Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание

Важнейшим показателем богатства и процветания человечества является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль учитель. Именно учитель в контакте общей культуры человека может и должен сформировать систему ценностных ориентаций в отношении здоровья так, чтобы мотивация позитивного гигиенического поведения стала неотъемлемой частью поведенческих реакций человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Современная распространенность потребления психоактивных веществ………………………………...............4
Глава 1. Выявление мотивов формирования алкогольной зависимости у подростков……………………………7
Глава 2. Социально-психологические аспекты формирования алкогольной зависимости……...............8
Глава 3. Степени алкоголизации учащихся старших классов......... 13
Глава 4. Психолого-педагогические проблемы профилактики алкогольной зависимости…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………20
Список литературы…………………………………...………………22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Еренковой Л.П .docx

— 160.70 Кб (Скачать документ)

После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое  время избегают алкоголя. Однако в  возрасте 13-16 лет в связи с какими-либо событиями соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать  новое психологическое содержание.

По сравнению с 2010 г. число страдающих алкоголизмом в подростковой среде  увеличилось в 1,3 раза. Количество подростков,  состоящих на учёте с диагнозом –«алкогольный психоз», в 2011 г. составил 1,2%, а в 2010г. он был 1,1% на сто тысяч подростков. Принимая во внимание, что уровень алкогольных психозов  - своего рода маркер интенсивности злоупотребления в популяции, его даже незначительное увеличение имеет неблагоприятное прогностическое значение для развития ситуации  с пьянством у подростков. И пора осознать всю масштабность алкогольного «убийцы».

Одной из важнейших проблем современной  профилактики алкоголизма, является  отсутствие единого подхода к нормам употребления алкогольных напитков. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ (ПВА) в сфере образования, ориентирует на полный отказ от употребления ПВА, независимо от того, о каких ПВА идёт речь (наркотики, алкоголь).

Исследователями была разработана  программа профилактики алкогольной  зависимости. Для достижения поставленной цели решились следующие задачи:

  1. Раскрытие  понятия профилактики алкогольной зависимости у подростков.
  2. Выявление причин, факторов, способствующих формированию алкогольной зависимости у подростков.
  3. Выявление предрасположенности зависимости.
  4. Разработка основных направлений профилактики алкогольной зависимости у подростков.

Таким образом, исходя из цели и задач, гипотеза исследования состоит в том, что своевременно проведенная диагностика подростков на выявление предрасположенности к алкогольной зависимости, позволит разработать основные направления профилактики и снизить количество  подростков, злоупотребляющих спиртными напитками.

Какова же дальнейшая жизнь таких подростков? Как правило по одному и тому же сценарию: сначала они попрошайничают, затем, после не удачных попыток начинают воровать, после чего попадают в колонии для несовершеннолетних, выйдя из которых пополняют в ряды безработных и бомжей. Возможно, не все пойдут по описанному сценарию.

Результаты  различных опросов  и исследований  показали, что согласно полученным данным, 47,2% учащихся с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день, у 45,4% есть сомнения, что жизнь сложится удачно  и 7,4% опрошенных со страхом и пессимизмом  ждут завтрашнего дня. 

Рисунок 1. Динамика эмоциональной оценки своих жизненных  перспектив старшеклассниками.

 

Глава 3.

Степени алкоголизации  учащихся старших классов.

    Результаты исследований показали, что существуют 7 уровней      вовлеченности подростков в употреблении спиртных напитков.

- Нулевой уровень: характерен для не знакомых с опьянением подростков. Данная группа направлена на полный отказ от употребления спиртных напитков в любых ситуациях.

I уровень – начальный, характерен для подростков, которые однажды или очень редко употребляли спиртное, что сопровождалось неприятными ощущениями как от запаха, вкуса, так и от опьянения, заканчивающегося  явлениями астении. Переносимость очень низкая. На этом уровне меры воспитания  запретительного характера могут прервать и полностью прекратить алкоголизацию.

II уровень -  Эпизодический. Он характеризуется знакомством подростков с различными видами спиртных напитков и изделиями содержащих алкоголь. Небольшое количество спиртного хорошо переносится, вызывая эйфорию, после чего хочется повторить употребление алкоголя. Мотивы бывают разного характера, чаще всего- выглядеть взрослыми, самостоятельными. На этом уровне  воспитательную работу нужно хорошо скоординировать, чтобы приостановить процесс алкоголизации.

