Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:58, отчет по практике
Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций психологической службы воинской части, работа с военнослужащими по призыву, а также анализ и разработка предложений по совершенствованию организации работы психологической службы войсковой части.
Форма ТП-1
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал __________
Представительство ______________
Отчет по практике
вид практики учебно – ознакомительная
Тема: _____Психологическая служба войсковой части.
Выполнил студент ______________________________
(фамилия, имя, отчество)
№ контракта ________________________
Направление подготовки ____психология___________
№ группы _________________________
№ семестра ______шестой _______________
Подпись студента ___________ Дата сдачи отчета «____» _________ 20___г.
Отчет принял _________________________
«____» ___________ 20___г.
Оценка ______ _________________________
«____» ___________ 20___г.
Оглавление
Введение | стр. 3 |
Основная часть | стр. 4-10 |
Заключение | стр. 11,12 |
Введение
Я, студент III курса факультета психологии Красноярского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходил учебно-ознакомительную практику в войсковой части.
Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций психологической службы воинской части, работа с военнослужащими по призыву, а также анализ и разработка предложений по совершенствованию организации работы психологической службы войсковой части.
В ходе практики я выполнил следующие работы и задания:
1) Ознакомление с организацией психологической службы в войсковой части.
2) Ознакомление со структурой и функциями психологической службы войсковой части.
3) Работа с военнослужащими по призыву:
Тестирование военнослужащих;
Изучение основных функций психолога по работе с военнослужащими.
4) Анализ эффективности работы психологической службы в данной войсковой части.
Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло.
Основная часть
1. Организация психологической работы в части.
Психологическая работа – это деятельность психологов, других должностных лиц органов воспитательных структур, командиров (начальников) по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих выполнение задач в любых условиях обстановки.
Психологическая работа проводится в целях:
обеспечения высокой психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению;
оптимизации условий жизнедеятельности военнослужащих в интересах решения задач и сохранения психического здоровья личного состава.
Психологическая работа организуется во всех видах учебной и боевой деятельности войск. Непосредственную ответственность за ее организацию и состояние несут должностные лица структур воспитательной работы. Общее руководство психологической работой в войсковой части осуществляется заместителем командира части (ЗКЧ) по воспитательной работе (ВР) с помощью заместителей командиров рот (ЗКР) по ВР с привлечением внештатного психолога части. Отдел психологической работы Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации (РФ) обеспечивает руководство и функционирование психологических структур в Вооруженных Силах (ВС) РФ, планирует, организует и обобщает результаты психологической работы, участвует в подготовке и расстановке кадров психологов, организует научно-методическое обеспечение. Обеспечение штатных психологов материально-техническими средствами, бланками, методическими и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора осуществляют органы тыла видов ВС, военных округов, групп войск и флотов.
2. Структура психологической службы войсковой части может быть представлена в виде схемы (см. рисунок 1).
Приказ Министра обороны № 226 ввел "Положение об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации" и утвердил структуру и основные обязанности органов (должностей) воспитательной работы. Немалое место уделено в приказе проблемам психологической работы. Так органы воспитательной работы несут ответственность за проведение мероприятий по укреплению морально-психологического состояния. Задачи воспитательных органов по вопросам психологической работы:
планируют и осуществляют мероприятия по морально-психологическому обеспечению выполнения войсками (силами) боевых задач;
проводят мероприятия по укреплению психологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки;
участвуют в информационно-психологическом противодействии в интересах поддержания высокого морально-боевого духа личного состава;
организуют работу по изучению социально-психологической обстановки в воинских и трудовых коллективах;
организуют работу войсковых психологов, осуществляют их методическое обеспечение в целях изучения психологического климата в воинских коллективах, снятия психологической напряженности, предупреждения негативных явлений;
участвуют в психологической подготовке личного состава в интересах готовности военнослужащих к выполнению поставленных задач.
При этом согласно Приказа Министра обороны № 235 "О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" совместно с органами воспитательной работы, штабы на основе анализа морально-психологического состояния вносят и участвуют в реализации предложений по его укреплению, а задачи воспитательной работы решаются с учетом морально-психологического состояния личного состава и осуществляются непрерывно.
