Психологические технологии общения руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных весьма актуальна для большинства компаний. Характер установившихся взаимоотношений зависит от эффективности управления компанией, стиля руководства, авторитета руководителя, социально-психологического климата в коллективе.
Общение - одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества.
Целью курсовой работы является анализ и исследование психологических технологий общения руководителя. Для раскрытия данной темы, поставленной нами, необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………3 стр.
Психологические технологии общения руководителя……….4 стр.
Глава 1.Понятие психотехнологии общения как системы практических действий…………………………………………4 стр.
Глава 2. Способы психологического воздействия на людей….14 стр
Глава 3. Средства, приемы и методы психического
воздействия……………………………………………………….19 стр
Заключение……………………………………………………….24стр.
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Управленческая психология.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики

(Политехнический техникум)

 

По дисциплине: Управленческая психология.

 

Курсовая работа

 

Тема: Психологические технологии общения руководителя.

 

 

Выполнила: Платонова И.Ю.

Студентка 3 курса 692 группы

Проверил: Левин. Л. И.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 год. 

Содержание.

Введение…………………………………………………………3 стр.

Психологические технологии общения руководителя……….4 стр.

Глава 1.Понятие психотехнологии общения как системы практических действий…………………………………………4 стр.

Глава 2. Способы психологического воздействия на людей….14 стр

Глава 3. Средства, приемы и методы психического

воздействия……………………………………………………….19 стр

Заключение……………………………………………………….24стр.

Список литературы……………………………………………….25стр

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«Управлять поведением работников —
это, прежде всего, управлять своим поведением».

Бальтасар Гласиан

Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных весьма актуальна для большинства компаний. Характер установившихся взаимоотношений зависит от эффективности управления компанией, стиля руководства, авторитета руководителя, социально-психологического климата в коллективе.

Общение - одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества.

   Целью курсовой работы является анализ и исследование психологических технологий общения руководителя. Для раскрытия данной темы, поставленной нами, необходимо решить следующие задачи:

1.      Определить понятие психотехнологии общения как системы практических действий;

2.      Раскрыть способы психологического воздействия на людей;

3.      И узнать какие существуют средства, приемы и методы психического воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические технологии общения руководителя.

Глава 1.Понятие психотехнологии общения как системы практических действий.

Термин «психотехника»  впервые был передоложен в XX веке У.Штерном для обозначения практики управления психическими явлениями и процессами. В последствии Г.Мюнстерберг обнаружил связь психотехники с теоретической психологией.

Психотехнология (греч. psyhe– душа; techne –искусство, мастерство;logos – слово, учение) – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Управление людьми не возможно без общения, поэтому понятие «психотехнологии общения» как науке о практическом использовании психологических механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми.

Объектом психотехнологии является психика человека, которая рассматривается как динамическая система, управляющая взаимодействием человека с окружающей средой. Психотехнология как средство управления психикой человека и социотехнология как средство управления социальной деятельностью человека призваны управлять «человеческим фактором» в социальных организациях. Поэтому психотехнологию и социотехнологию можно рассматривать как две составляющие единого целого – психотехнологии управления, целью, которой является управление «человеческим фактором» в социальных организациях.

Психотехнология управления основана на том, что психическая деятельность в управлении представляет собой систему действий (психотехники), направленных как на самовоздействие руководителя, так и на воздействие с его стороны на психологическую и социальную структуру управляемых (подчиненных).

Психотехника – это система взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, установок, мотиваций, и т.д. у личности, на которую оказывается воздействие. Руководитель оказывает управленческое воздействие на две структуры личности – психологическую и социальную, которые являются относительно самостоятельными. В соответствии с этим можно выделить две группы психотехник: индивидуально-психологические и социально-психологические.

Индивидуально-психологические психотехники.

Индивидуально-психологические психотехники используются в межличностном управленческом общении. Они учитывают следующие факторы:

1.          Индивидуально-психологические способности личности руководителя как субъекта управления. Эти особенности каждый руководитель должен узнать, проанализировать и понять на основе аутопсиходиагностики, психодиагностики, так как эти особенности управляют им. Изменит эти особенности можно путем длительных и упорных тренировок, либо не возможно изменить.

К числу личностных особенностей руководителя, обеспечивающих эффективную деятельность, можно отнести следующие:

- адекватность самооценки;

- спокойное отношение к недостаткам;

- способность быстро принимать неожиданные решения;

- умение рисковать;

- коммуникативные преимущества;

- агрессивность характера;

- интуитивные способности;

- умение работать с людьми;

- страстность;

- устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;

- амбициозность;

- эгоизм.

Проведенный анализ психологических особенностей личности успешного предпринимателя позволяет составить портрет личности:

            Успешный предприниматель обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма.

            Необходимая черта успешного предпринимателя - творческий характер, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных решений и находить выход из ситуации неопределенности.

            Успешный предприниматель обычно отличается высокой, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях.

2.          Психотип личности, на которую оказывает воздействие как на объект управления. Психотип - характеристика человека с точки зрения психологии. Обычно это описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться. Описание особенностей поведения человека с точки зрения трудностей для окружающих, либо возможностей влияния на него.

