Психологическая сущность игры дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание

Игра является одним из основных видов деятельности в ходе развития человека. Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности

Содержание

Введение
1. Общая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства
1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения
1.2 Развитие основных свойств восприятия
2. Психологическая сущность игры дошкольника
2.1 Основные теории игры в психологической литературе
2.2 Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника
2.3 Значение игры и ее влияние на ход развития дошкольника
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

психологическая сущность игры дошкольника.docx

— 46.01 Кб (Скачать документ)

Очень большое  влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее  ребенка определенной способности  к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать  свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные  инструкции своих товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в  этом случае стимулирует развитие речи. В психологической литературе описан случай неблагополучного психического развития двух мальчиков- близнецов, которые были лишены возможности общения со сверстниками. В совместном общении у этих близнецов сложилась своя, понятная им двоим, автономная речь. Лишь после того, как близнецов разлучили на некоторое время, включив их в разные детские коллективы, дети начали приобретать способность к нормальному речевому общению.

Игра оказывает  влияние на интеллектуальное развитие: в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т. д. Вхождение в игровую ситуацию является условием развития разных форм умственной деятельности ребенка. Так, от мышления в предметном манипулировании  ребенок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда  начинает давать предмету не его собственное  название (хотя он хорошо его знает), а название того предмета, который  нужен в данной игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во-первых, как своеобразная внешняя  опора для мыслей о подразумеваемом  предмете и, во-вторых, как опора  для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность  действовать в мысленном плане. Первоначально, конечно, действия в  мысленном плане протекают только при опоре на реальные предметы. Ребенок от реальных действий с предметами, которым он дает новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых  действий. Ролевая игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.

На протяжении дошкольного возраста содержание игры претерпевает качественные изменения. Основным содержанием игры младших  дошкольников является выполнение с  игровыми предметами таких действий, в которых воспроизводятся действия взрослых с реальными предметами. Так, дети в возрасте около трех лет  вытирают стол, подметают пол, режут  хлеб, чистят обувь и т. д. Воспроизведение  действий является основным содержанием  игры маленького дошкольника. Важно  отметить, что в этот период дети, как правило, играют в одиночку. Даже когда они объединяются игровым  материалом или специально взрослыми, это все-таки игры рядам, но не игры вместе. Ребята мало обращают внимание на игры друг друга и спокойно действуют  каждый со своим предметом. Несколько  иначе проходит игра у старших  дошкольников. Если малыши, исполняя отдельные  действия, заимствованные у взрослого, не берут еще на себя роли, соответствующей  этим действиям, то старшие дети начинают играть какую-либо роль. Так, если двух-, трехлетняя девочка укачивает куклу, то она при этом не берет на себя роли мамы и в этой ситуации на вопрос: «Ты кто?» — называет свое имя. Девочка пяти-шести лет заявит, что она «мама». В это время ребенок выполняет действия уже не ради них самих. Они включаются в роль. Теперь уже не увидишь развернутых повторяющихся действий. Действия, которые производятся ребенком, становятся более или менее свернутыми. На данной стадии развития игры ребенка начинают интересовать отношения между людьми. Действия же выступают как средство для развертывания отношений4.

Таким образом, специфические особенности игры состоят в том, что ее целью  является сама игра как деятельность, а не те практические результаты, которые  достигаются с ее помощью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Игра определяется как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализации, путем активного соучастия  в труде и повседневной жизни  людей.

Игра вызывает качественные изменения в психике  дошкольника, которые обуславливаются  психологическими особенностями игры. Среди последних можно выделить:

Игровые действия носят знаковый (символический) характер. Игровые действия имеют место  только тогда, когда ребенок под  одним действием начнет подразумевать  другое. В этом состоянии принципиальные отличия игровых действий от манипулятивных с предметами, которая осуществляется как выполнение действий, показанных взрослыми. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними, так как с замещаемыми предметами. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, а целая спичка – мишкой.

В игровой деятельности ребенок определяет себе ту или иную роль и начинает действовать в  соответствии с ней. Чаще всего ребенок  берет на себя роль взрослого: мамы, воспитательницы. Обязанности по отношению  к окружающим – это то, что  ребенок считает необходимым  исполнить, исходя из роли, которую  он берет на себя. Другие же дети ожидают, чтобы эти действия выполнялись  правильно. Исполняя обязанности, ребенок  получает права по отношению к  участникам игры, выполняющими другие роли. Таким образом, в игре происходит усвоение ребенком отношений, существующих между людьми в процессе их деятельности.

