Психологические идеи Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:44, реферат

Описание

Мировоззрение эпохи Возрождения было гуманистическим - человек центральное звено всей цепи. Сознание было поставлено в зависимость от человека, человек - от природы, природа - от науки. «Знание - сила». Знание-это ядро сознания. Человеческое сознание - это бесценная корона, которой увенчан человек. Бытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в своей действительности прежде всего природа, как объект естествознания и практической деятельности человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Роль и местно Леонардо да Винчи в истории……………………….4-7
Концепция человека Леонардо да Винчи…………………………..8-10
Семь принципов Леонардо да Винчи……………………………...11-12
Заключение…………………………………………………………..13-14
Список литературы……………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Психологические идеи Леонардо да Винчи.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

В теории познания он скорее сенсуалист. И в науке  на первое место он ставит опытный  метод. «Опыт не ошибается», - говорит  Леонардо. Истинная наука та, которую  опыт заставил пройти сквозь чувства. Но он не отрицает и теории, «бесчисленных оснований», которые никогда не были в опыте. И хотя природа, утверждает он, начинается с причин, а кончается опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину. Наука - капитан, практика - солдаты.

Итак, с одной стороны, у Леонардо полная зависимость от природы, подражание природе, с другой - тесно связанное с первым положение о воле и власти человека-творца над природой.

Семь принципов Леонардо да Винчи

Леонардо  да Винчи сформулировал семь принципов.

1 Принцип «Curiosita»

Ненасытно-любознательный подход к жизни и неистребимая жажда учения -- это начало всех начал, первый шаг на пути познания всего  сущего. Потому что желание знать, учиться и расти -- это своего рода импульс для всякого знания, мудрости и новых открытий.

2 Принцип  «Dimostrazione»

Научиться мыслить  самостоятельно и высвободить свой ум из-под гнета заскорузлых ограничений -- а таковыми являются наши привычки и предвзятые мнения. Слово Dimostrazione Леонардо применял именно для того, чтобы подчеркнуть, как важно для каждого из нас учиться самостоятельно, опираясь на свой собственный, практический опыт.

3 Принцип  «Sensazione»

Умение видеть, слышать, чувствовать. А теперь ненадолго  углубитесь в себя и постарайтесь вспомнить, сколько раз на протяжении последнего года вы ощущали себя живыми и настоящими? Возможно, в эти секунды ваши чувства как-то особенно обострились. Третий принцип (Sensazione ) заключается именно в том, чтобы сознательно и систематически утончать, шлифовать и оттачивать пять чувств, что даны нам от природы. Леонардо полагал, что совершенствование нашего сенсорного сознания -- умения видеть, слышать, осязать и обонять, а также чувствовать окружающий мир -- дает нам в руки самый надежный ключ к обогащению всего нашего чувственного опыта.

4 Принцип  «Sfumato»

По мере того, как в вашей душе будет пробуждаться живое, детское любопытство и  неуемная жажда задавать «школьные» вопросы, -- вам все чаще и чаще будет удаваться побеждать неуверенность, сражаясь с вашими злейшими врагами -- замешательством, неопределенностью и внутренней противоречивостью. Принцип номер четыре (Sfumato) послужит вам надежной картой в вашем пути и освоении с неизвестного, поможет подружиться с парадоксом.

5 Принцип  «Arte-Scienza»

Чтобы из неуверенности  и смутной неопределенности родилась гармония и творчество, нужно применить пятый принцип (Arte-Scienza) или то, что мы теперь называем целостным мышлением. Как полагал Леонардо, становление нашей внутренней гармонии не должно ограничиваться одной лишь сферой нашей психики.

6 Принцип  «Corporalita»

Нам нужно  стремиться к гармоничному взаимодействию тела и ума. Этим все сказано.

7 Принцип  «Connessione»

Именно этот принцип связывает все воедино. Это способность:

· выстраивать  пошаговую схему событий

· улавливать тонкие взаимосвязи и глубинное родство между разными вещами и явлениями

Это стремление прояснить, каким образом ваши мечты, ваши цели и ценности, возвышенные  идеалы и мечты могут быть встроены в вашу повседневную жизнь

Заключение

Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера).

Наблюдая  за природой, он стал знатоком в области  ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera - комната, obscurus - темный) - закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О Божественной пропорции, Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику.

Леонардо  выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Леонардо  да Винчи раскрыл противоречивость человека. Человек -- это великолепное орудие природы, земной бог, но он и  жесток и часто ничтожен в своих  помыслах и поступках.

 

Список литературы

1. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мос. Гор. Архив. 1996. 213с.

2. Горфункель  А.Х. Философия эпохи Возрождения.  М., 1980.

3. Образ человека  в зеркале гуманизма: мыслители  и педагоги эпохи Возрождения  о формировании личности (XIV-XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1999. 245с.

4. Принцип  Леонардо да Винчи //Психология. 2003. № 6. С. 23-26.

5. Сочинения  итальянских гуманистов эпохи.  Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М.  Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.218с.




Информация о работе Психологические идеи Леонардо да Винчи