Психологические особенности самооценки подростков с демонстративным и сенситивным типом акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме подросткового поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты понятия акцентуации характера и подросткового возраста…………………………………………………………..5
1.1. Понятие акцентуаций характера……………………………………….……5
1.2. Подростковый возраст и его особенности ………………………….……..6
1.3. Предпосылки девиации в подростковом возрасте………..………………10

Глава 2. Типы акцентуации и самооценка подростков демонстративным и сенситивным типом характера………………………………………………….14
2.1. Акцентуации характера у подростков………….………………………….14
2.2. Особенности самооценки подростков демонстративным и сенситивным типом характера…………………………………………………………….……22

Глава 3. Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков…………………………….……………30


Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

курсовая про подростков 2.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

 

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретические  аспекты понятия акцентуации  характера и подросткового возраста…………………………………………………………..5

1.1. Понятие акцентуаций  характера……………………………………….……5

1.2. Подростковый возраст  и его особенности ………………………….……..6

1.3. Предпосылки девиации  в подростковом возрасте………..………………10

 

Глава 2. Типы акцентуации  и самооценка подростков демонстративным  и сенситивным типом характера………………………………………………….14

2.1. Акцентуации характера у подростков………….………………………….14

2.2. Особенности самооценки  подростков демонстративным и  сенситивным типом характера…………………………………………………………….……22

 

Глава 3. Акцентуация характера  как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков…………………………….……………30

 

 

Заключение……………………………………………………………………….37

 

Список использованной литературы…………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В периоде становления  характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда 
– “акцентуированная личность”. Личко А.Е. уточнила этот термин, так как личность, по её мнению, понятие сложное, скорее подходящие для психопатий. Она предложила называть это явление акцентуацией характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Но акцентуации – это крайний вариант нормы, а психопатии – патологические аномалии характера. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина — О. В. Кербикова.

Психопатии — это  такие аномалии характера, которые  «определяют весь психический облик  индивидуума, накладывая на весь его  душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде».

При акцентуациях характера  может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера  на протяжении жизни, ни тотальности  его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера.

Особенности характера  при акцентуациях могут проявляться  не постоянно, а лишь в некоторых  ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных  условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”1.

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее  время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме подросткового поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Эпоха перемен, современная  социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные  с коррекцией отклоняющегося, аномального  поведения. Изменения, происходящие в  нашем обществе, практически разрушили  ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Очень часто подростковое поведение значительной массы подростков воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Поэтому проблема изучения акцентуации подросткового характера  отличается особой остротой.

Глава 1. Теоретические  аспекты понятия акцентуации  характера и подросткового возраста

 

1.1. Понятие  акцентуаций характера

 

В период становления  характера, т.е. в подростковом возрасте, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько  ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера»2.

В зависимости от степени  выраженности выделяются две степени  акцентуации характера - явная и скрытая.

Явная акцентуация. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Однако выраженность чepт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

1.2. Подростковый  возраст и его особенности.

 

Подростковый возраст  обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст  полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом  перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и  половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности.

Подростку свойственна  повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в  окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

В результате авторитет  родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков  их семьи, родителей, друзей, любимых  учителей. На этой почве подростки  могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к  воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом "бури и натиска", описал 3 типа развития отрочества:

  • Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".
  • Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
  • Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования  этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина  подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с действительностью3.

Особенности развития подростка  в этом возрасте проявляются в  следующих симптомах:

  • Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.
  • Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
  • Подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым никакой  разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными "взрослыми умениями" - социальная и интеллектуальная взрослость.

Информация о работе Психологические особенности самооценки подростков с демонстративным и сенситивным типом акцентуации характера