Психологические последствия насилия детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:09, реферат

Описание

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка столь сложна и актуальна, что ее представляется необходимым рассмотреть отдельно. Она имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.
Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.

Работа состоит из  1 файл

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка столь сложна и актуальна.docx

— 28.82 Кб (Скачать документ)

Последствия сексуального насилия  также затрагивают когнитивную  сферу. Это может выражаться в  нарушении концентрации внимания, поскольку  все мысли ребенка заняты травматическим опытом. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность, причем опасность не только внешняя, но и внутренняя, которая состоит  в том, что нежелательные травматические впечатления прорвутся в сознание.

Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого  круг общения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним  из важных психологических последствий  у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.

А. Ровен, Д. Фои, Дж. Гудвин пишут о том, что сексуальное насилие, пережитое в детстве чаще, чем другие травматические ситуации, приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)

Очень важно рассматривать последствия  насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться  по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста ребенка, являются:

- для детей до 3 лет - страхи, спутанность  чувств, в поведении отмечаются  нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими  людьми, сексуальные игры;

- для дошкольников - тревога, боязливость,  спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности,  испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;

- для детей младшего школьного  возраста - амбивалентные чувства  по отношению к взрослым, сложности  в определении семейных ролей,  страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность  от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение  «грязного тела», молчаливость  либо неожиданная разговорчивость,  сексуальные действия с другими  детьми;

- для детей 9-13 лет - то же, что  и для детей младшего школьного  возраста, а также депрессия, чувство  потери ощущений; в поведении  отмечаются изоляция, манипулирование  другими детьми с целью получения  сексуального удовлетворения, противоречивое  поведение;

- для подростков 13-18 лет - отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные  чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Последствия ПТСР оказывают влияние  в целом на психику ребенка, и  эти последствия проявляются  во взрослой жизни в форме психосоматических  заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела (Мэнделл Д., Дамон Л., 1998). Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером. Есть данные, показывающие, что большинство мужчин, совершающих насилие, сами в детстве подвергались сексуальному насилию. Для многих женщин, переживших, характерны повторяющиеся случаи насилия во взрослой жизни (1996).

Особенности проявления ПТСР у детей

Проявления и развитие ПТСР у  детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно при проработке травмы.

Критерий A DSM -IV (Американская психиатрическая  ассоциация, 1994) подразумевает «фактическую или угрожающую смерть или серьезное  повреждение, или угрозу физической целостности по отношению к себе или другим» в дополнение к  опыту «интенсивного страха, беспомощности  иди ужаса» (или нарушенное или  возбужденное поведение детей непосредственно  после травматического события). Это определение травмы исключает  такие события, как, например, развод родителей или запугивание в  школе без реальной угрозы физического  вреда. Однако многие исследователи  считают, что дети, пережившие эти  события, удовлетворяют требованиям  признака.

Навязчивое воспроизведение травматического  случая у детей может иметь  форму повторяющихся игр, в которых  прослеживаются тема или аспекты  травмы (Черепанова Е. М., 1997). Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот  же сюжет игры, не внося туда никаких  изменений, никакого развития. В таких  играх, как правило, отсутствуют  катартические элементы, т. е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что  во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно.

Нарушения в познавательной сфере  у детей порой достигают такой  выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая  это.

Вероятно, у детей имеют место  тревожные мысли неосознаваемого  содержания, вызванные травматическими  переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у  него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т. д.

Потрясшие нашу страну за последние  годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные  конфликты, рост насилия подтверждают, насколько важно оказание своевременной  квалифицированной помощи детям, пережившим травматический опыт. Данные многочисленных, в основном зарубежных, исследований по-казывают, что неразрешенность этого травматического опыта приводит к отсроченным негативным психологическим последствиям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя социально, профессионально и личностно. Однако нельзя не отметить, что в настоящее время в области изучения ПТСР у детей наметились положительные тенденции. Проводятся исследования, публикаются статьи, посвященные данной проблематике.

На основе интервью, составленного в отделении по изучению и предотвращения детского насилия при Бостонском национальном центре ПТСР был разработан и в данный момент проходит апробацию диагностический пакет из полуструктурированного интервью для оценки травматических переживаний детей и родительской анкеты для оценки травматических переживаний детей (1999). При помощи данного пакета обследовано 100 детей - учеников московской школы в возрасте от 7 до 13 лет и их родители. Результаты исследования показывают, что разработанные методики позволяют определить наличие травматического опыта у детей, а также установить интенсивность симптомов ПТСР. Показано также, что хотя родители в основном имеют верное представление о состоянии ребенка, но они стремятся преуменьшить негативные аспекты состояния ребенка, особенно в случаях, если сами родители вовлечены в травматическую ситуацию или являются ее виновниками. Понимание и описание родителями травматической ситуации более адекватно для детей 7-10 лет. В возрастной группе 10-13-летних детей родительские анкеты могут использоваться только в качестве дополнения и уточнения к детским.

В дисгармоничных/неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных семьях. Родители в таких семьях гораздо  реже имеют верное представление  о травматическом опыте своих  детей. Также в дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка.


Информация о работе Психологические последствия насилия детей