Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:34, курсовая работа
В теории психологических исследований реклама определяется как любая оплаченная форма представления и продвижения товаров, услуг и идей с помощью средств психологического воздействия. Изучая возникновение рекламных традиций, многие на практике пытаются реализовать опыт иностранных компаний. В таком подходе существуют "подводные камни". Историей написано немало страниц, которые складывают традиции национальной рекламы, и забывая о них, специалисты вынуждены затрачивать куда больше усилий по внедрению опыта зарубежных рекламных практиков на отечественный рынок
Качественные методы исследования рекламы.
Фокус-группы :
Рассмотрим существующие на рынке качественные методы тестирования рекламы. Не все из них мы готовы назвать адекватными для решения задачи тестирования вообще и рекламы в частности, однако факт остается фактом: они существуют, занимают значительную долю исследовательского рынка и имеют своих верных поклонников. Посмотрим на их сильные и слабые стороны и применимость в различных ситуациях.
Почему рекламодатель любит фокус-группы, или Чудеса по заказу. В России индустрия маркетинговых исследований находится в стадии формирования. Основными заказчиками фокус-групповых исследований являются сегодня западные фирмы, поставляющие свою продукцию на российский рынок. Однако, по прогнозам экспертов спрос на квалифицированные маркетинговые исследования будет с течением времени быстро расти.
Попробуем обозначить место и роль фокус-групп в процессе исследования рекламы. Метод фокус –групп составляет большую часть предварительных исследований на Российском рынке.Чем же они так привлекают заказчиков, будь то рекламодатели или рекламные агентства? :
По данным американской организации ANA (Association of National Advertisers), примерно две трети исследований США на стадии предварительного тестирования рекламы проводятся методом... фокус-групп :
В теории фокус-группы (ФГ) направлены на изучение того, как организовано сознание потребителей данной конкретной товарной категории и что движет людьми в процессе принятия решения о покупке. Основа любой ФГ — это групповая дискуссия. Кульминацией дискуссии является фокус, т.е. концентрация на какой-либо проблеме или идее. Отсюда и второе, более развернутое название метода: групповые фокусированные интервью.
В зависимости от количества задач исследования таких фокусов может быть несколько на протяжении одной группы. Фокусировка - некая процедура, направленная на развитие дискуссии. Принцип выборочной фокусировки аналогичен телевизионному принципу наезда камеры, когда некая часть телекартинки выхватывается и подается крупным планом, и ее мельчайшие части становятся хорошо видимыми. В ситуации дискуссии фокус позволяет рассмотреть незначительные детали, которые с ходу не всегда заметны, но могут оказаться очень важными при решении наших задач.
Большинство людей не обладают навыками ведения такого рода дискуссий, поэтому для проведения фокус-групп привлекаются психологи высокого класса. Игнорирование этого требования или другие нарушения процедуры ведут к неизбежной профанации данного метода, неизбежной. Тем не менее взгляд на фокус-группы как на простой метод исследования, который можно проводить даже самостоятельно, весьма распространен среди рекламодателей и рекламистов. Встречается и такая крайняя точка зрения, что фокус-группа — это универсальный метод, способный привести к успеху всей рекламной кампании. Попробуем объективно разобраться, что же делает его таким популярным видом исследования у рекламодателей.
Во многом данное заблуждение связано с тем, что фокус-группы — это практически единственный вид исследования, где рекламодатель может вживую наблюдать свою целевую аудиторию, но при этом находясь в полной безопасности: за стеклом. По драматизму и напряженности иные заказчики приравнивают такую встречу с живым потребителем своей продукции к африканскому сафари. Без шуток — авторам этой книги приходилось лично выслушивать такие оценки. Кроме того, это едва ли не единственный метод исследований рекламы, где почти вся процедура наглядна и понятна рекламодателю: он может наблюдать ее в режиме реального времени и даже имеет возможность оперативно вмешиваться в сам ход дискуссий, давая указания модератору. Порой даже создается иллюзия непосредственного включения в ход исследования, но это не так. Ключевой фигурой на фокус-группе остается модератор, поскольку фактически именно он является и сценаристом, и режиссером
Ключевые моменты эффективности рекламы :
1)Планирование фокус-групп. Этапы проведения фокус-групп те же, что и в других видах маркетинговых исследований: определение проблемы, трансляция проблемы в конкретные цели и задачи, требующие решения, формирование выборки, сбор информации, ее анализ и подготовка отчета. В то же время существует ряд специфических моментов, связанных именно с фокус-группами. В первую очередь — подбор модератора. Идеальный модератор фокус-группы, кроме упомянутых ранее профессиональных знаний, должен:
четко представлять проблему, решаемую с помощью фокус-группы, т.е. знать, какого рода информация необходима для дальнейшей работы над рекламным сообщением.
