Психологические барьеры общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:48, реферат

Описание

Барьеры общения - это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Барьер общения - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ……..………………..5
2. БАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ………………...………………7
3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ.............................................................................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………..15

Работа состоит из  1 файл

Барьеры общения и пути их преодоления.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Вместе с  тем тот огромный духовный потенциал  возможностей преодоления психологических  барьеров, которым располагает человек, не тождествен его эффективной реализации.  

Во-первых, преодоление любых  психологических барьеров предполагает проникновение в сложную природу последних, учет, в частности, той многоструктурной и многофункциональной основы, на которой они могут развиться и которая представлена механизмом многократной опосредованности психической деятельности человека [13,с. 112-114]. 

Во-вторых, успешное решение  данной задачи предполагает не только знание системы и механизмов психологических  барьеров личности и ее деятельности, но и способов мобилизации огромных внутренних ресурсов индивида, его  величайшего духовного потенциала как неповторимой индивидуальности. 

Формирование здорового  климата коллектива – предпосылка  преодоления психологических барьеров. Одним из надежных путей мобилизации  внутренних ресурсов личности является создание оптимального социально-психологического климата общения в группах и коллективах. Оптимизация и совершенствование социально-психологического климата коллектива, в рамках которого осуществляется общение индивидов, представляет собой вместе с тем и эффективный способ снятия психологических барьеров на пути взаимодействия людей, Одним из методов создания оптимального климата и преодоления психологических барьеров общения является суггестия (внушение). 

Также необходимо уменьшить  коммуникативный барьер. Это можно  сделать, руководствуясь следующими положениями:

1. Постарайтесь  сразу избавиться от стереотипов  мышления. Конечно, это нелегко.  Но если постоянно о них  помнить, с поставленной задачей  вполне можно справиться. Это  совет стратегический.

2. Каждый раз,  формируя сообщение, помните о  двух вещах.

- Первое: убедитесь в том, что оно не искажено вашими стереотипами мышления.

- Второе: попытайтесь определить, какие стереотипы могут довлеть над получателем вашей информации, и сформулируйте свое сообщение таким образом, чтобы оно прошло через этот барьер.

3. Для устранения  в сообщении искажений, идущих  от стереотипов, очень хорошо  помогают следующие приемы:

- Принимая информацию, отделяйте эмоции от фактов, а факты — от мнений. Сделать это очень просто. Выслушав собеседника, попросите его повторить сказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов при себе. [12,с. 28].

  - Снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее, особенно если речь идет о чем-то очень важном.

Эти приемы можно  назвать элементарной техникой безопасности управленческого общения, ведь они помогают нейтрализовать стереотипы мышления и повысить качество общения. Установка сознания — это устойчивое отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, основанное на его жизненном опыте. Можно сказать, что установки сознания есть у каждого; это своеобразные аксиомы, которые, однажды подтвердившись, уже не подвергаются сомнению и не нуждаются в доказательствах. Установки сознания могут быть правильными или неправильными, но в том и другом случае они, так или иначе, подтверждены опытом человека. Правильные установки сознания помогают человеку лучше адаптироваться к окружающему миру, не повторять ошибок, действовать с учетом собственного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общение чрезвычайно  многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение  — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Общение может быть личным и деловым.

Личное общение  — это обмен неофициальной  информацией.

Деловое общение  — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Для эффективного общения надо обладать некоторой  системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная  компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения и многое-многое другое. 

Общение - процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга:

  1. Уменьшение барьеров общения приводит к улучшению понимания, т.е. к эффективности общения, что в свою очередь способствует продуктивности совместной деятельности.
  2. Восприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных и психологических барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
  3. Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Также в качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.
  4. Коммуникативные барьеры общения имеют большой спектр разных причин, но все они приводят к искажению изложенной информации и самой сути передаваемой мысли.
  5. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления : учеб.-практ. пособие / В.К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. - М.: МарТ, 2004, С.15-17.
  2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений : Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.
  3. Зарецкая Е.Н. Деловое общение : Учеб. Т. 1,2. М.: Дело,2004, С.55-59.
  4. Ковалева О., Юферова Е. Лицом к лицу с будущим сотрудником: как провести эффективное интервью при приеме на работу. - М.: Айрис-Пресс. Рольф, 2010.
  5. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / Сост. И. Н. Кузнецов, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005, С.66-69.
  6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005.
  7. Кеннеди Г. Тренинг переговоров. Ситуационные модели – М. – 2009.
  8. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: ВЛАДОС, 2010, С.33-37.
  9. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2007. 
  10. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 2005, С.44.
  11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2004, С. 55-57.
  12. Психология. / Под ред. Вороновой А.В. - СПб.: Питер, 2007, С.28. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - СПб.: Питер, 2008. 
  13. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д.: Феникс, 2008, С.112-114.
  14. Эксакусто Т. В. Барьеры общения и актуальность их минимизации в условиях совместной деятельности. – М.:2010.

 


Информация о работе Психологические барьеры общения