Министерство образования и
науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего
профессионального образования
«Тамбовский Государственный университет
им. Г. Д. Державина»
Академия социальных и образовательных
технологий
Реферат на тему: «Психологические идеи Леонардо да Винчи »
Выполнила студентка 2 курса
Очной формы обучения специальности
психологии
Алейникова Елена
Проверила: к.п.н.,
доцент
Апенок Р.С.
Тамбов 2012
Содержание
- Введение………………………………………………………………….3
- Роль и местно Леонардо да Винчи в истории……………………….4-7
- Концепция человека Леонардо да Винчи…………………………..8-10
- Семь принципов Леонардо да Винчи……………………………...11-12
- Заключение…………………………………………………………..13-14
- Список литературы……………………………………………………..15
Введение
Мировоззрение
эпохи Возрождения было гуманистическим
- человек центральное звено всей
цепи. Сознание было поставлено в зависимость
от человека, человек - от природы, природа
- от науки. «Знание - сила». Знание-это
ядро сознания. Человеческое сознание
- это бесценная корона, которой увенчан
человек. Бытие рассматривали преимущественно,
как физическую реальность, считали, что
бытие в своей действительности прежде
всего природа, как объект естествознания
и практической деятельности человека.
Считали, что
будто бы в природе растворено
божественное начало, которое сообщает
природе жизнь, красоту и многообразие
действительности. Вели борьбу с феодальным
дворянством. На смену подчинению человеческой
личности феодальным и церковным авторитетам приходит
принцип свободного развития индивидуальности.
Человек - центр
всего мира. Человек в своей
деятельности и замыслах не может
быть ничем ограничен. Человек есть
индивидуум, а так же есть микрокосм.
Человек есть также личность. Личность есть свобода.
Точная наука
Возрождения и ее органичная связь
с философским мышлением олицетворена
именем Леонардо да Винчи (1452-1519) .Этот
итальянский мыслитель был символом
всесторонности и гармоничности
развития личности
Его по праву
считают пионером естествознания Нового времени.
По определению философа, человек есть
«величайшее орудие природы». Опираясь
на знания, он создает из материала природы
огромное множество вещей и творений,
новую реальность - мир культуры.
Роль и место Леонардо да Винчи в истории
Леонардо
да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения,
гений, блестящий художник, инженер,
конструктор машин, ученый-экциклопедист,
знаток анатомии человеческого тела,
скульптор, архитектор, мыслитель. Это
воплощение гуманистического идеала,
всесторонне развитой личности. Он значительно
опередил свое время.
Леонардо
да Винчи - пантеист. Он считал, что в
природе размыто «разумное божественное
начало, которое открыто человеку
как части природы». Верил в
силу разума и знания, в созидательную
мощь человека.
Особо велики,
как он полагал, возможности художника,
создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.
Леонардо
да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке
Анкиано близ города Винчи, расположенном
недалеко от Флоренции. Его отцом
был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший
из известной семьи города Винчи. Матерью
была по одной версии крестьянка, по другой
- хозяйка таверны, известная под именем
Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо
взяли в дом отца, и в документах того времени
он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469
он поступает в мастерскую знаменитого
художника, скульптора и ювелира Андреа
дель Верроккьо (1435/36-1488). Здесь Леонардо
прошел весь путь ученичества: от растирания
красок до работы подмастерья. Согласно
рассказам современников, он написал левую
фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение
(ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем
сразу обратил на себя внимание. Естественность
движения, плавность линий, мягкость светотени
- отличает фигуру ангела от более жесткого
письма Верроккьо. Леонардо жил в доме
мастера и после того, как в 1472 был принят
в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.
Один из немногих
датированных рисунков Леонардо был
создан в августе 1473. Вид долины Арно
с высоты был выполнен пером быстрыми
штрихами, передавая колебания света, воздуха,
что говорит о том, что рисунок сделан
с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).
Первое живописное
произведение, приписывающееся Леонардо,
хотя его авторство оспаривается
многими специалистами, - Благовещение
(ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению,
неизвестный автор внес позднейшие исправления,
что значительно ухудшило качество работы.
Мона Лиза - самое известное произведение
Леонардо да Винчи (1503-1506, Лувр, Париж).
Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза)
была третьей женой флорентийского купца
Франческо ди Бартоломео деле Джокондо.
