Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:09, реферат
Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка столь сложна и актуальна, что ее представляется необходимым рассмотреть отдельно. Она имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.
Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
Последствия сексуального насилия
также затрагивают когнитивную
сферу. Это может выражаться в
нарушении концентрации внимания, поскольку
все мысли ребенка заняты травматическим
опытом. Ребенок пристально следит
за всем, что происходит вокруг него,
словно ему угрожает постоянная опасность,
причем опасность не только внешняя,
но и внутренняя, которая состоит
в том, что нежелательные
Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого круг общения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним из важных психологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.
А. Ровен, Д. Фои, Дж. Гудвин пишут о том, что сексуальное насилие, пережитое в детстве чаще, чем другие травматические ситуации, приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)
Очень важно рассматривать
- для детей до 3 лет - страхи, спутанность
чувств, в поведении отмечаются
нарушения сна, потеря
- для дошкольников - тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
- для детей младшего школьного
возраста - амбивалентные чувства
по отношению к взрослым, сложности
в определении семейных ролей,
страх, чувство стыда,
- для детей 9-13 лет - то же, что
и для детей младшего
- для подростков 13-18 лет - отвращение,
стыд, вина, недоверие, амбивалентные
чувства по отношению к
Последствия ПТСР оказывают влияние
в целом на психику ребенка, и
эти последствия проявляются
во взрослой жизни в форме
Особенности проявления ПТСР у детей
Проявления и развитие ПТСР у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно при проработке травмы.
Критерий A DSM -IV (Американская психиатрическая
ассоциация, 1994) подразумевает «фактическую
или угрожающую смерть или серьезное
повреждение, или угрозу физической
целостности по отношению к себе
или другим» в дополнение к
опыту «интенсивного страха, беспомощности
иди ужаса» (или нарушенное или
возбужденное поведение детей
Навязчивое воспроизведение
У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно.
Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.
Вероятно, у детей имеют место
тревожные мысли
Потрясшие нашу страну за последние
годы катастрофы, стихийные бедствия,
межнациональные и
На основе интервью, составленного в отделении по изучению и предотвращения детского насилия при Бостонском национальном центре ПТСР был разработан и в данный момент проходит апробацию диагностический пакет из полуструктурированного интервью для оценки травматических переживаний детей и родительской анкеты для оценки травматических переживаний детей (1999). При помощи данного пакета обследовано 100 детей - учеников московской школы в возрасте от 7 до 13 лет и их родители. Результаты исследования показывают, что разработанные методики позволяют определить наличие травматического опыта у детей, а также установить интенсивность симптомов ПТСР. Показано также, что хотя родители в основном имеют верное представление о состоянии ребенка, но они стремятся преуменьшить негативные аспекты состояния ребенка, особенно в случаях, если сами родители вовлечены в травматическую ситуацию или являются ее виновниками. Понимание и описание родителями травматической ситуации более адекватно для детей 7-10 лет. В возрастной группе 10-13-летних детей родительские анкеты могут использоваться только в качестве дополнения и уточнения к детским.
В дисгармоничных/неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных семьях. Родители в таких семьях гораздо реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей. Также в дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка.
Информация о работе Психологические последствия насилия детей