2)Следующим по порядку, но не по значимости, стоит вопрос о составе участников и количестве проводимых фокус-групп.
Он зависит от требований максимальной однородности группы по полу, возрасту, социальному и материальному положению до предложений самого широкого участия всех социальных групп. Основным критерием участия в группе все же должен быть потребительский принцип — либо участники однородны в плане потребления некоего существующего продукта, либо они выражают близкие потребности в новом продукте.
3)Ещё
одна черта фокус-групп — это план
проведения дискуссии (discussion guide). Тщательно
прописанный план должен охватывать все
задачи исследования, определять, как
и когда затрагиваются те или иные темы,
содержать указания на характер информации,
получаемой от участников дискусии (мнения,
оценки, предложения, критику) и т.д.Надо
помнить, что план — не догма, а руководство
к действию. Не всегда буквальное следование
плану обеспечивает успех фокус-групп,
многое здесь зависит от опыта и интуиции
модератора.
Широкому
распространению фокус-групп
1. Внутригрупповое
взаимодействие и групповая
Побуждает участников думать и выражать свои мысли;
заставляет участников смотреть на предмет дискуссии с другой точки зрения;
Большая глубина обсуждения; ;
напоминает о тех вещах, которые могли быть забыты участником;
Помогает
участникам лучше вербализовать свои
мысли и мнения.
2. Фокус-группы
имеют стимулирующий эффект
3. Участники
фокус-групп более
4. Фокус-группы
позволяют собрать больший
5. Стоимость
опроса одного респондента на
фокус-группах в среднем ниже, чем при
персональных глубинных интервью.
Впрочем,
как и у любого другого, у метода есть недостатки.
Интерактивный просмотр не отвечает на
вопрос, почему респондент прореагировал
на рекламу так, а не иначе. Поэтому чаще
всего этот метод применяют в сочетании
с личными интервью до и после просмотра
для получения дополнительной информации
о причинах той или иной реакции респондента.
Глубинное интервью :
Неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы маркетингового исследования, а не заполнение формальной анкеты. Глубинное интервью проводит квалифицированный специалист - психолог, задача которого - понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу.
Глубинное интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером маркетингового исследования. Однако телефонная беседа дает худшие результаты, так как подобным образом трудно вывести человека на откровенный разговор.
Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач маркетингового исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента.
При глубинном интервью возможна как видео-, так и аудиозапись интервью. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью ("транскрипт"). На основе транскрипта пишется аналитический отчет по маркетинговому исследованию. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов.
Метод глубинных интервью в основном применяется для решения тех же исследовательских задач, что и метод фокус-групп:
портрет и поведение потребителей;
изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям;
поиск незанятых ниш и разработка нового продукта;
оценка
соответствия существующего продукта
требованиям рынка; тестирование рекламных
материалов.
Однако
есть несколько специфических
Когда тема сложна для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами).
Когда необходимо провести интервью с конкурентами (они не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий).
Когда тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые не возможно обсуждать в широком кругу (например, опрос людей с различными заболеваниями относительно выбора медицинского учреждения).
Когда респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).
Когда
респондентами являются ответственные
чиновники, очень богатые, и просто
очень занятые, люди. Тема беседы, как
правило, рациональна и связана
с профессиональной деятельностью
респондента или его фирмы.
Информация о работе Психологические методы исследования рекламы