Психологические теории конфликта. Эрик Берн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:36, реферат

Описание

Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 году в семье выходцев из Российской империи [1], доктора Давида Гиллеля Бернастайна и литератора Сары Гордон. В Канаде он прожил первые двадцать лет своей жизни.

Содержание

План:
Биография Э. Берна стр. 3
Теория трансакционного анализа и конфликтология: стр. 6
1. Основные положения теории трансакционного анализа стр. 6
2. Поведенческие характеристики основных трансакций стр. 7
3. Трансакционный анализ конфликта стр. 8
Заключение стр. 12
Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат Э. Берн.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

 

КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Реферат

«Психологические теории конфликта. Эрик Берн.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Баныкина С.В.

 

 

Слушатель  1 курса   

Методист-организатор МФ ПСТГУ

                                Власенко Ю.В.

 

 

 

 

Москва 2010


План:

Биография Э. Берна                                                                                      стр. 3

Теория трансакционного анализа и конфликтология:                                 стр. 6

1. Основные положения теории трансакционного анализа                   стр. 6

2. Поведенческие характеристики основных трансакций                    стр. 7

3. Трансакционный анализ конфликта                                                     стр. 8

Заключение                                                                                                     стр. 12

Литература                                                                                                      стр. 13


Биография Э. Берна.

Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 году в семье выходцев из Российской империи [1], доктора Давида Гиллеля Бернастайна и литератора Сары Гордон. В Канаде он прожил  первые двадцать лет своей жизни.

Важнейшее значение для становления личности и профессиональных устремлений будущего психотерапевта имела возможность наблюдать за работой отца — широко практикующего врача. В своих детских играх Эрик воспроизводил его работу, тщательно инсценируя всю процедуру. Причем мальчику приходилось придумывать разнообразные способы воздействия на детей, с которыми он играл, чтобы они согласились на роль пациентов. К этому детскому опыту, безусловно, восходят взгляды Берна на психотерапию и ряд его теоретических концепций.

В 1919 году отец Эрика умер, что было для него, как отмечают все биографы, сильнейшей травмой. Забота о семье — Эрике и его сестре — легла на плечи матери, зарабатывавшей на жизнь литературным и редакторским трудом. Работа матери стала воодушевляющим примером. К одиннадцати годам Эрик написал свои первые литературные опусы. С той поры он продолжает писать всю жизнь. Основными директивами его жизненного сценария стали литературное творчество и помощь людям[2].

В 1935 году Эрик оканчивает медицинский факультет Университета МакГилла, который в свое время окончил и его отец. После этого он сокращает своё имя с Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна и иммигрирует в США, принимая американское гражданство. [3]

В США Берн начал свою карьеру практикующего психиатра, одновременно продолжая обучение, специализируясь в области психоанализа. В 1941 году он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве психиатра. Армейский опыт дал мощный толчок для его развития как психотерапевта, отточив природную наблюдательность и интуицию.

 От армейского психиатра требовалось за минимальное время принимать решение о годности человека для действующей армии. С опорой на постулаты ортодоксального психоанализа сделать это было крайне затруднительно. Это подтолкнуло Берна к критическому переосмыслению многих теоретических принципов, казавшихся ранее незыблемыми.

 Автор начал практиковать лечение пациентов в группе, работая в армейском госпитале во время Второй мировой войны. 

Выпивка была под запретом, и солдаты имели обыкновение закупать огромные количества лосьона для бритья и прятать его в различных местах, чтобы выпить, когда появится возможность. Поэтому нужно было каждое утро проверять кровати: два санитара перетряхивали все матрасы в поисках припрятанного. Таким образом обнаруживались большие залежи бутылок с токсичными жидкостями.

 В отчаянии автор решил собрать пациентов в комнате отдыха, чтобы обсудить с ними фармакологические свойства лосьона для бритья. Пациентам так понравилась встреча, что они предложили проводить ежедневные встречи для продолжения этих дискуссий. Очень скоро групповая терапия получила одобрение военного департамента; таким образом у автора появилась возможность продолжить свою деятельность на официальных основаниях, и с тех пор он регулярно проводил встречи с пациентами.

 После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику[4].

С конца 40-х годов Берн начинает разрабатывать проблему интуиции.

В 50-е годы складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.

 В 1961 году выходит первая книга по трансакционному анализу - «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены основные идеи новой системы, развернутые в последующих трудах, и то, что он подробно разработать не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источником для специалистов.

