Психологические приемы улучшения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является описание приемов и средств улучшения памяти.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение человеческой памяти, рассмотреть ее механизм;
- описать методики совершенствования и оценки памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава I. Память и ее особенности ……………………………………….5
Глава II. Методы и приемы улучшения памяти человека……………..9
Заключение……………………………………………………………..…12
Список литературы………………………………………………..……..14

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 36.18 Кб (Скачать документ)

     -Прежде всего, необходимо четкое зрительное впечатление, оно - более прочное. Однако, комплексные впечатления, т.е. впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.  Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

     -Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен, по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить.  Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительной близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее. Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Правильная установка – усвоить материал, а не запомнить его для того, чтобы забыть. Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала.

       Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, где запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.   

     -То, что можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на  слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, такое запоминание является наиболее продуктивным. 

Человек может запомнить фразу, создав для  себя смысловой образ. Например, такая  фраза как: «Третьего дня тут  приземлиться аэроплан». Может быть сказана так: «Позавчера здесь приземлился самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только смысловым, но и логическим запоминанием. Схематически это можно показать так: понимание смысла запомненного → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей → обобщение → запоминание обобщенного материала.8 

Заключение  

     Память  во многом облегчает обучение, поэтому  нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека, то память и  интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов  и в том числе от мышления.

     Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее - в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться  логическая память и скоро достигает  такого уровня, что человек переходит  к преимущественному использованию  этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти.

     С возрастом отношения между памятью  и мышлением меняются. Мышление в  этом возрасте тесно связано с  памятью.

     Воспитанию  положительных свойств памяти в  значительной степени содействует  рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем  месте, планирование, самоконтроль, соединение умственной работы с практической. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

     Будет правильно сказать, что не бывает плохой памяти, за исключением случаев  связанных с патологией. Память можно  улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений.

     Активное  развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда  не будет необходимости носить с  собой записные книжки. 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Веккер Л.М. «Психические процессы»,ВЗТ. – Т. I. –Л., 1974, -С. 72-80;
  2. Голубева Э. А. “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980, - С. 144-148;
  3. Даниел Лапп «Улучшение памяти в любом возрасте», издательство «Мир»,1993, - С. 83;
  4. Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти», Москва,1989, - С. 32-38;
  5. Лядиус А.Р. «Память в процессе развития», Москва,1990, - С. 180-183;
  6. Немов Р.С. «Психология», издательство «Владос», Москва, 1999, - С.107-112;
  7. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»: в 2Т. – Т- I  - М., 1989, - С. 185 – 190;
  8. Хванливин  М.М. «Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии», Москва,1999,-С. 59 – 63.

Информация о работе Психологические приемы улучшения памяти