III уровень – высокий риск развития алкоголизма. На этом уровне усиливается эйфория. Алкоголь ещё доставляет больше приятных ощущений, чем плохих. Увеличивается число поводов для выпивок, число распития – более 2 раз в месяц, после чего наступает утренняя сомато -психическая  астения. Отношение к алкоголю положительное. Возникают товарищеские отношения среди пьющих людей. Часто на этом фоне возникают эпизодические конфликты, как результат пьянки.  Мотивы употребления: повысить тонус, улучшить настроение, весело провести время и т.д. Участники этого уровня нуждаются в мерах социального контроля, которые ограничивают развитие пьянства. Так же можно прекратить пьянство, путём убеждения и разъяснения о реальной опасности развития алкоголизма.

IVуровень -  выраженная психическая зависимость от алкоголя. Подростки сами становятся  организаторами и инициаторами выпивки.

Отношение к  спиртным напиткам положительное и  употребляются они несколько  раз в неделю. К спиртному влечет не только вечером, но и в течении  всего дня. Опьянение  превращается в желанное психическое состояние, а эйфория от алкоголя становится ярче. Теряется интерес к обучению и повышению профессионального уровня, здоровью и семейным отношениям. Такие подростки (уже больные) начинают оказывать сопротивления тем, кто пытается ограничить их в пьянстве. Но несмотря на это, меры воспитательного и запретительного характера ещё могут подействовать. Становится необходимым медицинское вмешательство. Лечение у нарколога, контроль со стороны семьи и учебного заведения.

V уровень – физическая зависимость от алкоголя. Усиливается психическая зависимость от алкоголя, повышается переносимость спиртного, защитная рвотная реакция на передозировку подавляется. Нарушается память, наблюдается изменение личности алкогольной природы. Основным признаком этого уровня является похмелье или абстинентный синдром. Характерно: плохое настроение, чувство разбитости, тревожности, обидчивости, возникают сильные головные боли, нарушение сна, головокружения, потливость, тошнота и рвота по утрам, дрожание пальцев рук, озноб. У взрослых это длится 2-8 суток, то для подростков это время короче – 24-36 часов. Абстинентный синдром смягчается новой дозой спиртного. Ещё один существенный признак для этого уровня – потеря контроля над количеством выпитого. Первая доза спиртного не вызывает эйфории, а, наоборот – чувство дискомфорта. Больной принимает очередную дозу до сильного опьянения, надеясь что ему будет лучше. Мотивом для этого уровня служит: устранение плохого самочувствия, достижение эйфории, расслабление и повышение жизненного тонуса, весёлое времяпрепровождение. На этой стадии некоторые подростки уже понимают болезненность своего состояния. Они начинают искать помощи, чтобы выйти из этого состояния, то начинают активное сопротивление тем попыткам, которые ограничивают их пьянство. Такие больные нуждаются в продолжительном лечении и постоянном контроле. Запретительные меры и перевоспитание  могут лишь поддержать ремиссию, состояние воздержания от алкоголя.

VI – уровень – конечный уровень распада личности. Характерным для этого уровня является нарастание признаков предыдущего этапа алкоголизации и появление новых симптомов. Снижается переносимость спиртных напитков, происходит развитие запойного пьянства, период, когда спиртные напитки употребляются несколько дней подряд, в течении всего дня. Психическая зависимость от спиртного перекрывается тяжелой физической зависимостью. Эйфории от спиртного не наступает. У таких личностей снижается настроение, они становятся озлобленными, у них возникают страхи и галлюцинации.  Происходит алкогольное поражение внутренних органов. Нарастает изменение личности с постепенным развитием алкогольного слабоумия. На этом уровне больные постоянно ищут помощи, обращаются за лечением, но часто прерывают его, вновь запивая. Они нуждаются в постоянном и длительном лечении, в постоянных мерах запретительного и воспитательного характера.

Согласно  исследованиям отечественных ученых, по выпитым дозам спиртного на момент завершения школы юноши и  девушки находятся практически на одном уровне со взрослыми, что доказывает  об очень высокой степени вовлечённости учащихся  в процесс употребления спиртных напитков.

Анализируя  особенности развития алкоголизма  у несовершеннолетних, следует отметить, что употребление алкоголя характерно в большей степени, характерно для мальчиков. Однако в последние годы возросла вовлеченность в пьянство и девочек.

