Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени. Структура психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание

В нашей повседневной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек хороший психолог», - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми.

Содержание

I Ведение
II Основные главы
1) Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.
2) Структура психологии как науки.
III Практическая часть. Сопоставление предмета психологии, определяемый как область душевных явлений, и понятие «душа».
IV Заключение
V Список литературы

Работа состоит из  1 файл

План работы.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)


План работы:

I Ведение

II Основные главы

1)            Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.

2)            Структура психологии как науки.

III Практическая часть. Сопоставление предмета психологии, определяемый как область душевных явлений, и понятие «душа».

IV Заключение

V Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Введение

 

В нашей повседневной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек хороший психолог», - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми.

Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Воспользуемся примером, чтобы пояснить это.

Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его идёт быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходят к нему, и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то, в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребёнку средствами для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда задали себе вопросы: что это за силы, которые дают мне силы творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа моего разума, каким законам подчиняется моя внутренняя, душевная, жизнь? Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научится им управлять. При этом, познавая себя, человек будет себя изменять.

II Основные главы

 

1) Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.

 

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний.

Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств.

Переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складывается к середине XVI в.  Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия - развитие производительных сил; в области общественного сознания - важные открытия в области науки [1].

Рене Декарт (1596-1650) - крупнейший мыслитель Нового времени. Психика стала пониматься как внутренний мир человека. Крупнейшим открытием XVII в. относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Описывая механику тела, он первым, не употребляя этого термина, дает схему рефлекса (внешние воздействия на организм - в органах чувств возникает движение "животных духов" - они передаются в мозг, где осознаются как психические процессы - оттуда идут к "мускулам", наполняя их и вызывая двигательный акт). Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения,

во-первых, относились Декартом к чисто телесным, "не просветленным мышлением" и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода);

во-вторых, рассматривались как независимые от души;

в-третьих, лишались отражательной природы и функций (так как они отражают не особенности воздействующих внешних явлений, а "животные духи", протекающие в организме).

Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души является внутреннее сознание.
Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от латинского «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

Дуализм Декарта проявляется как в учении о том, что душа и тело — самостоятельные субстанции, так и в разделении самих душевных актов на две группы, имеющие принципиально различную детерминацию,— деятельные и страдательные. Дуализм — учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой.

В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Ньютона Лейбница, содержащие первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его связи с сознанием.

«Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, – подчеркивал он, — является величайшим источником заблуждений». И при отсутствии сознания непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Лейбниц считает, что душа заключает в себе: «бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение». Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй его осознание, представляющее такой же динамический процесс. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях) - восприятие и оценка людьми различных социальных объектов, событий и других людей. Введенное Лейбницем понятие о малых перцепциях (неосознаваемых восприятиях) позволяло объяснить психическую динамику по типу исчисления бесконечно малых величин [2].

В следующем, XVIII веке на свет появляется эмпиризм, представляющий собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом.

Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций (закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти). Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704). Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимым временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».

В эмпирической концепции Локка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это была психология без души. «Я не стану утруждать себя исследованием, в чем состоит сущность души», — писал Локк. Вся методология исследования сознания строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действий человека в материальном и идеальном мире одинаковы. «Так как материалы в том и другом случае таковы, что не во власти человека их создавать, все, что он может делать — это или соединять их вместе, или сопоставлять их друг с другом, или совершенно отделять их».

 

 

 

 

 

 

2)     Структура психологии как науки.

 

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

        Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы;

        Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Традиционно все разделы психологии подразделяются на две большие группы: фундаментальная и прикладная психология. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (и животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни. Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей (изучается психика и поведение человека в различных видах деятельности).

К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Общая психология – это раздел психологии теоретически и экспериментально изучающий объективные закономерности возникновения, развития и воплощения в реальность психических процессов и явлений [4].

Задачи общей психологии:

1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс).

2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности [3].

В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности:

личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;

личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. Понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;

сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;

личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие, развитие в обществе, где существуют благоприятные и неблагоприятные условия.

Стороны развития психики в неблагоприятных условиях исследует специальная психология. Предметом специальной психологии является изучение процесса психического развития в стеснённых обстоятельствах.
       В качестве отдельных направлений в специальную психологию входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

В задачи специальной психологии входит:
      - изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях и, прежде всего в условиях коррекционного обучения;
      - создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
      - разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
      - психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
      - психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
      - психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;
      - психологическая коррекция дезадаптации.

Информация о работе Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени. Структура психологии как науки