Психологические барьеры общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:08, реферат

Описание

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.65 Кб (Скачать документ)

 

1.5.Основные правила  предотвращения конфликтов и  некоторых барьеров общения

 

Исследователи указывают - поскольку  конфликты часто порождают такое  эмоциональное состояние, в котором  трудно мыслить, делать выводы, подойти  творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте  у человека доминирует не разум,  а эмоции, что ведет к аффекту,  когда сознание просто отключается,  и человек не отвечает за  свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь многоальтернативного  подхода и, настаивая на своем  предложении, не отвергайте предложение  партнера, задав себе вопрос: "Разве  я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь  взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь  они принесут в ближайшее время  и потом.

3. Осознайте значимость  разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если  выход не будет найден?" Это  позволит перенести центр тяжести  с отношений на проблему.

4. Если вы и ваш собеседник  раздражены и агрессивны, то необходимо  снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться  на окружающих — это не выход,  а выходка. Но если уж так  получилось, что потеряли контроль  над собой, попытайтесь сделать  единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь на положительное,  лучшее в человеке. Тогда вы  обязываете и его быть лучше.

6. Предложите собеседнику  встать на ваше место и спросите:

"Если бы вы были  на моем месте, то что бы  вы сделали?" Это снимает критический  настрой и переключает собеседника  с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте свои  заслуги и не демонстрируйте  знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не  приписывайте только партнеру  ответственность за возникшую  ситуацию.

9. Независимо от результатов  разрешения противоречий старайтесь  не разрушить отношения. {4}

 

II.Эмпирическая  часть.

 

Методики и этапы  проведения исследования.

 

В моём исследовании приняли  участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек  и 5 молодых людей) и рабочие в  возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).

В работе использовались методики: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика "Выход из трудных жизненных  ситуаций", тест: Ваша коммуникативная  установка. (см.Приложения1-15)С их помощью  было выявлено: уровень общительности  испытуемых, коммуникативная установка  гибкость и быстрота выхода из ситуации барьера.

Сначала испытуемым была предложена методика: «оценка уровня общительности (тест Ряховского)», были выявлены результаты, далее респонденты прошли тест «ваша  коммуникативная установка» и в  заключении ответили на ряд вопросов теста: "Выход из трудных жизненных  ситуаций".

 

Анализ, выводы

 

В ходе исследования получились следующие результаты:

В тесте Ряховского обе  возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это  свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться к классификатору теста  – такое количество баллов свидетельствует  о:

Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без  вспыльчивости. Без неприятных переживаний  идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки  и многословие вызывают у них  раздражение. Также респонденты  бывают весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться  по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в  центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут  их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это  усидчивости, терпения и отваги при  столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить  не отступать.

При подведении итогов теста  можно сказать, что испытуемые находятся  на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными  и вспыльчивыми.

 

Таблица 1. Результаты теста  Ряховского

 

Количество баллов

3 и менее

4-8

9-13

14-18

19-24

25-29

30-32

 

Испытуемые

   

Обе возрастные группы

     

 

Исходя из результатов  теста «ваша коммуникативная  установка» были выявлены следующие  интересные результаты(см таблицу 2):

 

Таблица 2. Результаты теста  «ваша коммуникативная установка»

 

1шкала: Завуалированная  жестокость в отношениях к  людям, в суждениях о них.

2 шкала: Открытая жестокость  в отношениях к людям.

3 шкала: Обоснованный негативизм  в суждениях о людях.

4 шкала: Брюзжание, то  есть склонность делать необоснованные  обобщения негативных фактов  в области взаимоотношений с  партнерами и в наблюдении  за социальной действительностью.

5 шкала: Негативный личный  опыт общения с окружающими.

 

Так, из таблицы 2 видно, что  «молодое поколение» набрало по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость в отношениях к людям и завуалированная  жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них) большее  количество баллов. Это свидетельствует  о замаскированной, приглушенной или  косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность  в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание  откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что первая возрастная группа придерживается отрицательных  выводах о некоторых типах  людей и отдельных сторонах взаимодействия. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость - завуалированную или  открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, но в то же время словно носят  розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Обычно, такие  взгляды демонстрируют весьма сложные  особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему  поведению.

В то время у старшего поколения  по всем трём шкалам набрано меньшее  количество баллов, это говорит о  меньшем отрицательном отношении  к окружающим, о меньшем эмоциональном  напряжении, и о меньшем негативизме  в целом.

Обратим внимание на общее  количество баллов в итоге теста. У молодого поколения это – 55 баллов, а у старшего – это  – 32 балла. Следуя классификатору теста: если вы получили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствует  о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.

Следует учесть, что в тесте  Ряховского обе группы набрали примерно одинаковые результаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коем образом не влияет на коммуникативную  негативную установку.

В заключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика "Выход из трудных жизненных  ситуаций"). Полученные результаты наглядно показывают как респондент выходит  из трудных жизненных ситуаций: мирится  с проблемами, неприятностями, приспосабливаются  к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения  жизненных проблем.

На основании общей  суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.

При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.


Информация о работе Психологические барьеры общения