Существуют такие виды психотипов как:

Астеник - аккуратный в любом деле. Одевается скромно. Речь тихая и невнятная. Часто ведет себя неуверенно. В компаниях инициативу на себя не берет. Не любит спорт. С такими людьми легко общаться. Из них не выйдет директоров компании или государственных деятелей, но они хорошие и исполнительные подчиненные.

Шизоид - Одевается, как душе угодно. Говорит немного. Порой создается ощущение, что они резкие и хладнокровные люди, хотя это и не так  Друзей не много, но их он очень ценит. Это немного скрытные люди. О себе много не рассказывают. Зачастую живут в мире своих фантазий. Любят все необычное. Проявляют интерес к наукам и редким профессиям.

Эпилептоид - Любят одеваться официально. Одежда всегда выглажена. Голос вызывает доверие. Надежные и пунктуальные люди. Легко находят язык общения с незнакомыми людьми. В работе делают все по инструкции. Предпочитаю иметь четко расписанный график работы.

Гиперитм - Одевается модно и современно. Речь выразительная. Активные люди, полные жизни. Не любят долго сидеть на месте. Очень общительны, с хорошим чувством юмора. Любят руководить.

Истероид - Одевается модно, порой необычно. Коммуникабельны. Любят выделяться, манипулировать людьми. Хотят, чтобы ими восхищались. Эгоистичны и высокомерны. Обычно, выбирают такую работу, чтобы постоянно акцентировать на себе внимание.

Руководитель может определить психотип личности на основе метода визуальной диагностики.

3.          Психологический и социальный контакт взаимодействия, который определяется взаимным интересом или его отсутствием как в личностном плане, так и в общественном (деловом) в различных комбинациях (оптимальным вариантом являются личные симпатии общающихся, и их интерес друг к другу в отношении совместной деятельности, обеспечивающей достижение общих целей и задач).

Социальный контакт - процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе.

Выделение из общества окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей.

Самым последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. При этом все внимание обращается на сам предмет обмена.

Психологический контакт - положительная социальная связь, при которой взаимодействие между людьми поддерживается на основе взаимного удовлетворения ими определенных интересов и потребностей. Иными словами, под психологическим контактом мы будем понимать только такие отношения между людьми, которые характеризуются возникновением положительных эмоций, взаимного " тяготения" друг к другу (порой неосознаваемого), тонким и глубоким пониманием друг друга. Базой возникновения психологического контакта является общность интересов и потребностей, а также согласованность во взглядах, убеждениях, мировоззрении, сходство характера, привычек, особенностей эмоционального реагирования и др.

Социально-психологические психотехники.

Социально-психологические психотехники используются в групповом или массовом общении. Они учитывают следующие факторы:

–        индивидуальные способности руководителя;

–        способность руководителя к ролевой самоорганизации в соответствии с ситуацией управленческого общения;

–        особенности группового или массового настроения (положительного или отрицательного в целом);

–        состав психотипов личностей в группе, которые влияют на психологический климат, либо характер межгруппового общения;

–              психологические дистанции общения. Интимная дистанция (до 45 см) – дистанция общения самых близких людей, при котором включены все сенсорные каналы. Иными словами, доступ в эту зону разрешен лишь лицам, с которыми установлен тесный эмоциональный контакт: детям, родителям, супругам и любовникам. Внутри этой зоны можно выделить подзону радиусом в 15 см – сверхинтимную зону, или зону физического контакта. Персональная, или личная, дистанция (от 46 до 120 см) - нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении. Зона неформальных дружеских и официальных контактов. Социальная дистанция (от 1,21 до 3,6 м) – зона общения между чужими людьми; она соблюдается также на официальных приемах в случае различия в социальных статусах. Публичная дистанция (больше 3,6 м) – это зона контакта с аудиторией и большими группами людей.

 

–        тип реагирования в процессе общения, который может зависеть от профессионального состава группы, возраста, этнической принадлежности, национальных обычаев, традиций, общепринятых правил, норм и т.д.

Знания в области психосоциологии управления формируют у руководителей:

            навыки аутопсиходиагностики и визуальной психодиагностики;

            практическое владение социальной технологией ролевого управления в социальных организациях;

            введение психологическими технологиями воздействия на личность и социально-психологическими технологиями воздействия на малые и большие социальные группы.

Система социальных и психологических технологий управления составляет основу профессионально - функциональной роли руководителя. Объединение этой системы с психологическими особенностями руководителя формирует стиль его функционально-ролевой деятельности.

Понятие функционально-ролевой деятельности руководителя основано на новом подходе к психологии и социологии управления, который базируется на ролевой теории личности и позволяет интегрировать психологию и социологию управления в единый предмет – психологию управления. Научными исследованиями в этой области в России занимается Институт психологии личности, в котором разработана концепция комплексной ролевой подготовки менеджеров.

Стиль функционально-ролевой деятельности руководителя – это индивидуальный способ использования психологических и социальных технологий в управлении. Стиль определяет структуру этих технологий, которые характерны только для конкретного человека. Формирование стиля зависит от той ролевой стратегии, которую выбирает для себя руководитель с целью воздействия на социальную организацию (группу) и на отдельных личностей, ее составляющих.

Информация о работе Психологические технологии общения руководителя