Теперь картина немного изменена: первоначально
слева и справа были нарисованы колонны,
теперь отрезанные. Небольшая по размерам
картина производит монументальное впечатление:
Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где
глубина пространства, воздушная дымка
переданы с величайшим совершенством.
Знаменитая техника сфумато Леонардо
здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая,
точно тающая, дымка светотени, окутывая
фигуру, смягчает контуры и тени. Есть
что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее
в легкой улыбке, в живости выражения лица,
в величавом спокойствии позы, в неподвижности
плавных линий рук.
Несмотря
на то, что Леонардо отправился в
Милан в надежде на карьеру
инженера, первым заказом, который он получил в 1483,
было изготовление части алтарного образа
для капеллы Непорочного зачатия - Мадонна
в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо
более поздней версии из Лондонской Национальной
галереи оспаривается, см. ниже по тексту).Коленопреклоненная
Мария смотрит на Младенца Христа и маленького
Иоанна Крестителя, в то время как ангел,
указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя.
Фигуры расположены треугольником, на
переднем плане. Кажется, что фигуры отделены
от зрителя легкой дымкой, так называемым
сфумато (расплывчатость и нечеткость
контуров, мягкая тень), которое отныне
становится характерной чертой живописи
Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны
сталактиты и сталагмиты и подернутые
туманом медленно текущие воды. Пейзаж
кажется фантастическим, однако следует
помнить утверждение Леонардо о том, что
живопись - это наука. Как видно из рисунков,
одновременных картине, он основывался
на тщательных наблюдениях геологических
явлений. Это относится и к изображению
растений: можно не только отождествить
их с определенным видом, но и увидеть,
что Леонардо знал о свойстве растений
поворачиваться к солнцу.
Леонардо
сделал несколько набросков на сюжет
Мадонна с Младенцем и св. Анной;
впервые этот замысел возник во Флоренции.
Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная
галерея), а в 1508 или несколько позже - картина,
находящаяся ныне в Лувре. Мадонна сидит
на коленях св. Анны и протягивает руки
к Младенцу Христу, держащему ягненка;
свободные, округлые формы фигур, обрисованные
плавными линиями, составляют единую композицию.
Иоанн Креститель (Лувр) изображает
человека с нежным улыбающимся лицом,
которое появляется из полумрака
фона; он обращается к зрителю с
пророчеством о пришествии Христа.
В середине 1480-х годов
Леонардо написал картину Дама с
горностаем (Краковский музей), которая,
возможно, является портретом фаворитки
Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани.Контуры
фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами
линий, которые повторяются во всей композиции,
и это, в сочетании с приглушенными красками
и нежным оттенком кожи, создает впечатление
идеальной грации и красоты. Красота Дамы
с горностаем разительно контрастирует
с гротескными набросками уродов, в которых
Леонардо исследовал крайние степени
аномалий строения лица.
На службе у правителя
Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает
в роли военного инженера, гидротехника,
организатора придворных празднеств.
Свыше 10 лет он работает над монументом
Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро;
исполненная пластической мощи глиняная
модель памятника в натуральную величину
не сохранилась (варварски разрушена после
взятии Милана французами в 1500) и известна
лишь по подготовительным наброскам.
В Милане Леонардо начал
делать записи; около 1490 он сосредоточил
внимание на двух дисциплинах: архитектуре
и анатомии. Он сделал наброски нескольких
вариантов проекта центрально-купольного
храма (равноконечный крест, центральная
часть которого перекрыта куполом) - тип
архитектурного сооружения, который ранее
рекомендовал Альберти по той причине,
что он отражает один из античных типов
храмов и имеет в своей основе наиболее
совершенную форму - круг. Леонардо нарисовал
план и перспективные виды всего сооружения,
в которых намечены распределение масс
и конфигурация внутреннего пространства.
Примерно в это же время он добыл череп
и сделал поперечное сечение, впервые
открыв пазухи черепа. Заметки вокруг
рисунков свидетельствуют о том, что его
в первую очередь интересовала природа
и строение мозга. Безусловно, эти рисунки
предназначались для чисто исследовательских
целей, однако они поражают своей красотой
и сходством с набросками архитектурных
проектов в том, что и на тех, и на других
изображены перегородки, разделяющие
части внутреннего пространства.
