Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Цель – комплексный анализ и сравнение существующих Психологических теорий лидерства.
1. Введение………………………………………………..3
2. Психологические стили лидерства……………………5
3. Психологические теории лидерства………………….10
4. Заключение…………………………………………….14
5. Список литературы……………………………………15
Психологическая теория лидерства.
На становление, характер и направленность лидерства непосредственно влияют внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций. Прояснить субъективные механизмы лидерства помогают психологические теории, в частности психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В связи с изучением феномена лидерства и стилей лидерства перед учеными возник еще один вопрос: почему тот или иной человек в группе со временем становится и признается лидером, а другие члены группы в лидеры не выходят? В поисках ответа на данный вопрос сложились разные теории, объясняющие фактор выхода того или иного члена группы в лидеры: харизматическая, ситуационная, ценностная, бихевиористическая.
I. Харизматическая теория лидерства утверждает, что лидером в группе может стать далеко не всякий человек, а лишь тот, кто обладает особым даром быть лидером, данным ему от природы.
Именно этот дар и позволяет человеку становиться, в конечном счете, лидером, а те, кто такого дара не имеют, лидерами никогда не становятся. Из харизматической теории лидерства следует, что люди, склонные и способные быть лидерами, должны обладать какими-то особенными качествами, и на поиск этих качеств было направлено немало исследований. Однако практически все они закончились безрезультатно. Ученым так и не удалось обнаружить особые способности или психологические свойства, наличие которых гарантирует, что обладающий ими человек станет хорошим лидером. В соответствующих исследованиях называлось не мало свойств, обнаруживаемых у хороших лидеров, но, во-первых, все наборы таких свойств оказались разными, во-вторых, сами эти свойства включали в себя такие психологические характеристики человека, которые специфическими для лидеров не являются.
Качествами, которыми обычно наделен харизматический лидер, можно объединить в три группы: коммуникативный потенциал, мотивационный потенциал, энергетический потенциал.
1.Коммуникативный потенциал. Харизматический лидер — это, прежде всего, обаятельный, общительный и уверенный в себе человек. Личное влияние харизматических лидеров на окружающих основано на следующих характеристиках: умение вести дискуссию и убеждать своих собеседников; наличие знаний и опыта; способность доминировать и «эмоционально заражать» окружающих своими идеями; интуитивные или сознательные навыки воздействия на ценности, установки, поведение своих последователей. Иногда в качестве важных коммуникативных характеристик указываются честность и прямота лидера, говорят, что «его слова не расходятся с делом».
2.Мотивационный потенциал. Уверенность харизматического лидера не возникает на пустом месте. Его уверенность — это выражение его глубокой потребности изменить окружающий мир и знания того, как это можно сделать.
3.Энергетический потенциал. Для достижения своих целей харизматический лидер должен тратить много времени и усилий, он должен общаться с большим количеством людей, преодолевать большое количество препятствий и пр. Отсюда высокие требования к психофизиологическим ресурсам лидера, то есть врожденным свойствам его организма, а также выработанным в процессе жизнедеятельности навыкам и способностям.
II. Ситуационная теория лидерства. Эта теория в отличие от харизматической теории, утверждала, что лидером в группе может стать любой ее член, обладающий теми или иными достоинствами, и важен не сам их набор, а то, соответствуют ли они сложившейся в группе ситуации. Другими словами, согласно данной теории, выход конкретного человека в лидеры определяется не наличием у него специфических лидерских свойств, а ситуацией, сложившейся в группе. Если достоинства данного человека оказываются в группе востребованными в данной ситуации, то он на время становится лидером; меняется ситуация в группе – к лидеру начинают предъявлять иные требования, и им в новой ситуации становится другой человек.
Некоторые современные сторонники ситуационной теории лидерства пытаются приспособить ее к жизненным реалиям с помощью ряда дополнений. Так, Э. Хартли предлагает дополнить ситуационную теорию следующими положениями:
1) приобретение
человеком статуса лидера в
одной ситуации не исключает,
а даже повышает шансы на
его лидерство в другой
2) оказавшись лидером в определенной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его назначению или избранию на руководящую должность и тем самым закреплению лидерства;
3) вследствие
стереотипности восприятия
4) лидерами
чаще всего становятся люди, стремящиеся
к этому, имеющие
III. Ценностная теория лидерства утверждает, что лидером может стать человек, который утверждает и отстаивает общие для членов группы ценности (взгляды, нормы, правила поведения и т.д.), такие, которые разделяют большинство членов данной группы.
IV. Бихевиористская теория лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение. Воспитание лидера основывается на двух компонентах – поведение и психологические качества, которые можно развить.
Одной из первых поведенческой теорией стала теория стилей Левина, которая выделяла авторитарный, демократический и пассивный стили. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами.
Главной особенностью поведенческих теорий является то, что руководитель может выбрать определенный лидерский стиль, т.е. обучиться ему.
Не менее важны в бихевиористической теории и психологические концепции, которые связаны с мотивацией. Так, рассмотрим мотивационные теории лидерства. Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей.
Чаще всего, индивид выставляет свою кандидатуру, когда он осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику». «Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуации.
Заключение.
Современные теории лидерства в науке, казалось бы, охватывают все стороны объективного явления лидерства: личность лидера, социальную и персональную картины его становления; типы лидерства; взаимодействие и взаимоотношение лидера и его окружения; мотивы, установки, поведение ведомых; соотношение между лидерством формальным (руководством) и неформальным; основные характеристики групп ведомых; ситуации, в которых осуществляется лидерство.
Теоретически проблема лидерства представлена со всех сторон, притом весьма солидно. Однако существующие теории плохо предсказывают появление лидеров до того, как они фактически выходят на авансцену. Они не подсказывают, какой лидер был бы оптимальным в тех или иных условиях для той или иной организации, или движения, страны в целом.
Говоря
о сравнительном анализе
В своей контрольной работе рассмотрел основные концепции лидерства и выделил крупные исторически сложившиеся теории - харизматическая теория лидерства, бихевиористическая теория лидерства, ситуационная теория лидерства, ценностная.
Все эти теории можно сравнить между собой,
ставить и решать вопрос о том, какая из
них лучше, больше соответствует действительности
и правильнее объясняет феномен выхода
того или иного человека в лидеры. Однако
так поставленный вопрос не решается однозначно
в пользу той или иной из рассмотренных
теорий. Каждая из них несет в себе
зерно истины и освещает феномен лидерства
со своей, специфической стороны. Между
этими теориями лидерства на самом деле
нет существенных противоречий или принципиальных
расхождений. Следовательно, для понимания
и объяснения факта выхода человека в
лидеры нужны все эти теории лидерства.
Список использованной литературы.
1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.1998
2. Ф. Карделл, Психотерапия и лидерство, СПб., Изд-во «Речь», 2000
3. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 1985.
4.Немов Р.С. Общая психология: учебное пособие.-СПб.: Питер, 2011.-304с
5.
Кравченко А.И. Общая
6. Абрамова
Г.С. Общая психология: учеб. Пособие
для ВУЗов.-2-е изд.-М.:
оллектива. М., 1984.