Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа
В нашей повседневной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек хороший психолог», - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми.
I Ведение
II Основные главы
1) Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.
2) Структура психологии как науки.
III Практическая часть. Сопоставление предмета психологии, определяемый как область душевных явлений, и понятие «душа».
IV Заключение
V Список литературы
Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной (совокупность наук о природе), гуманитарной (дисциплина, изучающая человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности) и технической (комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, которой не существует в природе, а которая изготовляется человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества). Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.
III Практическая часть.
Сопоставление предмета психологии, определяемый как область душевных явлений, и понятие «душа».
Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется Понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин означает учение о душе или науку, о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике. Психология возникла на основе многовековых размышлений о душе. Душа, по мысли Декарта, принадлежит только мыслящим существам, то есть людям; животные же – не более чем своеобразные живые машины, действующие на основе принципов механики; животные способны к ощущениям, но не понимают, что они ощущают. Итак, душа была приравненной к сознанию, к тому, что непосредственно осознаёт человек. В этой логике единственным методом исследования души может выступать «взгляд внутрь себя», отслеживание жизни собственных идей, своего внутреннего мира.
Если душа – объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем.
Во-первых, что такое душа? Если это – некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и др., то она не может быть объектом психологии, оказываясь, лишь понятием. «Почему человек мыслит?» - задаемся вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»: а могли бы сказать: «Так захотела природа» или просто: «Так получилось». В этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, но не как объект науки. А существует ли душа как реальность? Если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить её невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. Если вместо «душа» мы будем говорить «психика», то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать её существование как самостоятельной реальности так же сложно.
В человеке живут желания, чувства, эмоции, побуждающие его к деятельности; он может представить себе то, чего никогда не видел; может вспомнить то, что давно уже исчезло из его жизни. Иными словами, есть мир, и есть то, как этот мир живёт в людях – в образах, мыслях, отношениях, то есть мир психических явлений, субъективная реальность. А коль скоро эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как возникает, развивается, умирает, в чём проявляется, что определяет её существование и как это происходит. Субъективная реальность у каждого своя, если же предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, то есть открыть закономерности, которым следует её развитие и существование. Если мы говорим, что «ощущение горького вкуса вызывает неприятное чувство», то мы устанавливаем причинную связь между известным «ощущением» и известным «чувством». В психической жизни мы замечаем известную закономерность, т.е. психические явления следуют друг за другом, повинуясь известным законам, определяя постоянную связь между явлениями [5].
IV Заключение
Своеобразие психологической мысли XVII в. раскрывается в разработке учений:
а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах;
б) о соотношении физического (физиологического) и психического.
Современная психология представляет собой сложную систему направлений, ветвей, разделов, в которых ее многообразные проблемы рассматриваются с разной степенью фундаментальности, на разном уровне обобщения фактического материала, с различными целями.
Многие разделы как фундаментальной, так и прикладной психологии имеют тесные связи с другими науками. Фундаментальная психология наиболее тесно связана с рядом разделов биологии (анатомия, физиология, генетика и др.) и медицины (нейрохирургия, педиатрия, психиатрия и др.). Прикладная психология активно использует научный потенциал тех областей знания, в которых требуются ее методы или рекомендации.
Структура современной психологической науки не остается застывшей, закрытой для дополнения новыми ответвлениями, возникновение которых отвечает новым проблемам, встающим перед обществом. Часто эти новые разделы возникают не только в областях контактов психологии с другими областями знания, но и на стыке различных направлений или ветвей самой психологии.
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает своё понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определённых аспектов того, что понимается под психической реальностью.
V Список литературы
1) Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
2) Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. Учебное пособие. – М., 1996
3) Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2011
4) Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М. Институт практической психологии, 1996.
5) Хрестоматия по курсу введение в психологию. – Ред. – сост. Е.Е. Соколова. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2005.
Дата