Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:09, реферат
Проблема психотравмирующего влияния  насилия на ребенка столь сложна и актуальна, что ее представляется необходимым рассмотреть отдельно. Она имеет не только психологический, но также социальный и юридический  аспекты. Нарушения, возникающие после  насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.
Насилие может вызывать различные  нарушения, такие как нарушения  в познавательной сфере, а также  расстройства аппетита, сна; злоупотребление  наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество  соматических жалоб.
Последствия сексуального насилия 
также затрагивают когнитивную 
сферу. Это может выражаться в 
нарушении концентрации внимания, поскольку 
все мысли ребенка заняты травматическим 
опытом. Ребенок пристально следит 
за всем, что происходит вокруг него, 
словно ему угрожает постоянная опасность, 
причем опасность не только внешняя, 
но и внутренняя, которая состоит 
в том, что нежелательные 
Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого круг общения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним из важных психологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.
А. Ровен, Д. Фои, Дж. Гудвин пишут о том, что сексуальное насилие, пережитое в детстве чаще, чем другие травматические ситуации, приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)
Очень важно рассматривать 
- для детей до 3 лет - страхи, спутанность 
чувств, в поведении отмечаются 
нарушения сна, потеря 
- для дошкольников - тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
- для детей младшего школьного 
возраста - амбивалентные чувства 
по отношению к взрослым, сложности 
в определении семейных ролей, 
страх, чувство стыда, 
- для детей 9-13 лет - то же, что 
и для детей младшего 
- для подростков 13-18 лет - отвращение, 
стыд, вина, недоверие, амбивалентные 
чувства по отношению к 
Последствия ПТСР оказывают влияние 
в целом на психику ребенка, и 
эти последствия проявляются 
во взрослой жизни в форме 
Особенности проявления ПТСР у детей
Проявления и развитие ПТСР у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно при проработке травмы.
Критерий A DSM -IV (Американская психиатрическая 
ассоциация, 1994) подразумевает «фактическую 
или угрожающую смерть или серьезное 
повреждение, или угрозу физической 
целостности по отношению к себе 
или другим» в дополнение к 
опыту «интенсивного страха, беспомощности 
иди ужаса» (или нарушенное или 
возбужденное поведение детей 
Навязчивое воспроизведение 
У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно.
Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.
Вероятно, у детей имеют место 
тревожные мысли 
Потрясшие нашу страну за последние 
годы катастрофы, стихийные бедствия, 
межнациональные и 
На основе интервью, составленного в отделении по изучению и предотвращения детского насилия при Бостонском национальном центре ПТСР был разработан и в данный момент проходит апробацию диагностический пакет из полуструктурированного интервью для оценки травматических переживаний детей и родительской анкеты для оценки травматических переживаний детей (1999). При помощи данного пакета обследовано 100 детей - учеников московской школы в возрасте от 7 до 13 лет и их родители. Результаты исследования показывают, что разработанные методики позволяют определить наличие травматического опыта у детей, а также установить интенсивность симптомов ПТСР. Показано также, что хотя родители в основном имеют верное представление о состоянии ребенка, но они стремятся преуменьшить негативные аспекты состояния ребенка, особенно в случаях, если сами родители вовлечены в травматическую ситуацию или являются ее виновниками. Понимание и описание родителями травматической ситуации более адекватно для детей 7-10 лет. В возрастной группе 10-13-летних детей родительские анкеты могут использоваться только в качестве дополнения и уточнения к детским.
В дисгармоничных/неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных семьях. Родители в таких семьях гораздо реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей. Также в дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка.
Информация о работе Психологические последствия насилия детей