Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Цель – комплексный анализ и сравнение существующих Психологических теорий лидерства.
1. Введение………………………………………………..3
2. Психологические стили лидерства……………………5
3. Психологические теории лидерства………………….10
4. Заключение…………………………………………….14
5. Список литературы……………………………………15
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Краснодарский
государственный университет
Кафедра
педагогики и психологии.
Контрольная работа
по дисциплине:
«социальная
психология»
на тему:
«Психологическая
теория лидерства»
Студент:
Поддубский Евгений
1курс ОЗО. Гр.11. ФМГО
Руководитель:
Щетинская
Н.Б.
Краснодар-2011
Содержание.
1. Введение………………………………………………..3
2. Психологические стили лидерства……………………5
3. Психологические теории лидерства………………….10
4. Заключение…………………………………………….14
5. Список литературы……………………………………15
Введение.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам».
Объект исследования данной контрольной работы – Психологические теории лидерства. Предметом настоящего исследования является сравнительный анализ теорий лидерства.
Цель – комплексный анализ и сравнение существующих Психологических теорий лидерства.
Задачи:
1. Определение понятия «лидерство»;
2. Определение существующих основных теорий о лидерстве;
3. Классификация основных современных теорий лидерства;
Данная
тема ввиду её значимости часто раскрывается
в научной и публицистической
литературе, однако среди ученых –
социологов, историков, политологов нет
единого мнения и понимания современной
феномена лидерства, что определяет многообразие
теорий о лидерстве. Попытки классифицировать
теории лидерства предпринимались неоднократно,
однако и среди классификаций нет единства
или наиболее точной их систематизации.
Психологические стили лидерства.
Общественный интерес к лидерству лучше всего доказывает то, что по этому поводу проведено и описано в литературе более 10000 эмпирических исследований. Причины популярности данной темы обнаружить несложно. Лидерство как социальное явление присутствует во всех культурах. Более того, качество лидерства часто определяет судьбу группы или организации. К тому же в лидере почти всегда возникает необходимость, когда работу невозможно выполнить в одиночку. Чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и одновременно тот, кто располагает чертами, нужными группе именно в данный момент времени. Кроме понятия лидерства в психологии используется другое уточняющее представление о нем, в частности понятие стиля лидерства. Стиль лидерства — это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус.
В
1939 году при исследовании влияния
руководства на достижение группы исследователи
под руководством Курта Левина
рассматривали три стиля
Авторитарный
(командный, единоначальный)
стиль лидерства отличается сосредоточением
власти в руках одного человека – лидера,
который реализует свою власть в основном
через распоряжения и приказы. Если такой
лидер является официальным руководителем
в группе, то идеальный подчиненный для
него- дисциплинированный исполнитель,
а не самостоятельный, инициативный и
творческий работник. Между собой и остальными
членами группы авторитарный лидер устанавливает
большую психологическую дистанцию и
старается ее сохранять, не идя на установления
близких, дружеских взаимоотношений с
остальными членами группы.
Авторитарный стиль лидерства имеет следующие основные недостатки:
1. все вопросы решает только лидер, а он, естественно не может быть компетентным во всем;
2.
не развивается инициатива
3. члены группы психологически не защищены от произвольных действий лидера; они полностью находятся в его власти;
4.
в авторитарно руководимой
Эти недостатки авторитарного стиля лидерства были очевидны изначально, и поэтому К. Левин и его последователи были настроены против использования в группе такого стиля лидерства. Однако при определенных условиях авторитарный стиль лидерства все же оказывается предпочтительнее, чем демократический или либеральный стиль лидерства, поскольку он обладает и следующими достоинствами:
1. при таком стиле лидерства обеспечивается наилучший порядок и самая высокая трудовая дисциплина в группе;
2.
он позволяет быстрее
3.
в группе не разрастаются
Из описанных выше преимуществ авторитарного стиля лидерства следует, что иногда он не только желателен, но и необходим.
Демократический стиль лидерства отличается равномерным распределением прав и особенностей между лидерством и остальными членами группы. Если такой лидер становится руководителем группы, то он стремится набрать в группу не только дисциплинированных исполнителей, сколько самостоятельных, инициативных и творческих людей. Между собой и остальными членами группы он не устанавливает никакой психологической дистанции, старается сблизиться с ними, с готовностью идет на установление не только деловых, но и хороших личных взаимоотношений.
Демократический стиль лидерства обладает следующими преимуществами перед другими стилями лидерства:
1. при не создается наиболее благоприятная атмосфера для совместной творческой работы, проявление самостоятельности и инициативы членов группы. Следовательно, данный стиль лидерства необходим в тех случаях, когда например, разнородный по композиции группе приходится решать сложные, творческие задачи;
2.
при таком стиле лидерства
в группе между ее участниками
складываются нормальные
3. он создает атмосферу психологической безопасности каждого члена группы, по Кольку при данном стиле лидерства группа и лидер имеют одинаковые права, и группа в нужный момент времени может стать на защиту кого-либо из ее членов.
Однако при всей своей психологической привлекательности демократический стиль лидерства имеет некоторые недостатки:
1.
слишком много времени
2.
в такой группе нередко
Либеральный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер в группе ею фактически не руководит, каждый член группы предоставлен сам себе и делает то, что ему заблагорассудится, не считается с мнениями ни самого лидера, ни других членов группы. Фактически лидер идет на поводу у большинства членов группы, которые сами принимают решения и навязывают его лидеру. Лидер, со своей стороны, слепо следует этому решению, имеют такие же права и берет на себя такие же обязанности, как и остальные члены группы.
Либеральный стиль лидерства, несмотря на то, что из всех трех рассматриваемых мною стилей лидерства он является наименее привлекательным, также обладает своими достоинствами и недостатками.
Его преимущества заключаются:
1.
он обеспечивает наиболее
2.
при данном стиле лидерства
практически все решения
По указанным причинам либеральный стиль лидерства рекомендуется иногда использовать в качестве временной меры. Однако у него имеются следующие серьезные недостатки:
1. при таком стиле лидерства самая низкая организованность группы;
2. при таком стиле наблюдается самая низкая дисциплина и ответственность.
Таким образом, ни один из трех классических стилей лидерства не имеет абсолютных преимуществ и не является, безусловно, предпочтительным. Поэтому современное, практическое решение вопроса заключается в том, чтобы сделать стиль лидерства в группе достаточно гибким. Это, в свою очередь, может, означать следующее:
1.
умение лидера вести себя по-
2.
хорошие знание лидером
3. способность лидера правильно оценивать ситуацию, сложившуюся в группе, и вовремя реагировать на нее изменениями стиля лидерства.
После
того как были выделены и определены
описанные выше стили лидерства,
оказалось, что они не полностью
соответствуют реальному