 В 1963 году выходит «Структура и динамика организации групп», в которой Берн развивает идеи трансакционного анализа в приложении к групповой динамике и развитию организаций.

 В 1964 году выходит книга, сделавшая имя Берна широко известным, — «Игры, в которые играют люди», а в 1966-м — руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

 Последняя книга Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас ее перевод обычно публикуется в паре с «Играми...» под названием-перевертышем «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности — теорию сценарного анализа[5].

В 1970 году Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступа, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, "Секс в человеческой любви" и "Что вы говорите после того, как сказали Привет?", и был очень доволен. Но в июне 1970 года он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть.

Эрик Берн умер 15 июля 1970 года.[6]

 


Вклад трансакционного анализа в конфликтологию.

Один из пациентов Э. Берн – адвокат по специальности – рассказывал ему  историю из своего детства: «Когда мне было восемь лет, я отдыхал на ранчо. В одно утро, одетый в ковбойский костюм, я помогал конюху расседлывать лошадь. Когда мы закончили, конюх поблагодарил меня, сказав «спасибо, ковбой», на что я возразил: «Я не ковбой, я просто маленький мальчик».

Пациент заключил свой рассказ замечанием: «Именно таким я себя и ощущаю. Я в действительности не адвокат, а просто маленький мальчик».

Далее, в ходе терапии, он порой спрашивал Берна: «К кому вы сейчас обращаетесь — к адвокату или к мальчику?»

Эта история и положила начало берновской теории.

 

Основные положения теории трансакционного анализа.

Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».

Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.[7]

Другое определение:

Трансакция – непосредственный акт межличностного взаимодействия.[8]

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Ре.[9]

 

Поведенческие характеристики основных трансакций.

Родитель:

У  каждого человека были родители (или те, кто их заменял),  и  он хранит  в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как  он  их  воспринимал). Эти родительские состояния  «Я»  при  некоторых обстоятельствах  начинают  активизироваться[10].

Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п[11].

Взрослый:

Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации  при  условии, что активизированы соответствующие  состояния  их

«Я». [12]

Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п[13].

Ребёнок:

Любой  человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он  несет  в себе  впечатления  прежних  лет, которые при  определенных  условиях  могут активизироваться.  Можно  сказать,  что  "каждый  таит  в  себе  маленького мальчика или девочку".[14]

Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п[15].

 

Трансакционный анализ конфликта.

Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). 

Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров[16] (схема 2).

Коммуникация также может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», то есть (по терминологии Э. Берна), когда «Ребенок» разговаривает с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым»[17] (схема 1).

 

                     Схема 1. Дополнительные трансакции первого типа

Схема 2. Дополнительная трансакция второго типа

Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.[18]

На схеме 3 и 4 представлены  наиболее  обычные  пересекающиеся  трансакции,   которые вызывают  «наибольшие  трудности  в  процессе  общения,  какой  бы   стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви,  дружбы  или работы».[19]

Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый – Взрослый, например: « «Ты не знаешь, где мои запонки?». Соответствующим трансакции Взрослый – Взрослый может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе».

Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответ будет другим, например: «Вечно я у тебя во всем виновата!» Ответ соответствуют схеме Ребенок – Родитель, и, как видно из схемы 3, векторы трансакций пересекаются.

Схема 3. Пересекающаяся трансакция первого типа

 

На схеме 4 показан случай, пересекающейся трансакции второго типа. «Он представляет собой реакцию контрпереноса, хорошо знакомую психотерапевтам: пациент делает объективное, Взрослое замечание, а врач перекрещивает векторы, отвечая как родитель ребенку. Это пересекающаяся трансакция второго типа. Например, на вопрос: «Не знаешь, где мои запонки?» – может последовать ответ: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок!»[20]

Схема 4. Пересекающаяся трансакция второго типа

 

Э. Берн, взамен психоанализу, проводимому индивидуально на протяжении длительного времени, предложил сеансы групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я. [21]

Цель состоит в том, чтобы научиться выделять состояния «Взрослого» как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, добиваясь общения на уровне «Взрослый — Взрослый». Те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в жизни хорошее социальное положение.[22]

При этом нельзя излишне подавлять «Родителя» и «Ребёнка». Состояния «Родителя» и «Ребенка» включают в себя крайне важные для культурного общения аспекты. Если бы не было твердых жизненных правил, начиная с заповеди «не укради», кончая поведением за столом, человечество, наверное, не могло бы существовать.[23]

Информация о работе Психологические теории конфликта. Эрик Берн