Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:05, курсовая работа
. С помощью специальных упражнений, включающих методы психотренинга и релаксации и с помощью сформированных здоровых привычек, можно более эффективно противостоять таким дезадаптирующим факторам педагогического процесса как эмоциональное напряжение, стресс, эмоциональное выгорание.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в ходе работы также будут решаться следующие задачи:
• Найти необходимую литературу.
• Изучить различные подходы к данной теме.
Введение
Глава 1 Регуляция эмоционального состояния учителя и ее влияние на эффективность педагогического процесса
1.1 Саморегуляция. Методы саморегуляции
1.2 Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Глава 2 Практические советы по саморегуляции
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день
Заключение
Литература
Приложение 1. «Структура теоретической части работы»
Приложение 2. «Связь физического и психологического состояния человека»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Н.Э.БАУМАНА
Межвузовский инженерно-
Кафедра психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием
Курсовая работа
по педагогической психологии
Психологические основы педагогической саморегуляции
Содержание
1.1 Саморегуляция. Методы саморегуляции
1.2 Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Глава 2 Практические советы по саморегуляции
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день
Литература
Приложение 1. «Структура теоретической части работы»
Приложение 2. «Связь физического и психологического состояния человека»
Введение
По данным многих исследований, педагоги являются профессиональной группой, особенно подверженной дезадаптивным тенденциям. Дезадаптации педагога способствует высокий уровень напряженности, сложность интеллектуального труда, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, психоэмоциональное, а также мышечное напряжение. К социальным дезадаптирующим факторам относятся: низкая социальная защищенность и престиж профессии учителя, многофункциональная социально-ответственная деятельность в условиях информационных перегрузок, необходимость профессионального межличностного взаимодействия в конфликтных ситуациях. Исследования, проведенные М.А. Беребиным, показывают, что 73,6% школьных учителей отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере (плохое настроение, раздражительность, обидчивость), испытывают трудности связанные с регуляцией своего эмоционального состояния. 52% учителей наблюдают у себя нарушения памяти и внимания, у 43,5% происходит снижение умственной и физической работоспособности. Наиболее типичны для педагогов нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, сердечно-сосудистые заболевания и аллергические состояния [№1, с. 8].
Все чаще и чаще встречается феномен
психоэмоционального «
Между тем, большинство педагогических учебных заведений занимаются в основном только подготовкой специалистов-предметников, и практически не рассматривают вопросы, посвященные физическому и психологическому здоровью преподавателя, не проводят тренинги по освоению навыков саморегуляции. Вследствие этого, многие учителя, овладев основными сторонами профессиональной деятельности (обучающей, воспитывающей, педагогическим общением), оказываются не в состоянии эффективно противостоять негативным явлениям, сопровождающим педагогический процесс.
В связи с этим, тема курсовой работы была сформулирована следующим образом: психологические основы педагогической саморегуляции.
Основной целью данной работы является рассмотрение подходов, описывающих издержки педагогической деятельности, а также пути и способы их преодоления. Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.
Гипотеза. С помощью специальных
упражнений, включающих методы психотренинга
и релаксации и с помощью сформированных
здоровых привычек, можно более эффективно
противостоять таким
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в ходе работы также будут решаться следующие задачи:
Для проверки гипотезы было необходимо:
Предмет исследования: саморегуляция педагога.
Объект исследования: учителя средних образовательных школ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Объем курсовой работы составляет 34 страницы. Список литературы представлен 12 источниками. Работа сопровождается приложением. Основные моменты работы отражены в электронной презентации.
Глава 1 Регуляция эмоционального состояния учителя и ее влияние на эффективность педагогического процесса
1.1 Саморегуляция. Методы саморегуляции
Овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенным средством
является непрерывное психолого-
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Саморегуляция эмоционального состояния – это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями, поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью.
Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции.
Планирование цели. На его основе формируется весь процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения.
Модель значимых условий. Отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции этот компонент выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять, пополнять новыми данными.
3.Программа исполнительских
действий. Выполняет функцию построения
конкретного алгоритма
4.Оценивание и коррекция
результатов. Выполняет
Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.
Феномен стиля саморегуляции состоит в том, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств.
Индивидуальный стиль – это устойчивое, типичное для человека своеобразие его произвольной активности.
К индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относятся: индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегуляции (планирование, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов); стилевые особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев системы саморегуляции и одновременно являются регуляторно-личностными свойствами (самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность) [№8 с. 106 – 108] .
Управление и коррекция саморегуляции осуществляется разными методам. Рассмотрим некоторые из них.
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г. Н. Сытин в своей книге "Животворящая сила. Помоги себе сам" предлагает метод словесно - образного эмоционально-волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины [№6 с. 65].
Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям: для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений: для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп
Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в них направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность: выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.
Группы встреч. Основная цель – осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.
Гештальт группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются "осознание" и "сосредоточенность на настоящем". Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.
Группы психодрамы. Широко используется ролевая игра, а так же элементы импровизации жизненных ситуаций предназначенные для более полного раскрытия внутреннего мира человека. Педагог, прошедший курс психодрамы, с успехом может использовать соответствующие знания для разнообразных занятий с учащимися на уроках, в повышении воспитательной отдачи.
Информация о работе Психологические основы педагогической саморегуляции