Важнейшей характеристикой  игры является сюжет. Именно отраженная в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Сюжет часто зависит от возраста, так как у старших дошкольников шире сфера действительности, с которой  они сталкиваются.

Наравне с сюжетом  игра характеризуется содержанием, тем, что ребенок выделяет как  основные моменты деятельности взрослого. В разном возрасте при одних и  тех же сюжетах дети выделяют разное содержание: в младший дошкольник в качестве содержания игры воспроизводят реальные действия взрослых людей с предметами. Для среднего дошкольного возраста основным содержанием игры являются отношения между людьми. Для старших дошкольников главным является подчинение правилам, вытекающих из взятой на себя роли.

Игра характеризуется  наличием двух видов взаимоотношений  – игрового и реального. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения  детей как партнеров, выполняющих  общее дело (они договариваются о  сюжете, выполняемых ролях). Игровые  взаимоотношения – отражают отношения  по сюжету и роли. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

Игра также  способствует интеллектуальному развитию ребенка. В игре ребенок действует  с заместителями предметов –  это заставляет его мыслить абстрактно.

Способствует  также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет не в состоянии  внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими о правилах и  условиях игры.

Наконец, игра способствует развитию личности ребенка в целом. Так, через игру дошкольник знакомится с манерой поведения и взаимоотношения  взрослых и усваивает их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий 

 
N%
 
Новое понятие
 
Содержание
1 2 3
1 Деятельность активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает  как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности
2 Игра ведущий вид  деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего  мира, социализации, путем активного  соучастия в труде и повседневной жизни людей
3 Руководство игрой это использование  педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка
4 Развитие психики закономерное  изменение психических процессов  во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразований
5 Личность системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом  в предметной деятельности и общении  и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде
6 Научение – процесс и  результат приобретения индивидуального  опыта, независимо от мотивации и  способа этого приобретения –  целенаправленного или стихийного.
7 Социализация процесс и результат  активного присвоения человека норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок  и правил поведения, значимых для  его социального окружения.
8 Структура игровой  деятельности основные элементы сюжетно-ролевой игры, включающие сюжет, содержание, роль, воображаемая ситуация
9 Цель игры познание ребенком окружающего мира путем активного  соучастия в труде и повседневной жизни людей.
10 Средствами  игры являются знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка; способы действия с определенными  предметами (с рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненных  обстоятельствах; нравственные оценки и чувства, которые выступают  в суждениях о хорошем и  плохом поступке, о полезных и вредных  действиях людей.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Возрастная  и педагогическая психология. Учебное  пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А.В.Петровского. – М., «Просвещение», - 1973. – 288 с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Псіхалогія. – 1995. – Вып. 1. – С.55 – 76.

3. Дубровина  И.В. Психология: Учебник для студ. сред. Пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 2002. – 464 с.

4. Запорожец  А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника  в зависимости от условий и  мотивов его деятельности // Известия  АПН РСФСР, 1948. Вып.14.

5. Зеньковский  В.В. Психология детства. –  М.: Academia, 1996. – 347 с.

6. Игра и развитие  ребенка в дошкольном возрасте. Материалы междунар. науч.- практ. конф. 11 – 14 апреля 1995 г. – Ч. 1. – М. – Прометей, 1995. – 96 с.

7. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение. 1989. – 286 с.

8. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие – Мн.: Амалфея, 2005. – 380 с.

9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, - 1986. – 223 с.

10. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., «Просвещение», 1871. – 415 с.

11. Платонов К.К.  Краткий словарь системы психологических  понятий. – М., 1984. – 176 с.

12. Психология. Учебник. / Под редакцией А. А Крылова.  — М: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 584 с.

13. Цыркун Н.А. Развитие настойчивости детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в общении: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Мн., 1982. – 21 с.

14. Чеховских М.И. Психология: учебное пособие. – М.: Нов. знания, 2005. – 380 с.

15. Шмаков С.А.  Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с. 

1 Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, - 1986. – 73 с.

2 Психология. Учебник. / Под редакцией А. А Крылова. — М: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 344 с.

3Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., «Просвещение», 1871. – 113с.

4 Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А.В.Петровского. – М., «Просвещение», - 1973. – 288 с.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника