Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:44, реферат
Описание
Мировоззрение эпохи Возрождения было гуманистическим - человек центральное звено всей цепи. Сознание было поставлено в зависимость от человека, человек - от природы, природа - от науки. «Знание - сила». Знание-это ядро сознания. Человеческое сознание - это бесценная корона, которой увенчан человек. Бытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в своей действительности прежде всего природа, как объект естествознания и практической деятельности человека.
Содержание
Введение………………………………………………………………….3 Роль и местно Леонардо да Винчи в истории……………………….4-7 Концепция человека Леонардо да Винчи…………………………..8-10 Семь принципов Леонардо да Винчи……………………………...11-12 Заключение…………………………………………………………..13-14 Список литературы……………………………………………………..15
В теории познания
он скорее сенсуалист. И в науке
на первое место он ставит опытный
метод. «Опыт не ошибается», - говорит
Леонардо. Истинная наука та, которую
опыт заставил пройти сквозь чувства.
Но он не отрицает и теории, «бесчисленных оснований», которые никогда
не были в опыте. И хотя природа, утверждает
он, начинается с причин, а кончается опытом,
нам надобно идти путем обратным, то есть
начинать с опыта и с ним изыскивать причину.
Наука - капитан, практика - солдаты.
Итак, с одной стороны, у Леонардо полная
зависимость от природы, подражание природе,
с другой - тесно связанное с первым положение
о воле и власти человека-творца над природой.
Семь принципов Леонардо да Винчи
Леонардо
да Винчи сформулировал семь принципов.
1 Принцип «Curiosita»
Ненасытно-любознательный
подход к жизни и неистребимая
жажда учения -- это начало всех начал,
первый шаг на пути познания всего
сущего. Потому что желание знать,
учиться и расти -- это своего рода
импульс для всякого знания, мудрости и новых открытий.
2 Принцип
«Dimostrazione»
Научиться мыслить
самостоятельно и высвободить свой
ум из-под гнета заскорузлых ограничений
-- а таковыми являются наши привычки
и предвзятые мнения. Слово Dimostrazione
Леонардо применял именно для того,
чтобы подчеркнуть, как важно для
каждого из нас учиться самостоятельно,
опираясь на свой собственный, практический
опыт.
3 Принцип
«Sensazione»
Умение видеть,
слышать, чувствовать. А теперь ненадолго
углубитесь в себя и постарайтесь
вспомнить, сколько раз на протяжении последнего года вы
ощущали себя живыми и настоящими? Возможно,
в эти секунды ваши чувства как-то особенно
обострились. Третий принцип (Sensazione ) заключается
именно в том, чтобы сознательно и систематически
утончать, шлифовать и оттачивать пять
чувств, что даны нам от природы. Леонардо
полагал, что совершенствование нашего
сенсорного сознания -- умения видеть,
слышать, осязать и обонять, а также чувствовать
окружающий мир -- дает нам в руки самый
надежный ключ к обогащению всего нашего
чувственного опыта.
4 Принцип
«Sfumato»
По мере того,
как в вашей душе будет пробуждаться
живое, детское любопытство и
неуемная жажда задавать «школьные»
вопросы, -- вам все чаще и чаще
будет удаваться побеждать неуверенность,
сражаясь с вашими злейшими врагами
-- замешательством, неопределенностью
и внутренней противоречивостью. Принцип
номер четыре (Sfumato) послужит вам надежной
картой в вашем пути и освоении с неизвестного,
поможет подружиться с парадоксом.
5 Принцип
«Arte-Scienza»
Чтобы из неуверенности
и смутной неопределенности родилась
гармония и творчество, нужно применить
пятый принцип (Arte-Scienza) или то, что мы теперь
называем целостным мышлением. Как полагал
Леонардо, становление нашей внутренней
гармонии не должно ограничиваться одной
лишь сферой нашей психики.
6 Принцип
«Corporalita»
Нам нужно
стремиться к гармоничному взаимодействию
тела и ума. Этим все сказано.
7 Принцип
«Connessione»
Именно этот
принцип связывает все воедино.
Это способность:
· выстраивать
пошаговую схему событий
· улавливать
тонкие взаимосвязи и глубинное родство
между разными вещами и явлениями
Это стремление
прояснить, каким образом ваши мечты,
ваши цели и ценности, возвышенные
идеалы и мечты могут быть встроены
в вашу повседневную жизнь
Заключение
Ученый по
призванию Леонардо даже сейчас поражает
широтой и разнообразием своих научных
интересов. Уникальны его исследования
в области конструирования летательных
аппаратов. Он изучал полет, планирование
птиц, строение их крыльев, и создал т.н.
орнитоптер, летательный аппарат с машущими
крыльями, так и неосуществленный. Создал
пирамидальный парашют, модель спирального
пропеллера (вариант современного пропеллера).
Наблюдая
за природой, он стал знатоком в области
ботаники: он первым описал законы филлотаксии
(законы, управляющие расположением листьев на
стебле), гелиотропизма и геотропизма
(законы влияния солнца и гравитации на
растения), открыл способ определения
возраста деревьев по годовым кольцам.
Он был знатоком в области анатомии: первым
описал клапан правого желудочка сердца,
демонстрировал анатомирование и др. Он
создал систему рисунков, которые и сейчас
помогают студентам понять строение человеческого
тела: показывал объект в четырех видах,
чтобы осмотреть его со всех сторон, создал
систему изображения органов и тел в поперечном
разрезе. Интересны его исследования в
области геологии: дал описания осадочных
пород, объяснения морских отложений в
горах Италии. Как ученый-оптик, он знал,
что зрительные образы на роговице глаза
проецируются в перевернутом виде. Вероятно,
первым применил для зарисовок пейзажей
камеру-обскура (от лат. camera - комната, obscurus
- темный) - закрытый ящик с небольшим отверстием
в одной из стенок; лучи света отражаются
на матовом стекле, находящимся на другой
стороне ящика, и создают перевернутое
цветное изображение, использовалась
пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения
видов). В рисунках Леонардо есть проект
инструмента для измерения интенсивности
света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь
три века спустя. Он конструировал каналы,
шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть:
легкие башмаки для хождения по воде, спасательный
круг, перепончатые перчатки для плавания,
прибор для подводного перемещения, схожий
с современным скафандром, машины для
производства веревки, шлифовальные машины
и многое другое. Общаясь с математиком
Лукой Пачоли, который написал учебник
О Божественной пропорции, Леонардо увлекся
этой наукой и создал иллюстрации к этому
учебнику.
Леонардо
выступал и как архитектор, но ни
один из его проектов так и не
был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на
проект центрального купола Миланского
собора, создал проект мавзолея для членов
королевской семьи в египетском стиле,
проект, предложенный им турецкому султану,
по возведению через пролив Босфор огромного
моста, под которым могли бы проходить
суда.
Леонардо
да Винчи раскрыл противоречивость
человека. Человек -- это великолепное
орудие природы, земной бог, но он и
жесток и часто ничтожен в своих
помыслах и поступках.
Список литературы
1. Брагина Л.М. и др. Культура
Западной Европы в эпоху Возрождения.
Мос. Гор. Архив. 1996. 213с.
2. Горфункель
А.Х. Философия эпохи Возрождения.
М., 1980.
3. Образ человека
в зеркале гуманизма: мыслители
и педагоги эпохи Возрождения
о формировании личности (XIV-XVII вв.)
/ Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева.
М.: Изд-во УРАО, 1999. 245с.
4. Принцип
Леонардо да Винчи //Психология.
2003. № 6. С. 23-26.
5. Сочинения
итальянских гуманистов эпохи.
Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М.
Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.218с.