56, аттестационная работа

Описание

Задачи психологической реабилитации детей и подростков, переживших тяжелую психическую травму, принципиально различаются в зависимости от момента ее осуществления — непосредственно после травм и несколько
месяцев спустя. На первом этапе реабилитационная работа в целом может быть охарактеризована как медико-психологическая, на втором как психолого-педагогическая. Этим определяется и подбор специалистов, осуществляющих такую работу.
Сразу после психотравмы основной задачей психологической помощи пострадавшим детям и подросткам является экспресс-коррекция острой симптоматики, препятствующей нормальному функционированию ребенка:
•   восстановление нормального сна и питания (что создает благоприятные условия для восстановления ЦНС);
•   обеспечение нормального уровня общей активности и ее упорядочение;
•   преодоление острых фобий, депрессивных состояний, острой тревоги, флэшбэк-эффектов;
•   коррекция грубых нарушений общения.

Содержание

1. Симптомы переживания психотравмы у детей и подростков
2. Задачи психологической помощи
3. Организация коррекционной работы на примере работы после террористического акта в Беслане
4. Формы работы на базе Центральной клинической больницы г. Беслана

Работа состоит из  1 файл

Психологическая помощь детям и подросткам.ppt

— 112.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Презентация на тему:

«Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайной ситуации»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Симптомы переживания психотравмы у детей и подростков

2. Задачи психологической помощи

3. Организация коррекционной работы на примере работы после террористического акта в Беслане

4. Формы работы на базе Центральной клинической больницы г. Беслана

 

 

 

 

Симптомы переживания психотравмы у детей и подростков

 

В обзоре У.Юла и Р.М.Уильямса (2001) представлен детальны анализ

исследований, тема которых - последствия психотравм, возникающих у детей и

подростков в результате катастроф и масштабных несчастных случаев. В

качестве наиболее распространенных симптомов они называют:

  • нарушения сна;
  • нарушения общения со сверстниками и родителями, трудности сепарации (стремление постоянно находиться рядом с родителями, спать вместе с  ними);
  • снижение способности к концентрации, трудности в сосредоточении на  школьной работе, временное снижение памяти, утрату имевшихся ранее навыков;
  • навязчивые мысли;
  • повышенную настороженность и подозрительность;
  • утрату жизненных перспектив;
  • страхи;
  • раздражительность
  • чувство вины;
  • депрессию;
  • повышение уровня тревожности вплоть до приступов паники.

 

 

 

 

 

Симптомы переживания психотравмы у детей и подростков

 

  • Среди детей наиболее распространенными были жалобы на страхи, нарушения сна, ночные кошмары. Родители описывали такие проявления как отказ от еды, нарушения поведения, боязнь оставаться в одиночестве, боязнь громких звуков и т.п. Многие подростки жаловались на преследующие их картины,  воспроизводящие отдельные пережитые эпизоды (флэгибэк).Некоторые родители отмечали у своих детей появление повышенной агрессивности (в частности, во взаимоотношениях братьев/сестер).
  • Данные наблюдений и экспресс – диагностики свидетельствовали о резко повышенном уровне тревоги, избегании контактов с окружающими, о наличии у многих детей, пострадавших в результате террористического акта, заторможенности, депрессивного состояния, наиболее выраженного в случаях гибели кого-либо из родных и близких. У многих детей отмечалось хаотическое, нецеленаправленное поведение. У значительного числа подростков имелось острое чувство вины (за то, что не смог спасти кого-то из близких или друзей, за то, что выжил, а они погибли и т.п.). Агрессивность в некоторых случаях была выраженной и явной, а чаще – подавленной и скрытой (особенно у девочек). Подавленная агрессия проявлялась в форме высокой напряженности, аутоагрессии.

 

 

 

 

 

Задачи психологической реабилитации детей и подростков, переживших

тяжелую психическую травму,  принципиально различаются в зависимости

от момента ее осуществления — непосредственно после травм и несколько

месяцев спустя. На первом этапе реабилитационная работа в целом может

быть охарактеризована как медико-психологическая, на втором как

психолого-педагогическая. Этим определяется и подбор специалистов,

осуществляющих такую работу.

 

Сразу после психотравмы основной задачей психологической помощи

пострадавшим детям и подросткам является экспресс-коррекция острой

симптоматики, препятствующей нормальному функционированию ребенка:

•   восстановление нормального сна и питания (что создает благоприятные условия для восстановления ЦНС);

•   обеспечение нормального уровня общей активности и ее упорядочение;

•   преодоление острых фобий, депрессивных состояний, острой тревоги, флэшбэк-эффектов;

•   коррекция грубых нарушений общения.

 

 

Задачи психологической помощи 

 

 

 

 

  • Снятие этих симптомов способствует дальнейшей нормализации психологического состояния, активизирует использование ребенком имеющихся у него стратегий преодоления (coping strategies) и защитных механизмов психики. Подобные задачи типичны для краткосрочной психотерапии, которая, в отличие от ее продолжительных форм, направлена не на обеспечение глубоких  личностных преобразований, а на «избавление от негативных переживаний, дискомфорта или депрессии». Преодоление снижение эмоционального дискомфорта является важным не только само по себе, но и как профилактическая мера, снижающая риск последующего развития посттравматического стрессового расстройства. Установлено, что при отсутствии специальной профилактической работы это расстройство в ряде случаев проявляется у 70% детей и подростков, переживших тяжелую психотравму.

