Психологические особенности профотбора на инженерные специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание

Инженерная психология, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека в системе человек- машина и человек-человек. Инженерная психология начала формироваться во второй половине XX в. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности, сложного многофункционального оборудования и усложнением требований к человеку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА1. ПСИХОЛОГТЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИЙ. 6
1. Профориентация и профпригодность. 6
2. Профконсультирование 11
ГЛАВА2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА НА ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ПОДБОР, АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ. 14
2.1Этапы отбора персонала 16
2.2 Испытание на профпригодность 18
2.3 Социальнопсихологические отношения в трудовом коллективе. Межличностные отношения, общение, взаимопонимание. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА: 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

 

 Зарегистрировано «___»_____20___г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

 

 

                      ФАКУЛЬТЕТ     ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЙ

                                               

                    КАФЕДРА          ПСИХОЛОГИИ

 

 Психологические особенности профотбора на инженерные специальности

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студента (ки)

 

очного отделения 3 курса 190904 группы

 

 

Рябцева Анатолия Андреевича

(Фамилия, имя, отчество)

 

Научный руководитель

к. психол. н., доцент  Виниченко М.А.

(Ученая степень, звание, фамилия,  инициалы)

 

 

 

                                                 БЕЛГОРОД 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

Инженерная психология, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека в системе человек- машина и человек-человек. Инженерная психология начала формироваться во второй половине XX в. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности, сложного многофункционального оборудования и усложнением требований к человеку.

Возникновение инженерной психологии связано с началом механико-индустриального развития общемировой экономики.

 На первом этапе  развития современногообщества важнейшей проблемой была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Возникла специальная ветвь психологии труда – инженерная психология. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов психологического отбора персонала для работы в специфических условиях инженерных специальностей.

Важную область инженерной психологии составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом,социальной изоляцией в условиях механизированного и высокотехнологичного труда, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная инженерная психология разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Инженерная психология накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека специфических условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач инженерной психологии- рациональное реконструирование профессии, выяснение психологически оптимального сочетания специальных операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретного вида трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений инженерной психологии (например, психологии авиационной, космической, и т.д.).

Наряду с экспериментальным  методом большое место инженерной психологии занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной  научно-технической революции инженерная психология призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Инженерная психология имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, организационной и экономической психологией, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.

В связи со всем вышеперечисленным, проблема профотбора на инженерные специальности  становится одной из наиболее важных в своей сфере. В свою очередь инженерная психология дает нам понимание необходимых психологических особенностей профотбора  кандидатов на инженерные специальности, что значительно упрощает и выводит на качественно новый уровень как сам процесс профотбора, так и непосредственно профессионализм самих инженеров.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. Психологтческое изучение инженерных     профессий.

  1. Профориентация и профпригодность.

 

 

Разные виды труда  не легко увидеть и представить  себе не только потому, что они скрыты за закрытыми дверями, но и потому что, что в труде каждого современного профессионала очень велика доля так называемых интеллектуальных компонентов, незримых составляющих. Для того чтобы понять в чем состоит подлинная работа человека нужно подойти к этому вопросу с точки зрения психолога. То есть, задача психолога рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подрастающему поколению исходя из их индивидуальных качеств. Собственно это и является задачами профориентации.

Само возникновение  профессиональной ориентации обычно связывают  с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908г. работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии.

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально  возникшая перед значительными  массами людей проблема свободы  выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого то либо нарушения основных этических норм взаимодействия психолога с клиентами. Хотелось бы коротко перечислить основные этические противоречия профессионального самоопределения:[ 7,8]

Противоречия между  правом человека на самоопределение и, как правило, не готовность к этому, что создает основу для принятия консультантом решение за клиента или манипулирование клиентом.

Противоречие между  интересами личности и интересами общества, которые не всегда совпадают.

Противоречие между  мировоззрением психолога и клиента

Противоречие между  различными этическими системами и уровня овладения ими разными людьми, то есть противоречия между различными этиками, среди которых сложно выбрать единственную правильную.

Профессии это явления  общественные возникающие и сменяющие  друг друга несравненно быстро, в  отличие от особенностей человека которые  обусловлены природой. В тех случаях, когда организм человека его природные  особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления. То есть, помимо природных данных люди пользуются орудиями труда, которые помогают им выполнять ту работу, которую сам человек не смог бы сделать. Например, для работы с невидимыми глазом объектами люди используют увеличительные стекла, лупы, микроскопы, телескопы, телевизионные установки и т.д. Все орудия, средства труда одновременно являются и средствами усиления способностей и возможностей человека, преодоления природных ограничений его деятельности. Однако упомянутые орудия и средства создаются годами, а профессию нужно выбирать сейчас. Поэтому ограничения в выборе профессий существует и их нужно знать.

Средства деятельности могут быть не только внешними, но и внутренними. Так, например, если человек не может выполнить какую-либо работу это не значит, что он не пригоден к этой работе. Если вооружить его советом как это делать, то человек сможет выполнять эту работу. То есть, мнение о личных качествах человека как о чем-то закоренелом не верно.

Рассмотрим еще одну немаловажную особенность свойства «пригодность», которое может, относится  не только к человеку, но и к инструменту, материалу. Например, круглый напильник не пригоден для заточки обычной пилы. Для этого нужен трехгранный. Однако из этого не следует, что круглому напильнику присуще свойство непригодности. Здесь он не пригоден, а в другом незаменим. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента: данный человек и данная специальность. И обозначает это свойство не что иное, как взаимное соответствие. Нет одного из компонентов системы – теряет смысл вопрос о пригодности. Из этого следует, казалось бы, странный вывод: свойство «профпригодность», как бы мы не понимали его по существу, не присуще человеку как таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства. Правда, в нашей речи часто встречаются выражения типа «профпригодность человека», «определить профпригодность» и т.п., но это не более как условность. [3,10]

Итак, из сказанного ясно, что, хотя в нашей речи встречается  выражение «профпригодность человека», на самом деле его надо понимать так: «взаимное соответствие данного  человека в данной области приложения его сил в данное время».

В принципе профессия  как область приложения сил человека может быть «не приспособленной» и в этом смысле не пригодной для  него. Причем взаимная не пригодность  профессии и человека может быть не только за счет технической, предметной, но и за счет социально-организационной стороны труда. Так как человек не может работать «вообще», он всегда оказывается в какой-то обстановке как предметной, так и микросоциальной.

Из сказанного ясно, что  вопрос профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно.

На самом деле большая  или меньшая профессиональная непригодность  создана порой самими людьми, хотя, конечно же, нельзя не учитывать  роль природных предпосылок, таких  как здоровье, свойства нервной системы  и т.д.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности  нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто  ценное, систему.

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность

Существуют разные степени профпригодности:

Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.

Информация о работе Психологические особенности профотбора на инженерные специальности