Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:08, реферат
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
1.5.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения
Исследователи указывают - поскольку
конфликты часто порождают
1. Помните, что в конфликте
у человека доминирует не
2. Придерживайтесь
3. Осознайте значимость
разрешения конфликта для себя,
задав вопрос: "Что будет, если
выход не будет найден?" Это
позволит перенести центр
4. Если вы и ваш собеседник
раздражены и агрессивны, то необходимо
снизить внутреннее напряжение,
"выпустить пар". Но разрядиться
на окружающих — это не выход,
а выходка. Но если уж так
получилось, что потеряли контроль
над собой, попытайтесь
5. Ориентируйтесь на
6. Предложите собеседнику
встать на ваше место и
"Если бы вы были
на моем месте, то что бы
вы сделали?" Это снимает критический
настрой и переключает
7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.
8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо от результатов
разрешения противоречий
II.Эмпирическая часть.
Методики и этапы проведения исследования.
В моём исследовании приняли участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).
В работе использовались методики: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика "Выход из трудных жизненных ситуаций", тест: Ваша коммуникативная установка. (см.Приложения1-15)С их помощью было выявлено: уровень общительности испытуемых, коммуникативная установка гибкость и быстрота выхода из ситуации барьера.
Сначала испытуемым была предложена методика: «оценка уровня общительности (тест Ряховского)», были выявлены результаты, далее респонденты прошли тест «ваша коммуникативная установка» и в заключении ответили на ряд вопросов теста: "Выход из трудных жизненных ситуаций".
Анализ, выводы
В ходе исследования получились следующие результаты:
В тесте Ряховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться к классификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о:
Испытуемые любознательны,
охотно слушают интересного
При подведении итогов теста можно сказать, что испытуемые находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми.
Таблица 1. Результаты теста Ряховского
Количество баллов |
3 и менее |
4-8 |
9-13 |
14-18 |
19-24 |
25-29 |
30-32 |
Испытуемые |
Обе возрастные группы |
Исходя из результатов теста «ваша коммуникативная установка» были выявлены следующие интересные результаты(см таблицу 2):
Таблица 2. Результаты теста
«ваша коммуникативная
1шкала: Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.
2 шкала: Открытая жестокость в отношениях к людям.
3 шкала: Обоснованный
4 шкала: Брюзжание, то
есть склонность делать
5 шкала: Негативный личный опыт общения с окружающими.
Так, из таблицы 2 видно, что «молодое поколение» набрало по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость в отношениях к людям и завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них) большее количество баллов. Это свидетельствует о замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что первая возрастная группа придерживается отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость - завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Обычно, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению.
В то время у старшего поколения
по всем трём шкалам набрано меньшее
количество баллов, это говорит о
меньшем отрицательном
Обратим внимание на общее количество баллов в итоге теста. У молодого поколения это – 55 баллов, а у старшего – это – 32 балла. Следуя классификатору теста: если вы получили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.
Следует учесть, что в тесте Ряховского обе группы набрали примерно одинаковые результаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коем образом не влияет на коммуникативную негативную установку.
В заключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"). Полученные результаты наглядно показывают как респондент выходит из трудных жизненных ситуаций: мирится с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.
На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.
При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.