 

  • Основной задачей работы с отсроченными последствиями психотравмы становится восстановление нормального социального и внутрисемейного функционирования детей. Важно обеспечить регулярное посещение школы (детского сада). Требуется специальная работа по преодолению нарушений общения с родителями и сиблингами (братьями сестрами), возникших вследствие психотравмы. Для восстановления нормального состояния и функционирования детей необходима специальная работа с ближайшим окружением ребенка - в первую очередь, с родителями и педагогами.

 

Задачи психологической помощи

 

 

 

 

Организация коррекционной работы на примере работы после террористического акта в Беслане

 

  • Работа проводилась на базе поликлиники при Центральной клинической больнице г. Беслана. В первые же дни работы был организован Центр психологической реабилитации детей и подростков. Для этой цели администрация больницы предоставила зал лечебной физкультуры и небольшую дополнительную комнату.

 

  • Время пребывания каждого ребенка в Центре составляло около двух часов в день. Некоторые родители  по рекомендации психолога, а также по настоянию самих детей приводили их в Центр практически на весь день, а иногда два раза в день. Одни дети посещали Центр ежедневно, другие - всего один или два раза в неделю. За день через Центр проходили от 20 до 40 детей.

 

  • Одновременно в нем обычно находилось 8-20 детей разного возраста (начиная с раннего детского и кончая подростковым). Центр работал ежедневно с 9:00 утра до 20:00 вечера. После этого наступало время выездов на дом к детям, находившимся в особо тяжелом психологическом состоянии.

 

 

 

 

 

Оснащая Центр, были созданы отдельные зоны, каждая из которых была бы

снабжена оборудованием и материалами, необходимыми для пределенного вида

деятельности:

  • зона сюжетно-ролевой игры («кукольный домик» с куклами, игрушечной мебелью и посудой; «гараж» с разнообразными машинами и техникой; наборы «парикмахерская», «магазин», «больница»; мягкие игрушки);
  • зона конструктивной деятельности (наборы самоделок, строительного материала и «конструкторов» разного типа);
  • зона спортивных занятий (тренажеры; шведская стенка; матрасы, использовавшиеся в качестве матов; сухой бассейн: мячи, хула-хупы; пружинный матрас, использовавшийся как батут);
  • зона отреагирования агрессии (боксерская груша и перчатки: надувные мечи, молотки и дубины);
  • зона художественной деятельности (краски, кисти, вода, карандаши, пастель, пластилин, белая и цветная бумага):
  • зона игр с водой (таз с водой, плавающие игрушки, черпаки):
  • зона релаксации (искусственный аквариум; музыкальный центр: матрасы, коврики, подушки; мелкие «магические» аксессуары - слоники, колокольчики, «уловители снов» и т.п.).

 

 

Организация коррекционной работы на примере работы после террористического акта в Беслана

 

 

 

 

Формы работы

 

  • С младшими детьми психокоррекционная работа проводилась, преимущественно, с использованием методов игровой терапии, со старшими - арттерапии. Психокоррекционные воздействия ненавязчиво включались в свободную игру и свободную художественную деятельность. Они проводились как в индивидуальной форме, так и с небольшими, как правило, разновозрастными группами детей. В рамках одного и того же занятия разным детям предлагались разные роли, что позволяло обеспечить высокую степень индивидуализации психокоррекционной работы. Старшим детям (подросткам) нередко предлагалась роль «помощника руководителя».

 

  • Каждое занятие строилось по принципу «волны»: сначала происходило постепенное включение детей в  деятельность, ее интенсивность повышалась, доходила до некоторого максимума, определявшегося психологическим состоянием детей, а затем снижалась. Занятие заканчивалось спокойной деятельностью (например, рисованием) или сеансом релаксации. Перед уходом домой каждый ребенок получал в подарок игрушку, которая служила напоминанием о деятельности в Центре и тем самым способствовала закреплению результатов психокоррекции. Дети получали также материалы для художественной деятельности; им давались «домашние задания» (на выполнении которых мы, однако, отнюдь не настаивали): нарисовать и принести рисунок, сделать и принести какую-нибудь поделку.

 

  • Важная составляющая нашей работы - вовлечение в терапию родителей, восстановление их нормального общения с ребенком. С ними проводилась также индивидуальная психотерапия, обеспечивалось их общение друг с другом, взаимоподдержка. Большой психотерапевтический эффект имело и наблюдение родителями за улучшением состояния их детей. Однако приходилось считаться и с тем, что детский смех, веселье могли быть восприняты взрослыми как нарушение традиции горевания, своего рода «пир во время чумы». Чтобы избежать этого, мы подчеркивали медицинский характер нашей работы. Это сочувственно принималось родителями, поскольку они достаточно хорошо понимали, что состояние детей далеко выходит за рамки нормальной реакции горя и требует пси­хологической коррекции.

 

 

 

 

 

Литература 

 

  • 1. Венгер А.Л., Морозова Е.И., Морозов В.А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях
  • 2. Гарфилд С. Практика краткосрочной психотерапии. – СПб.: «Питер», 2002.
  • 3. Юл У., Уильямс P.M. Стратегия вмешательства при психических травмах, возникших вследствие масштабных катастроф. // Детская и подростковая психотерапия. / Под ред. Д.А.Лейна,Э.Миллера. - СПб.: «Питер». 2001. 275-308.

 

 

 

 

 

 

Спасибо за внимание!


Информация о работе Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайной ситуации