Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:05, курсовая работа
. С помощью специальных упражнений, включающих методы психотренинга и релаксации и с помощью сформированных здоровых привычек, можно более эффективно противостоять таким дезадаптирующим факторам педагогического процесса как эмоциональное напряжение, стресс, эмоциональное выгорание.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в ходе работы также будут решаться следующие задачи:
• Найти необходимую литературу.
• Изучить различные подходы к данной теме.
Введение
Глава 1 Регуляция эмоционального состояния учителя и ее влияние на эффективность педагогического процесса
1.1 Саморегуляция. Методы саморегуляции
1.2 Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Глава 2 Практические советы по саморегуляции
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения
2.2 Практические советы и упражнения на каждый день
Заключение
Литература
Приложение 1. «Структура теоретической части работы»
Приложение 2. «Связь физического и психологического состояния человека»
Группы телесной терапии. В работе групп телесной терапии особое значение придается общению с телом человека, управлению им. Виды телесной терапии являются сильными методами эмоционального высвобождения и эффективных изменений в теле, чувствах личности. Это важно для исследования того, как потребности, желания, чувства кодируются в разрешении конфликтов в этой области.
Группы тренинга умений. Основная цель группы тренинга умений – выработка нужных внешних форм поведения. Полезно использовать при выработке профессиональных коммуникативных умений будущих педагогов.
Профессиональный педагог – единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, нового поколения. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществляя самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин [№8 с. 115 – 117].
Перейдем к рассмотрению издержек педагогической деятельности. Начнем с определения понятия «системы психологических защит», так как именно психологическая защита личности является главной причиной возникновения многих проблем в общении, в том числе и в педагогическом общении.
1.2 Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Главная задача самозащиты – принять собственное «Я» и заставить это сделать других: «я именно такой, каким кажусь себе».
Каждый человек создает в той или иной степени свой образ и тщательно охраняет его от посягательств окружающих и от самого себя (самокритики). Очень часто он защищает то, чего нет, - миф о собственном «Я».
Но какими бы парадоксами не удивляла нас психологическая защита – она есть у каждого. И только в процессе личностного развития человек может постепенно избавиться от нее.
Существуют различные формы психологических защит:
а) рационализация – предвзятое и выгодное для себя толкование фактов;
б) капитуляция – отступление перед трудностями, связанными с реализацией своего «Я»;
в) сверхзащита – оборонительная форма, которая обычно используется в случаях, когда личность не может приспособиться условиям деятельности и требованиям окружающих;
г) агрессия – открытая борьба против окружающей действительности.
Жизненный опыт, потенциальные возможности и воспитание диктуют личности определенную стратегию психологической защиты. Психологи выделяют 3 наиболее распространенные стратегии:
а) компромисс,
б) избегание,
в) агрессия.
Рассмотрим подробнее.
Компромисс. Ведущую роль в этой стратегии защиты субъективной реальности личности играют интеллект и характер. Главная цель – защита чувства собственного достоинства. Ради этого индивид делает различные уступки, жертвует некоторыми своими интересами. Иногда компромисс означает приспособление, стремление подчиниться оппоненту, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты. Компромисс не является идеальной стратегией защиты пригодной в любой ситуации. Педагогу можно порекомендовать использовать компромисс в сочетании с другими стратегиями (их мягкими формами).
Избегание. Данная стратегия не требует больших умственных и эмоциональных затрат. Индивид обычно обходит или покидает зоны конфликта, стремясь оградить свое «Я» от нападений. И хотя избегание достаточно хорошо защищает человека от эмоционального напряжения, эта стратегия мало подходит педагогу из-за специфики его деятельности, связанной, прежде всего, с необходимостью постоянного общения и взаимодействия с классным коллективом и коллективом преподавателей.
Агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Существует множество форм агрессии, перечислим лишь некоторые из них: «экстрапунтивность» - тенденция обвинять во всем других; «поиск мишени» - стремление выместить агрессию на невинном и непричастном субъекте; «праведный гнев» - оправдание своей агрессии возвышенным мотивом; «деликатное хамство» - изощренное, завуалированное оскорбление, рассчитанное на унижение личности и многие другие [№2 с. 23 – 26]. Любые формы агрессии по отношению к своим воспитанникам и коллегам ведут к возрастанию эмоциональной напряженности с обеих сторон и могут вызвать стресс.
В литературу по психологии и медицине слово «стресс» попало полвека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письмо к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».
Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходные начала: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдения ученого. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом [№11].
Ганс Селье выделил три стадии развития стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний.
Стресс – всегда психофизиологическая реакция личности (а не организма, как это представлялось вначале). И ряд воздействий, которые его вызывают, оказался гораздо длиннее, чем полагали первоначально, - не только холод или жара, голод или боль, опасность для жизни или угроза здоровью, но и обида, вина, ревность, стыд.
Три взаимодействующих звена, три системы обнаруживаются в возникновении и течении стресса. Оценка стрессогенного события, в которой «говорят», не редко перебивая друг друга, эмоции и рассудок; физиологические и биохимические реакции на само событие или на его оценку; и, наконец, действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса или имеющие целью избежать его в будущем. Отношение к событию оказывается нередко «ядром» стресса. Не столько важно, какова объективно опасность, главное – как она оценена. Ложный испуг, неправильная интерпретация поступка близкого человека, отсутствие реальной вредности или угрозы точно также вызовут физические и биохимические сдвиги, характерные для стресса, как ирреальные опасности. А если человек «держится» за такие ошибочные оценки, и они повторяются, могут развиться вполне реальные заболевания.
Ошибка вероятна и при оценке своих возможностей. Ощущение стресса усиливается, когда требуемые усилия кажутся чрезмерными, несправедливыми или когда позади опыт неудач или убежденность в своей неудачливости.
Начальная реакция на стресс – оценка – это всегда реакция личности, а не организма. Но даже и реакции второго звена – физиологические и биохимические сдвиги – влияют на дальнейшее течение стресса не только сами по себе, но и через их осознание и оценку личностью; именно в этом звене проявляется единство души и тела.
Третье звено – поведенческие и эмоциональные ответы, действия в ходе преодоления стресса. Названные звенья существуют раздельно лишь в схеме. Реально любое стрессогенное событие мгновенно включает все три названные системы, а каждый последующий миг развития стресса определяется их воздействием. Ведь в оценке события, помимо величины «сиюминутное», мгновенно учитывается и величина предполагаемых усилий по преодолению, и различные другие последствия самого события. Оценка «стоимости» будущего поведения входит в начальную оценку события и соответственно влияет на величину физиологических реакций. Они же, возникнув, в свою очередь влияют на первые два звена. Получается как бы замкнутая многозвенная цель, на которую можно воздействовать через любое звено. На этом утверждении основано использование психологических и телесных методов профилактики и преодоления стрессов. В практической части нашей работы будут предложены некоторые упражнения и рекомендации, направленные на выработку стрессоустойчивости и навыков противостояния стрессовым воздействиям [№2 с. 29 – 31].
С понятием «стресс» тесно связанно понятие «эмоциональное выгорание».
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии недавно. Термин был введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Он определил его как некое расстройство, возникающее у профессионалов, работающих в кризисных центрах психиатрических клиниках. Эта публикация послужила началом серьезного изучения синдрома «эмоционального сгорания» и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.
Термин «эмоциональное выгорание» не является строго научным. Но за ним стоят серьезные психологические и психофизиологические явления, имеющие свои причины, формы проявления и следствия.
Прежде всего, необходимо отметить, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранные психологические воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип поведения, приобретенный в процессе профессиональной педагогической деятельности и который часто является следствием продолжительного стрессового воздействия [№12 с. 57].
Рассмотрим поведенческие проявления, то есть симптомам эмоционального выгорания. Каковы они и как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы важно подчеркнуть очевидную взаимосвязь эмоционального выгорания со стрессом.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую, (то есть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
Фаза «напряжения».
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов;
1. Симптом «переживания
психотравмирующих
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания.
2. Симптом «неудовлетворенности собой».
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, педагог обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, конкретными обязанностями.
3. Симптом «тревоги и депрессии».
Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии.
Учитель осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
1.Симптом «неадекватного
Педагог неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному ученику или коллеге, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Учителю чаше всего кажется, что он поступает допустимым образом. Однако субъект общения (ученик) или сторонний человек (коллега) фиксируют иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.
2. Симптом «эмоционально-
Он как бы углубляет
неадекватную реакцию в отношениях
с воспитанниками. Нередко у профессионала
возникает потребность в
3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
Информация о работе Психологические основы педагогической саморегуляции