Основные усилия в психологической работе сосредотачиваются на:
изучении психологических особенностей военнослужащих и воинских коллективов;
формировании в воинских коллективах здорового морально-психологического климата;
профилактике негативных проявлений в поведении личного состава;
снятии психологических нагрузок;
организации работы по психологической адаптации молодого пополнения;
проведении профессионального психологического отбора военнослужащих;
осуществлении комплексного подхода, с участием в психолого-педагогическом воздействии на военнослужащих командиров, медицинских работников, юристов и других специалистов.
Обязанности должностных лиц по вопросам организации и проведения психологической работы, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (Утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495), изложены в главе 3: "Обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля)". Представим их для удобства в виде таблицы 1:
Таблица 1 - Функциональные обязанности лиц психологической службы.
Должностное лицо | Общие обязанности |
ЗКЧ по ВР | Отвечает: за морально-психологическое состояние личного состава; за психологическое обеспечение. Обязан: организовывать и проводить воспитательную работу с учетом психологических особенностей каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих высокие боевые и морально-психологические качества; осуществлять проведение конкретных мероприятий по профилактике правонарушений сплочению воинских коллективов; изучать психологическое состояние военнослужащих, составлять общую морально-психологическую характеристику личного состава части; организовывать морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства, караульной и внутренней служб; своевременно докладывать командиру о морально-психологическом состоянии личного состава; знать деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего принимать практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в подразделениях. |
ЗКР по ВР | Отвечает: за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава роты. Обязан: проводить воспитательную работу с личным составом роты с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества; проводить правовое обучение; всесторонне знать личный состав роты, индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества военнослужащих роты, проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию; принимать меры по сплочению воинского коллектива; осуществлять морально-психологическое обеспечение; своевременно докладывать командиру роты о состоянии воинской дисциплины и морально-психологическом состоянии личного состава. |
психолог | Обязан: знать способы и методики изучения индивидуальных характеристик личного состава и особенностей при изучении воинских коллективов; осуществлять психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, правопорядка и других негативных явлений; решать задачи психологического сопровождения гарнизонной и караульной службы, боевого дежурства (службы); владеть методикой психологической подготовки личного состава; проводить профессиональный психологический отбор; методически грамотно проводить теоретическую и практическую подготовку военнослужащих по вопросам военной психологии; организовывать психологическую помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу; противодействовать негативному психологическому воздействию на военнослужащих. |
3. Работа с военнослужащими.
Изучение психологических качеств военнослужащих в воинской части осуществляется с использованием всего комплекса методов психологических исследований:
анализа документов;
биографического метода;
психологического тестирования;
анкетирования;
психодиагностической беседы;
обобщения независимых характеристик;
анализа результатов деятельности;
наблюдения;
экспертного опроса.
После ознакомления со структурой и функциями психологической службы в войсковой части и анализа ее работы мною было проведено тестирование военнослужащих молодого пополнения для определения их типа темперамента (бланк теста см. в Приложении А). Тестирование проводилось на основании пособия, которое составили сотрудники кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПСа М.В.Иванов, А.С.Кармин, В.Е.Сараева, А.А.Отюгов, Х.Э.Штейнбах.
Также совместно с внештатным психологом части был проведен еще ряд тестов с военнослужащими срочной службы для выявления коммуникативных и организаторских склонностей, а именно: умение четко и быстро устанавливать товарищеские контакты, участие в групповых мероприятиях, умении влиять на людей, стремление проявлять инициативу. Регулярное проведение подобных тестов позволяет психологу части хорошо ориентироваться в морально-психологической обстановке, знать ее особенности и учитывать её в построении практических гипотез. Быть в курсе проблем, возникающих в коллективах, способствовать улучшению психологического климата в коллективах подразделений, находить решения проблем, создавать более комфортные условия деятельности, выявлять и раскрывать потенциал каждого военнослужащего и коллектива в целом.
Также психолог может проводить консультации, т.е. особым образом организованное общение с военнослужащими и их командирами или их группами. Чаще всего психолог консультирует: командиров подразделений и их заместителей по ВР. Следует отметить, что в консультировании психолог имеет дело со здоровым человеком.
В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым, определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы. Таким образом, во время консультации психолог помогает решить многие вопросы.
Социально-педагогическая деятельность психолога заключается в реализации им комплекса различных мер, направленных на личностное развитие и саморазвитие военнослужащих, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений в воинском коллективе, обеспечение социальной защиты. Главной направленностью этого вида деятельности является содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста – поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей каждого военнослужащего.