Психологические приемы улучшения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является описание приемов и средств улучшения памяти.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение человеческой памяти, рассмотреть ее механизм;
- описать методики совершенствования и оценки памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава I. Память и ее особенности ……………………………………….5
Глава II. Методы и приемы улучшения памяти человека……………..9
Заключение……………………………………………………………..…12
Список литературы………………………………………………..……..14

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 36.18 Кб (Скачать документ)

Содержание  
 

Введение…………………………………………………………………...3 

Глава I. Память и ее особенности ……………………………………….5 

Глава II. Методы и приемы улучшения памяти человека……………..9 

Заключение……………………………………………………………..…12 

Список  литературы………………………………………………..……..14 

Приложение

 

Введение  

     Память  – один из самых сложных и достаточно изученных процессов фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей  информации. Память-это основа личности. Историки утверждают, что царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали  в лицо и по имени всех своих  солдат, а количество солдат у каждого  превышало 30 000 человек. Академик А.А, Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил пять лет назад всего один раз1. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

     Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

     Актуальность  памяти, ее развития и совершенствования  не проходит со временем, а лишь возрастает. Все большее количество информации наваливается на современного человека, из-за больших объёмов все труднее  становится процесс ее усвоения.

     Поэтому в психологии память рассматривается  как компонент общих и специальных  способностей. При факторном анализе  многочисленных познавательных функций  она выделена, как первичная умственная способность. Память также является необходимым условием накопления фонда  знаний и «интеллектуальных умений».

     Целью данной контрольной работы является описание приемов и средств улучшения  памяти.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать  определение человеческой памяти, рассмотреть ее механизм;

- описать  методики совершенствования и  оценки памяти.

 

Глава I. Память и ее особенности 

     Человек всегда стремился к развитию, к  прогрессу, к новым знаниям, а  память – это абсолютно необходимое  условие для приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и  сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти всегда занимало умы ученых. С.Л. Рубинштейн как-то сказал: « Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее…безвозвратно исчезало бы в прошлом»2.

     Память-это  психическое свойство человека, способность  к накоплению, запоминанию, хранению и воспроизведению опыта и  информации. Другое определение говорит, что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в истории  нашей жизни, его размещение во времени  и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но надо подчеркнуть, что это совокупность процессов  и функций, которые расширяют  познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления  об окружающем мире, которые возникают  у человека3.

     Наиболее  важные неотъемлемые характеристики памяти – это: длительность, быстрота запоминания  и воспроизведения, точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит  то, насколько продуктивна память человека.

     Когда же мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

     Запоминание – это главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность  хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Запоминание – это обычно непроизводный процесс.4

     Сохранение  в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них –  это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй – это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И, наконец, третий этап – это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

     Многое  из того, что воспринимается в жизни  большое количество раз не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. И в тоже время, если ставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но более частных, специальных задач.

     Успех запоминания также зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слов, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается, главным образом, на обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание - неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно5.

     Эффективность извлечения информации тесно связана  с тем, насколько хорошо организован  материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той  структуры, на которой она запоминалась. Идет ли речь о том, чтобы назвать  пятый месяц года, вспомнить, кто  такой Фрейд или что такое  теория относительности, - в каждом из этих случаев приходится обращаться к тому контексту, в который «встроен»  извлекаемый из памяти элемент.

     Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно  осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта  труднее, чем узнавание. Так, человеку легче узнать текст книги при  повторном его чтении (при повторном  восприятии), чем воспроизвести, припомнить его содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

     Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без  промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, таблица умножения). При  опосредованном воспроизведении человек  опирается на промежуточные ассоциации – слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

     Воспроизведение учебного материала может осуществляться после его полного заучивания с целью самоконтроля. Опыт говорит  о том, что заучивание, сопровождаемое многократным воспроизведением эффективнее, чем многократное чтение учебного материала  без самоконтроля6.

     Процессы  памяти тесно связаны с особенностями  личности человека, его эмоциональным настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо. Существенную роль в запоминании может играть общее состояние личности в момент запечатления, а также ее физическое состояние в целом, доказательства этому служит безболезненное нарушение памяти. В таких случаях происходит характерное расстройство памяти, которое в своих особенностях отражает расстройства личности больного. Известный исследователь расстройства памяти Т. Рибо писал по этому поводу, что наше более или менее представление о себе в каждый момент времени поддерживается памятью, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе.

     Следует отметить, что возможности памяти только отчасти отражают врожденные свойства человеческого мозга. В  значительной степени память можно  развить путем систематической  тренировки и об этом свидетельствуют многие приводимые примеры. Несомненное значение, особенно для высших проявлений памяти, имеет и общий уровень эрудиции человека, позволяющий связывать каждый новый факт с имеющимися знаниями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Методы и приемы улучшения памяти человека 

     Существует  множество способов управления и  тренировки памяти. Каждый человек  хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно.  Самое главнее правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать»7. Самая большая ошибка людей состоит, как правило, в том, что они хотят сначала улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого соответственно ничего не выйдет, да и не может. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.

     Существует  так же множество приемов, помогающие в дальнейшем наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию. Вот некоторые из них:

     -Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

     Сравнительно  простые события в жизни, которые  производят особенно сильное впечатление  на человека, могут запомниться сразу  прочно и надолго, и по истечении нескольких/многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода, не может его описать или, например, указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся. 

     -То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы. Поэтому не случайно В.С. Щербаков, теоретик и практик внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства, считал, что первой задачей должно стать воспитание творческого внимания, т.к. творческое внимание – это увлеченность объектом.

     -Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а значит, и настроить на восприятие только потенциально полезной информации. Это дает свои результаты при подготовке к экзаменам. Если ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем, если он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.

     -Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминание лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая внимание.  Это хорошо видно на примере школьников младших классов – ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Но если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.

Информация о работе Психологические приемы улучшения памяти