По данным исследователей В.С. Братузь и П.И. Сидорова выделено несколько типов приобщения  девочек подростков  к алкоголю в зависимости от микросоциального  окружения.

Первый тип. Употребление алкоголя в группе лиц  мужского пола:

  1. Совместная алкоголизация с мальчиками;
  2. Употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины.  В обоих случаях формируется мужской тип алкоголизации, протекающий злокачественно.

Второй тип  имеет два подтипа.  В обоих  случаях алкоголизация поисходит  в кругу лиц женского пола.

Подтип 1. Слабые спиртные напитки употребляются  в кругу сверстниц, в небольших  количествах, ситуационно – на дне  рождения, перед танцами, на девичниках и т.д. Степень опьянения –  легкая. Симптомы заболевания проявляются  медленно, течение болезни – доброкачественное. Больные критически оценивают своё состояние.

Подтип 2. Употребление алкогольных напитков под влиянием пьющих женщин. Характерно: употребление крепкого спиртного в больших, часто в интоксикационных дозах, до выраженных степенях опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки является женщина , больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрытно, запоями, с нарастанием заболевания, что сопровождается нравственным падением.

Третий тип. Одиночное пьянство девочки –  подростка. Наблюдается у людей с психопатическим развитием. Алкоголь употребляется  в большом количестве до тяжелой степени опьянения. Цель: корректировка застенчивости, облегчение контактов, ослабление эмоциональных ситуаций, травмирующих психику. Потребление алкоголя  в одиночку очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Таков не полный анализ причин и условий возникновения  пьянства и развития алкоголизма  у подростков. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.

Психолого – педагогические проблемы профилактики алкогольной  зависимости.

Существует  ряд проблем профилактики алкогольной  зависимости. Центр тяжести проблемы переносится в большей степени  из сферы научных исследований в  сферу образования.

Профилактика  должна состоять из социально биологических  аспектов процесса формирования организма  и личности: факторов определяющих наличие целостного адаптационно-реабилитационного  пространства. Что возможно в трёх направлениях:

  1. Санологическом ( медико-гигиеническом) – лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнидеятельности.
  2. Психовалеологическом – формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление факторов риска, сохранение и увеличение резервов здоровья.
  3. Психолого-педагогическом – решающее проблему с использованием санологического  и валеологиеского подходов адаптации подростков включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию двигательного поведения, наркомании, алкоголизма, формирование готовности  к выбору сферы профессиональной деятельности.

Задачами  профилактики употребления алкогля  является  повышение психолого-валеологической  культуры школьников: - ранняя диагностика психологического и психофизического статуса школьников, которая направлена на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонения в поведении;

- подготовка  практических психологов, медицинских  и социальных педагогов, специализирующихся  на психокоррекции детей группы  риска.

- разработка  системы обучения и воспитания  по развитию психологической  культуры школьников и коррекционных  классов; контроль за проведением  указанных мероприятий со стороны  школьно психолого-педагогического консилиума;

- создание  информационного банка данных  по совершенствованию методики  повышения психологической культуры  школьников.

Все мотивы приобщения к спиртным напиткам ( любопытство, острые ощущения, влияние сверстников, одобрение референтной группы, бегство  от стрессов, бунт против родителей  и общества, стремление к самопознанию мира, самораскрытию, просветлению и  т. д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

Каковы же психические особенности подростков, склонных к акогольной зависимости?  Определяющей является психофизиологическая предрасположенность, которая имеет  разные формы: аномальный онтогенез, нейроэндокринные сдвиги, инфантилизм, психические расстройства, акселерация. Предрасположенность может проявиться при некоторых условиях и факторах. К этим факторам относятся: темперамент, формирование характера, воли, ценности и интересы, познавательная сфера. Эти факторы способствуют становлению личности подростка. В США детские психологи считают, что к каждой врождённой особенности добавляются качества, свойственные всем детям определенного возраста: в 11 лет – ломающийся ребёнок, очень беспокойный; в 12 лет – уравновешенный, ровный; в 13 лет – беспокойный, раздражительный; в 14 лет – завоевательный, энергичный; в 15 лет – невротичный, замкнутый; в 16 лет – контактный, ровный, спокойный. Подростка, употребляющего алкоголь, отличает слабая воля. Их волевые усилия не достигают результата, поэтому они не напрягаются и отдаются течению жизни. Их ценности и интересы бывают примитивными, зачастую, не выходят за пределы физиологического удовлетворения.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью