Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Важнейшим показателем богатства и процветания человечества является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль учитель. Именно учитель в контакте общей культуры человека может и должен сформировать систему ценностных ориентаций в отношении здоровья так, чтобы мотивация позитивного гигиенического поведения стала неотъемлемой частью поведенческих реакций человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Современная распространенность потребления психоактивных веществ………………………………...............4
Глава 1. Выявление мотивов формирования алкогольной зависимости у подростков……………………………7
Глава 2. Социально-психологические аспекты формирования алкогольной зависимости……...............8
Глава 3. Степени алкоголизации учащихся старших классов......... 13
Глава 4. Психолого-педагогические проблемы профилактики алкогольной зависимости…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………20
Список литературы…………………………………...………………22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Еренковой Л.П .docx

— 160.70 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  учреждения

Восточная экономико-юридическая  гуманитарная академия

(академия  ВЭГУ)

 

 

Специальность 030301    Психология

Специализация -   Клиническая психология

 

 

Еренкова  Лариса Петровна

 

 

Курсовая  работа

Психологические особенности подростков с алкогольной  зависимостью

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013.

 

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………3

Современная распространенность потребления психоактивных веществ………………………………....................................................4

Глава 1. Выявление мотивов формирования алкогольной зависимости у подростков…………………………….........................7

Глава 2. Социально-психологические  аспекты формирования алкогольной  зависимости……..............................................................8

Глава 3. Степени алкоголизации  учащихся старших классов......... 13

Глава 4. Психолого-педагогические проблемы профилактики алкогольной зависимости…………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………20

Список литературы…………………………………...………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Важнейшим показателем богатства  и процветания человечества является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль учитель. Именно учитель в контакте общей культуры человека может и должен сформировать систему ценностных ориентаций в отношении здоровья так, чтобы мотивация позитивного гигиенического поведения стала неотъемлемой частью поведенческих реакций человека. Однако было бы не правильно ограничивать сферу влияния учителя на здоровье школьников только тем, что происходит во время занятий в школе. Настоящего учителя не может не волновать, что делает, как живет, чем увлекается его воспитанник после окончания занятий. Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является  сознательный отказ от алкоголя. Особое значение в наши дни приобретает профилактика алкогольной зависимости. С точки зрения  врачей-наркологов, во многих странах алкоголизм признан социальным бедствием.

В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным  с приобщением подростков к употреблению психоактивных веществ. Значительное внимание привлекают факторы риска, влияющие  на склонность к формированию зависимого поведения. Социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. Подростковый возраст является одним из важнейших этапов социализации. Проблеме развития личности в подростковом возрасте посвящены фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования психологии.

В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим тему алкогольной зависимости у подростков: с чего начинается, как развивается, чем опасен алкоголь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная распространенность потребления  психоактивных веществ

Алкоголизм  – психическое заболевание, включенное в номенклатуру болезней ВОЗ –  в раздел «Токсикомании и наркомании». Таким образом алкоголизм лучше  всего определяется как мания  – маниакальное или безумное влечение к токсину алкоголю (отраве), то есть самоотравлению и самоликвидации.

Алкоголизм  – это социальная болезнь. Болезнь  всех вместе и каждого в отдельности. С социальными и медицинскими последствиями в виде психических  и соматических расстройств. Например, алкогольных психозов – белой  горячки, бреда, алкогольной эпилепсии  с последующей деградацией и  деменцией. Или связанных с алкоголизмом психосоматических болезней : цирроза печени, панкреатита, рака желудка, половой несостоятельности…

Но самым  страшным последствием алкоголизма  является его коварное и прямо-таки изощренное воздействие на наследственность, на потомство ( с рождением психически и физически неполноценных детей).

Алкоголизмом  среди подростков – или, как говорят  специалисты, «ранним пагубным пристрастием к алкоголю» - сегодня никого не увидишь. Но что это – болезнь или  антиобщественная форма поведения? Реакция на нестабильную ситуацию в  семье, протест против существующих норм и правил – или просто стремление к контакту со сверстниками, возможность  отвлечься от неприятных переживаний?..

Обычное алкогольное опьянение у подростков проявляется в большей активности, в подъеме настроения и стремления на улицу – к сверстникам. Серьезных  последствий могло бы и не быть, если бы не подростковое любопытство, которое толкает к новым ощущениям. И если «веселье» продолжается, за последствия ручаться нельзя. Вместо эйфории настроение становится злобно-тоскливым, всплывают в памяти давние обиды, появляется стремление «разрядится» на окружающих – подростки затевают ссоры, драки.

В лучшем случае это закончится защитным рвотным  рефлексом и головной болью, в  худшем – пострадают другие люди или, что бывает реже, возможны попытки  суицида.

В клинические  признаки стадий раннего алкоголизма  входят индивидуальная психическая  зависимость от алкоголя, исчезновение защитного рвотного рефлекса, потеря ситуационного контроля и отсутствие аппетита по утрам. Причем в процессе развития раннего алкоголизма происходит изменение «ассортимента» предпочитаемых спиртных  напитков: переход от пива и вин к водке, добавление к  спиртному транквилизаторов.

Собираясь в компании, такие подростки стремятся  хорошо провести время, повеселиться, отдохнуть. И если одному из них станет нехорошо, появится ощущение галлюцинаций и иллюзий, есть надежда, что произойдет отвращение к алкоголю. Но, как известно, на этот случай у подростков есть свое объяснение – выпил на голодный желудок, с непривычки, смешал водку  с пивом…

Как спасти подростка уже всерьез «увлекшегося»  спиртным? Индивидуальная эмоционально-стрессовая терапия, различные формы «кодирования»  несут определенную психологическую  нагрузку. В основе психотерапии лежит  комплекс запретительных мер, нацеленных на выработку у пациента опасения неминуемых тяжких расстройств здоровья в случае возвращения к спиртному. Но срабатывает этот метод далеко не всегда. Не панацея и групповая психотерапия – если группа собрана из подростков, злоупотребляющих алкоголем и не имеющих искреннего желания отказаться от спиртного, к групповым обсуждениям они, скорее всего, отнесутся безразлично.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Выявление мотивов формирования алкогольной зависимости у подростков.

Большинство ученых отмечают подростковый возраст , как наиболее уязвимый к негативным воздействия внешней среды, подверженный стрессовым и конфликтным ситуациям.

Ранний (или подростковый) алкоголизм, формируется в возрасте от 13 до 18 лет. Проблема психологической зависимости оказалась одной из первоочередных в современном обществе. К сожалению, в последнее время, отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных с каждым годом уменьшается.

Происходящие в подростковом возрасте изменения характеризуются физиологическими, социальными, личностными, когнитивными преобразованиями.

На данном возрастном этапе ярко выраженным становится чувство взрослости. Согласно Стребелевой Е.А., чувство  взрослости подростков проявляется  в стремлении быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных  взглядов и суждений, в подражании внешнему облику и манере поведения  взрослых. И здесь велик риск усвоения деструктивных форм поведения по механизму подражания.

Поводы первого приобщения к  алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости  от возраста. Психологические проблемы формирования личности могут возникнуть в результате кризиса личности и как следствие межличностного конфликта.

Как отмечает Ремшмидт Х., кризисы периода взросления – явление распространенное, но их часто недооценивают, или считают очень опасными. Кризис может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений. Кризисы чреваты возникновением экстремальных ситуаций в том случае, если переживания и действия подростка приводят к искажению отношений с действительностью или делают его опасным для себя самого или для окружающих

Характер отношений со сверстниками и родителями также становится иным. Обостряются проблемы зависимости  – независимости. Круг друзей, в  том числе противоположного пола, расширяется. Нарастает тенденция  к установлению связей вне дома в  референтной группе. Подростки больше времени проводят со сверстниками, чем с семьей .

По мнению Навайтис Г., психологические  трудности подростка могут возникнуть не только в результате физического, полового созревания, но и как следствие  кризиса личности или конфликта  в общении с близким человеком.

Кроме субъективного недоверия  к себе и гипертрофированного  чувства собственной уникальности подросток сталкивается с трудностями  выбора долгосрочных целей, морального самоопределения, построения отношений  со сверстниками, представителями другого  пола, с семьей, с нахождением  своего места в учебных заведениях.

Глава 2.

Социально-психологические  аспекты формирования алкогольной  зависимости.

Изучением проблемы алкоголизма среди  подростков занимались исследователи: Ц.П.Короленко, В.В. Макаров, А.Е. Личко, Г.В. Попов, И.Н. Пятницкая, В.М. Бехтерев, Д.Д. Еникеева, В.Б. Ольшанский, К.И. Дембо, Ю.Е. Рахальский, Б.С. Братусь, М.С. Неймарк и др.

По данным многочисленных опросов, спиртные напитки  в восьмом классе употребляли 75%, в девятом классе – 80%, в десятых- одиннадцатых классах  – 95%  мальчиков. Это не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается  к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет потребность в его дальнейшем употреблении.

Алкоголизм  в подростковой среде  «молодеет». Если в 2010г. начинали употреблять алкоголь подростки , в среднем с 15,5 лет, то в 2012г, -с 9,5-10 лет. 82% молодых людей потребляют алкоголь, 5,4 из них употребляют ежедневно. Необходимо помнить, что у подростков и детей алкоголизм развивается очень быстро. Если у взрослых людей период перехода от простого пьянства до алкоголизма зависит от интенсивности пьянки и составляет 5-10 лет, то хронический алкоголизм в подростковом возрасте происходит в 4-5 раз быстрее. И чем быстрее развивается алкоголизм, тем последствия его становятся необратимее.

Объясняется это тем, что детская мозговая ткань богаче водой и намного меньше в ней содержится белка, чем у взрослого человека. Поэтому в воде алкоголь хорошо растворяется. И всасывается спирт в детском организме намного быстрее, чем у взрослого. Только 7%  алкоголя выводится почками и лёгкими. А оставшиеся 93%, действуют как яд, окисляясь во всём организме. Вот поэтому подростки, которые часто употребляют алкогольные напитки, постоянно находятся в состоянии отравления. Это является высоким показателем смертности среди пьющих подростков.

 На учете в связи со  злоупотреблением спиртных напитков  стоит более 100 тысяч подростков. Только в 2012 году в милицию  были доставлены в не трезвом  состоянии 1,2 миллиона подростков. Также в два раза  возросло  употребление пива подростками.  А употребление пива в большом  количестве – первый шаг к  алкоголизму, ворота, облегчающие вход в мрачное будущее.

   До 13 лет первое знакомство с алкоголем происходит случайно, либо ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте , мотивами первого употребления алкоголя, становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество»,  «гости» и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться  к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».

Алкоголь представляет наиболее широко используемое подростками психоактивное  вещество. В ряде случаев употребления алкоголя сводится к экспериментированию  и ограничивается одним-двумя разами, а в некоторых случаях употребление становится постоянным, формируя зависимое  поведение, и является источником неблагоприятных  последствий. Раннее начало употребления алкоголя оказывает негативное влияние  на критической стадии развития человека, а именно таковой является стадия подросткового возраста.

В целом, мотивы употребления спиртного  подростками  делятся на две группы:

1)желание следовать традициям,  испытать новые ощущения, любопытство  и т.п. формированию этих мотивов  способствуют некоторые свойства  психики несовершеннолетних, пробуждающееся  в них чувство взрослости, желание  быть как все, стремление подражать  старшим и т.п. возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних  жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, лицам более старшего возраста, девушками). Кроме того, определенной части людей свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физическая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязность. Итак, еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростков образуется определенное представление об этом продукте, о его особом, как правильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким оно вам представлялось: «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз спиртного.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью