Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа
Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме подросткового поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия акцентуации характера и подросткового возраста…………………………………………………………..5
1.1. Понятие акцентуаций характера……………………………………….……5
1.2. Подростковый возраст и его особенности ………………………….……..6
1.3. Предпосылки девиации в подростковом возрасте………..………………10
Глава 2. Типы акцентуации и самооценка подростков демонстративным и сенситивным типом характера………………………………………………….14
2.1. Акцентуации характера у подростков………….………………………….14
2.2. Особенности самооценки подростков демонстративным и сенситивным типом характера…………………………………………………………….……22
Глава 3. Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков…………………………….……………30
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...40
Истинные суицидные действия у эпилептоидных подростков крайне редки. У подростков этого типа чаще приходится сталкиваться только с демонстративным суицидальным поведением, нередко носящим характер явного суицидального шантажа.
Эпилептоидный тип можно признать одним из самых трудных для социальной адаптации. Тяжелые и выраженные степени психопатий относительно часты, при явных акцентуациях характера подростковый период ознаменован тяжелыми конфликтами, и даже при скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП.
Главная черта истероидных подростков - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. И из этой черты вытекает основное проявление девиантного поведения этих подростков - суицидальные демонстрации. Реже встречаются суицидальные покушения в состоянии аффекта.11
Алкоголизация также может носить чисто демонстративный характер. Сформировавшийся алкоголизм у истероидных подростков встречается довольно редко.
Делинквентность истероидов проявляется в особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах.. Угроза наказания за совершенные проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение.
КОНФОРМНЫЙ ТИП.
Особенность этого типа
- постоянная и чрезмерная конформность
к своему непосредственному и
привычному окружению. Девиантного
поведения подростки
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП.
Главная черта неустойчивых подростков - крайнее безволие и тяга к лёгким удовольствиям. Этим стремлением детерменировано всё их поведение.
У них нет желания учиться. В выборе развлечений они тоже не проявляют характера, плывут по течению. В результате они оказываются в компаниях, сулящих немедленные удовольствия, как правило, асоциальных.
Высокая частота алкоголизации подростков неустойчивого типа тоже вполне понятна. Вино рассматривается ими как необходимый атрибут культа развлечений. В качестве мотива алкоголизации обычно приводится желание испытать веселое настроение. То же можно сказать и о наркотиках.
Неустойчивые подростки легко идут на кражи, рассматривая их не как противоправный поступок, а как развлечение и добыча средств на новые развлечения.
Достаточно характерны для таких подростков побеги из дома. Сначала они бегут от трудностей (учебы, наказаний и т. п.), но потом - на поиски развлечений.
Суицидальное поведение неустойчивым подросткам не свойственно.
Итак, внешне похожие формы поведения, охарактеризованные нами как девиантные, могут быть обусловлены совершенно разными субъективными мотивами, зависящими от типа акцентуации характера.
Заключение.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.
Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.
Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.
Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.
Отклоняющееся: агрессивное
или замкнутое поведение
Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.
Список использованной литературы:
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2003.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1996.
3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.
5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2004. т.5 Трудное детство.
6. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 2000.
7. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1998. № 5.
8. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 1998. № 2.
9. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 2001.
10. Еникеева Д.Д. Пограничные
состояния у детей и
11. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 2005. - № 2.
12. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии. - 1992, № 2.
13. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 2002.
14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1999.
15. Кондрашенко В.Т.
Девиантное поведение у
16. Коэн А. Содержание делинквентн
17. Краткий словарь
современных понятий и
18. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1995.
19. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.
1 Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.29
2 Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.76
3 Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2004, стр.89
4 Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 2004, стр.63
5 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1999, стр.34
6 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1999, стр.45
7 Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001, стр.65
8 Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001, стр.74
9 Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1998, стр.67
10 Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.95
11 Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 2006, стр.112