Психологические особенности самооценки подростков с демонстративным и сенситивным типом акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме подросткового поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты понятия акцентуации характера и подросткового возраста…………………………………………………………..5
1.1. Понятие акцентуаций характера……………………………………….……5
1.2. Подростковый возраст и его особенности ………………………….……..6
1.3. Предпосылки девиации в подростковом возрасте………..………………10

Глава 2. Типы акцентуации и самооценка подростков демонстративным и сенситивным типом характера………………………………………………….14
2.1. Акцентуации характера у подростков………….………………………….14
2.2. Особенности самооценки подростков демонстративным и сенситивным типом характера…………………………………………………………….……22

Глава 3. Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков…………………………….……………30


Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

курсовая про подростков 2.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Истинные суицидные  действия у эпилептоидных подростков крайне редки. У подростков этого  типа чаще приходится сталкиваться только с демонстративным суицидальным поведением, нередко носящим характер явного суицидального шантажа.

Эпилептоидный тип можно  признать одним из самых трудных  для социальной адаптации. Тяжелые  и выраженные степени психопатий относительно часты, при явных акцентуациях характера подростковый период ознаменован тяжелыми конфликтами, и даже при скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.

ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП.

Главная черта истероидных  подростков - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. И из этой черты вытекает основное проявление девиантного поведения этих подростков - суицидальные демонстрации. Реже встречаются суицидальные покушения в состоянии аффекта.11

Алкоголизация также  может носить чисто демонстративный  характер. Сформировавшийся алкоголизм у истероидных подростков встречается довольно редко.

Делинквентность истероидов проявляется в особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах.. Угроза наказания за совершенные  проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение.

КОНФОРМНЫЙ ТИП.

Особенность этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и  привычному окружению. Девиантного  поведения подростки комформного  типа практически не демонстрируют.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП.

Главная черта неустойчивых подростков - крайнее безволие и  тяга к лёгким удовольствиям. Этим стремлением  детерменировано всё их поведение.

У них нет желания  учиться. В выборе развлечений они  тоже не проявляют характера, плывут по течению. В результате они оказываются в компаниях, сулящих немедленные удовольствия, как правило, асоциальных.

Высокая частота алкоголизации  подростков неустойчивого типа тоже вполне понятна. Вино рассматривается  ими как необходимый атрибут  культа развлечений. В качестве мотива алкоголизации обычно приводится желание испытать веселое настроение. То же можно сказать и о наркотиках.

Неустойчивые подростки  легко идут на кражи, рассматривая их не как противоправный поступок, а  как развлечение и добыча средств  на новые развлечения.

Достаточно характерны для таких подростков побеги из дома. Сначала они бегут от трудностей (учебы, наказаний и т. п.), но потом - на поиски развлечений.

Суицидальное поведение  неустойчивым подросткам не свойственно.

Итак, внешне похожие формы поведения, охарактеризованные нами как девиантные, могут быть обусловлены совершенно разными субъективными мотивами, зависящими от типа акцентуации характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В большинстве случаев  акцентуации характера создают  предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений  поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв  предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного  поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное  или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное  поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Беличева С.А. Основы  превентивной психологии. - М., 2003.

2. Бернс Р. Развитие  Я-концепции и воспитание. - М., 1996.

3. Блюм Г. Психоаналитические  теории личности. - М., 2006.

4. Бэрон Р., Ричардсон  Д. Агрессия. - СПб., 1998.

5. Выготский Л.С. Педология  подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2004. т.5 Трудное детство.

6. Габиани А.А. На  краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 2000.

7. Гилинский Я.И., Смолинский  Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1998. № 5.

8. Голод С.И. Проституция  в контексте изменений половой  морали // Социс. 1998. № 2.

9. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 2001.

10. Еникеева Д.Д. Пограничные  состояния у детей и подростков. - М., 1998.

11. Иванов В.Н. Девиантное  поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 2005. - № 2.

12. Каган В.Е. Тоталитарное  сознание и ребенок: семейное  воспитание// Вопросы психологии. - 1992, № 2.

13. Ковалев А.Г., Мясищев  В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 2002.

14. Ковалев В.В. Психиатрия  детского возраста: Руководство  для врачей. - М., 1999.

15. Кондрашенко В.Т.  Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

16. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 1966

17. Краткий словарь  современных понятий и терминов. - М., 2000.

18. Кречмер Э. Строение  тела и характер. - М., 1995.

19. Крысько В.Г. Социальная  психология. - М., 2001.

 

 

1  Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.29

2  Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.76

3  Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2004, стр.89

4  Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2004, стр.63

5  Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1999, стр.34

6  Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1999, стр.45

7  Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001, стр.65

8  Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001, стр.74

9  Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1998, стр.67

10  Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.95

11  Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.112


Информация о работе Психологические особенности самооценки подростков с демонстративным и сенситивным типом акцентуации характера