Психологическая теория групп и коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относительную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными по структуре отношений, существующих между их членами;

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Психологическая теория групп и коллективов.

Введение.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малую группу характеризует психологическая  и поведенческая общность её членов,  которая  выделяет и обособляет её,  придаёт её относительную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных.  Малые группы могут быть разными по количественному составу:  от 2-3 до 30-40 человек;  различными по структуре отношений,  существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальному составу,  характеру ценностей, норм и правил,  которых придерживаются их члены, межличностным отношениям,  целям и содержанию деятельности.

Целесообразность исследования групп  очевидна, т.к. они являются удобной  моделью изучения процессов внушаемости, конформности,  срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени. Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания.

Признаком группы является психологическое  признание ее членами друг друга  и отождествление себя с нею, в  основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Еще одним признаком группы можно  считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения. Группа изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на нее, делать ее более «удобной» для себя. Результат такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе группу, в том числе и в результате конфликта с ней; слабая, наоборот, сама ей подчиняется и растворяется внутри группы.

 

 

Классификация групп:

По составу:

 

  • Гомогенные (однородные)
  • Гетерогенные (разнородные)

 

По структуре:

 

  • Функциональная
  • Политическая
  • Социально – демографическая
  • Социально – психологическая
  • Поведенческая
  • Мотивационная.

 

 

 

 

По статусу:

 

  • Официальные
  • Неофициальные

 

По характеру внутренних связей:

 

  • Официальные
  • Не официальные

 

По размерам:

 

  • Малые
  • Большие

 

 

 

 

Среди естественных малых групп  наиболее важным представляется выделение  групп формальных и неформальных.

 Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

 Формальные и неформальные  группы различаются прежде всего  по механизмам их образования  и по характеру межличностных  взаимоотношений. Однако, как и  любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

 

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

 

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

 

 

 

 

Цели группы:

 

В малой группе взаимодействие очень тесное: активность одного из членов — это одновременно стимул для всех остальных участников и реакция того на них.

Важно также наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация ее как некоего предвосхищаемого результата способствует удовлетворению потребностей каждого, соответствуя одновременно общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.  

Можно выделить три рода целей:

1. Ближние перспективы: цели, которые реализуются быстро во времени и выражают потребности этой группы.

2. Вторичные цели: более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом).

3. Дальние перспективы: объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.

Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная групповая цель, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую ее структуру.

 

 

 

Групповые нормы:

 

Нормы групповые [от лат. norma — руководящее начало, образец] — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Наличие в группе более или менее  развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения. Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, тем самым выполняя своего рода консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке своей жизнедеятельности в необычных, например, экстремальных условиях.

 

 

 

 

Социальный контроль:

 

Каждая группа вырабатывает систему  социального контроля.

Социальный контроль — совокупность способов воздействия на своих членов путем убеждения, предписаний, запрещений, признания заслуг и др. Т.о. поведение членов коллектива приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности. Система социального контроля опирается, во-первых, на привычки, во-вторых, на обычаи, в-третьих, на санкции, в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.

 

 

 

 

 

 

 

.Структура группы.

 

 

 Под структурой  группы мы понимаем следующие  ее

компоненты:

  • формальное лидерство;
  • роли
  • нормы
  • статус
  • размер
  • состав.

 

.Формальное  лидерство.

 

 Почти каждая  группа имеет своего формального  лидера.

Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель

проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для

успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный

климат, взаимоотношения  в коллективе и в конечном счете  эффективность его

работы.

 

  Роли.

 

За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е.

модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в

группе, которое  они занимают. При этом не возникает  проблем, если каждый

постоянно играет только одну роль.

Там, где поведение  работника приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает ролевой конфликт.

 

 

  Нормы. 

 

Для того чтобы  успешно трудиться, все группы вырабатывают

определенные  нормы поведения, т.е. принятые образцы  поведения внутри

группы, которые  должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть

формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и

процедурах. Однако большинство  норм, которыми руководствуются группы, носят

неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать  наиболее

существенное влияние  на взаимоотношения в коллективе и эффективность его

работы. Условно может  быть выделено три совокупности норм.

  Первая совокупность  норм касается непосредственно  выполнения работы и ее

качества (какова интенсивность  работы, насколько терпимо группа относится к

браку и просчетам в  работе, нарушению сроков выполнения заданий и т.п.).

Вторая совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды

(некоторые коллективы  для поддержания определенного  имиджа достаточно

жестко регламентируют форму  одежды сотрудников и ее цвет), отношение к

сверхурочной работе (в  ряде случаев она поощряется, но может

рассматриваться и как  неумение организовать на должном уровне собственную

работу и работу подчиненных) и др.

Третью совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение  ресурсов

внутри группы. В одних, группах, например, все ее члены имеют одинаковый

доступ к компьютерам  и другому офисному оборудованию, в других этот доступ

зависит от продолжительности  работы в данном коллективе и занимаемого

положения.

  Для того чтобы  быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку,

необходимо уметь приспосабливаться  к ее нормам. Обычно сама группа

оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение  тех

своих членов, которые поступают  вопреки нормами правилам, существующим в

ней.

 

  Статус.

 

Под статусом в  группе мы понимаем положение или  ранг, который

присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус

также может  быть формальным (например, победитель конкурса «Лучший по

профессии») и  неформальным (уважение, соответствующее заслугам, знаниям и

т.п.).

 

  Размер группы.

 

Эффективность работы группы наряду с другими факторами

определяется  ее размером. Результаты исследований показывают, что при

выполнении  конкретной задачи малые группы (примерно 7 человек) оказываются

наиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективном

принятии решения  лучшие результаты показывают группы, в которые входят 12

человек и более.

  Распространенное  мнение состоит в том, что  дух коллективизма и

состязательность  в группе приводят к повышению производительности ее членов

и группы в целом. Вместе с тем специалистами была выявлена и тенденция

другого рода: стремление работников делать в группе меньше, нежели

индивидуально (имеется в виду решение той  же самой задачи). В связи с этим

коллективная  работа в сочетании с учетом трудового  вклада каждого и его

ответственностью  за результаты работы позволит устранить  возможные проблемы

и противоречия. Исследования показали, что группы, состоящие из 5—7

человек, как  правило, наиболее эффективны. С одной стороны, они являются

достаточно  большими, чтобы принимать разносторонние решения, учитывающие

опыт и мнения коллектива, ас другой — в такого рода группах хорошо виден

вклад каждого. К тому же в таких группах обычно не возникает субгрупп и на

Информация о работе Психологическая теория групп и коллективов