Психологические барьеры общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:08, реферат

Описание

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.65 Кб (Скачать документ)

Психологические барьеры  общения

Введение

 

Все мы постоянно находимся  в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с  близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно  вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих  ему общаться, сохраняя личное достоинство  и дистанцию по отношению к  другим людям.

В целом взаимодействие с  обществом сегодня должно строиться  на глубоком анализе и понимании  всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к  компании, к ее товару или услугам.

Возникновение психологических  и коммуникативных барьеров общения  существенно мешает как общению  отдельных индивидов, так и целых  социальных слоёв. А так как человек  – существо социальное – общение  ему просто необходимо. Именно поэтому  эта проблема актуальна в наши дни.

Проблемой барьеров в общении  учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд , Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин , М. С. Каган, А. А. Бодалев. Некоторые концепции  рассмотрены ниже.

Цели исследования: выявить  возможные барьеры общения у  респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.

Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные  барьеры общения.

Методы исследования: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика "Выход из трудных жизненных  ситуаций", тест: Ваша коммуникативная  установка.

Объект исследования –  люди разных полов и возрастов.

Предмет исследования – психологические  барьеры общения.

Эмпирическая база исследования: 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых  людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).

Практическая значимость моей работы состоит в том, что  проблема «отцов и детей» актуальна  во все времена. Барьеры общения  молодёжи и их родителей нередко  создают непонимание и напряжённую  обстановку в семье. Возможно, итогом моей работы станет разрушение этих барьеров.

Структура работы:

I. Теоретический аспект. (некоторые  концепции современных психологов, разновидности барьеров, причины  их возникновения, методы устранения).

II. Эмпирическая часть. (методики  и этапы проведения исследования).

Гипотеза:

1.Трудности в общении  происходят в большей мере  не от слишком высокого или  слишком низкого уровня коммуникабельности, а, скорее, от трудности выхода  из сложившейся ситуации и  негативной коммуникативной установки  индивида.

2. «Барьер возраста» появляется  прежде всего из-за негативной  коммуникативной установки и  трудности выхода из сложной  ситуации у молодых людей.

 

I. Теоретический  аспект

 

1.1. Основные подходы  психологии в изучении общения

 

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. {12}

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В  жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне  общения, вне взаимодействия с другими  субъектами.

По целям общение делится  на биологическое и социальное. Биологическое  – это общение, необходимое для  поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением  основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных  контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного  роста индивида.

Массовое общение - это  множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано  с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную  психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Поскольку социальная психология–  составная часть комплекса психологических  наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые  общей психологией. Категория "общение" является базовой для социально-психологической  теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения.

Концепция Эрика Берна, так  называемый «Трансакционный анализ», заключается в том, заключается  в том, что в каждом человеке в  той или иной ситуации доминирует одно из состояний Я:

1. Состояния я, сходные  с образом родителей;

2. Состояния Я, автономно  направленные на объективную  оценку реальности;

3. Состояния я, представляющие  наиболее архаичные образцы чувств  и поведения, афиксированные в  реннем детстве.

Э.Берн утверждает, что в  каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я-Родителя, Взрослого или Ребёнка.

Единица общения – это  одна трансакция (одна фраза и ответ  на неё).Первая фраза, исходящая от какого-либо индивида – это трансакционный стимул, ответ на неё – трансакционная реакция. Простейшие трансакции – это  такие трансакции, в которых и  стимул и реакция исходят от взрослых. (Взрослый-Взрослый) Сложнее трансакции (Родитель-Ребёнок). Это дополняющие  трансакции. Например «Ты не видел  мою газету?»-«Она сегодня была на столе.»

И самые сложные трансакции – пересекающиеся. Напимер, когда  стимул задан типа Взрослый-Взрослый, например: «Где мои запонки?». Соответствующая  реакция Взрослый-Взрослый должна быть такой «Они в коридоре». Но если партнёр  вдруг вспылит, ответ может ыть  таким: « У тебя я всегда во всём виновата!» Эти реакции соответствуют  Ребёнок-Родитель. В этом случае Взрослому  надо будет что-то предпринять, чтобы  трансакция стала дополняющей и  люди поняли друг друга. {16}

Другая концепция, разработанная  Л.П. Буевой содержит следующие аспекты  изучения общения: 1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как  вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение  анализируется как взаимодействие  индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек  рассматривается как субъект  и объект социального познания);

4) аксиологический (общение  изучается как обмен ценностями);

5) "нормативный" (выявляются  место и роль общения в процессе  нормативного регулирования поведения  индивидов, а также анализируется  процесс передачи и закрепления  норм реального функционирования  в обыденном сознании стереотипов  поведения);

6) "семиотический" (общение  описывается как специфическая  знаковая система, с одной стороны,  и посредник в функционировании  различных знаковых систем —  с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как  обмен деятельностью, способностями,  умениями и навыками).

А. А. Бодалев предлагает рассматривать  общение как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен  информацией с помощью различных  средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми". {13}

Авторы сборника "Психологические  проблемы социальной регуляции поведения" рассматривают общение как "систему  межличностного взаимодействия", ограничивая  феномен общения только непосредственным контактом между индивидами.

Проблему общения исследовали  и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что "общение является необходимым  условием существования и социализации личности". Л. П. Буева отмечает, что  благодаря общению человек усваивает  формы поведения. М. С. Каган рассматривает  общение, как "коммуникативный вид  деятельности", - выражающий "практическую активность субъекта. {1}

Частью социального общения  является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие  в процессе передачи информации и  обмена деятельностью.

Коммуникации – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:

1. Для характеристики структуры  деловых и межличностных связей  между людьми, например, структуры  межгруппового общения ее участников.

2. Для характеристики обмена  информацией в человеческом общении  вообще, где коммуникация выступает  как одна из сторон человеческого  общения – информационная. Коммуникация  включает обмен представлениями,  идеями, интересами, настроениями, чувствами,  установками и т.п. между людьми  в ходе совместной деятельности. {9}

Коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или  достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей  коммуникантов.

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения  обеспечивают качество “хорошей”  речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью  словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических  норм.

Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и  конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных  и др.)

Логичность – это выражение  в смысловых связях компонентов  речи связей и отношений между  частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных  возможностей. Выразительность может  создаваться языковыми единицами  всех уровней.

Кроме того, существуют специфические  изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением  крылатых слов, пословиц и поговорок.

Богатство – это широкое  и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих  целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая  беседа. Обычно под деловой беседой  понимают межличностное речевое  общение нескольких собеседников с  целью разрешения определенных деловых  проблем или установления деловых  отношений.

Одной из функций деловой  беседы является поддержание деловых  контактов и стимулирование деловой  активности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров.

Структура общения. К структуре  общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в  общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и  перцептивной. {1}

Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в узком  смысле слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс  восприятия и познания друг друга  партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами (обмен действиями).{9}

Выводы: Общение – процесс  многогранный сложный и требующий  определённых навыков. В общении  происходит обмен информацией и  ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера  взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает  практические навыки и умения в сфере  общения.

 

1.2. Коммуникативные  барьеры. Психологические барьеры

 

В данной работе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности  субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных  переживаний и установок –  стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных  с задачей.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций  в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов  или групп людей, связанное с  отрицательными эмоциональными переживаниями. {4}

Человек, как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и  желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью  блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия  или отсутствия в процессе общения  коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный  смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Информация о работе Психологические барьеры общения