Леонардо да Винчи умер
2 мая 1519, оставив по завещанию свои
рисунки и бумаги Франческо Мельци,
ученику, который хранил их всю свою жизнь.
Но после его смерти все бесчисленные
бумаги разошлись по всему миру, часть
утеряна, часть хранится в разных городах,
в музеях мира.
Концепция человека Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи борется за восстановление
роли и значения чувственного познания.
Он утверждает, что созданные человеком
чувственно воспринимаемые ценности -
средство познания закономерного строя
вещей.
В понимании сущности и
природы чувственного познания он преодолевает
механистические традиции, согласно которым
чувственное познание предполагает непосредственный
контакт познающего органа со своим объектом.
Опосредованное же, проникающее вглубь
объекта знание связывалось этой традицией
с понятием и словом и относилось к интеллигибельному
уровню. Как художник Леонардо да Винчи
выступает против этого умаления роли
чувственности в познании мира.
Предметом его
специального внимания становится особый
орган чувственного познания, позволяющий
воспринимать природу в ее внутренних
связях, - человеческий глаз, создающий
совместно с рукой в процессе
живописного творчества образные творения
- изображения. Именно они, а не слово отражают
реальность и становятся в этом случае
посредниками между ней и сознанием, источниками
ее познания.
Зрительное
воображение рассматривается им
как важное средство практического
преобразования действительности. Живопись
- основа техники и инженерии. В этом
проявилось стремление Леонардо да Винчи
соединить естественные знания и искусство.
Воображение, таким образом, впервые соединяется
с творчеством.
Следует отметить,
что фантазия начиная с античности
считалась «дурной субъективностью». Познавательная ценность
отводилась исключительно разуму, имеющему
божественную природу. Леонардо да Винчи
в качестве высшей ценности провозглашает
творения субъекта, созданные им на основе
подражания природе. Вводится соответственно
новый критерий оценки человека - по образу
его деятельности, направленной на преобразование
природы. Сущность человека выражается
в его творческой деятельности, отмечал
Леонардо да Винчи.
Леонардо
да Винчи тщательно изучал анатомию
и биомеханику организма, что
объяснялось не только эстетически-познавательными,
но и практическими задачами: изучить
принципы работы живого организма, способного
выполнять недоступные человеку функции,
чтобы воссоздать их в специальной инженерной
конструкции. Например, он строил схемы
летательных устройств на основе изучения
мышечного аппарата птиц и насекомых.
Им проводились
многочисленные эксперименты по изучению
поведения разных животных с целью
изучения их двигательной активности,
была создана экспериментальная
модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для
нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие
его идеи и замыслы сохранились в набросках,
эскизах, чертежах, и они свидетельствуют
об оригинальности мысли и гениальности
его замыслов.
Он стремился
быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а
не художников. Много размышлял о познании.
Считал, что опыт - главный источник знаний
о человеке и о мире. «Мудрость есть дочь
опыта», - говорил он. Познание, не прошедшее
через опыт, и ощущения, с которых оно начинается,
не дают истины о действительности.
Опыт понимался
им широко - это и наблюдение над
природными явлениями, и физический
эксперимент, и рисунок, и инженерная
конструкция. Он выдвигает тезис
о единстве теории и практики.
Высшим обобщением
и осмыслением бытия, по Леонардо да Винчи, является живописное
произведение, созерцаемое непосредственно
всегда выше, чем любые рациональные построения.
Произведение уже само по себе является
высшей реальностью, за которой ничего
уже не стоит, потому что, несмотря на необходимость
подражания, нет надобности в дальнейшем
соотнесении истинного живописного произведения
с изменяющейся действительностью, ибо
в произведении достигается самоудовлетворенное
существование воспринимаемого объекта,
а сам процесс восприятия и есть высшее
осмысление.
Но этим, однако,
Леонардо да Винчи не отрицает необходимости
подражания природе. Он призывает не
поправлять природу, а следовать
ей. Из единичных наблюдений создавать
целое. В этом - власть человека-творца.
Ибо все, что существует по Вселенной
как сущность, как явление или как
воображаемое, человек имеет сначала в
душе, утверждает Леонардо да Винчи. Художник,
таким образом, с одной стороны, волен,
по Леонардо, сам породить прекрасное
или безобразное, с другой - здесь явное
понимание бытия, как единства объекта
и субъекта.