Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:55, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать психологические взгляды Леонтьева.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Кратко описать биографию жизни А.Н. Леонтьева.
2. Рассмотреть теорию деятельности А.Н. Леонтьева.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Краткая биография жизни А.Н. Леонтьева……………………………..4
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева…………………………………11
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….20
Психологические
взгляды Леонтьева
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) был одним из крупнейших психологов Советского Союза, обладающим огромным влиянием среди специалистов.
Среди всех известных советских психологов послесталинского периода Леонтьев был одним из наиболее воинственно настроенных в плане идеологии. Множество его публикаций содержит резкую критику взглядов западных психологов, особенно сторонников бихевиоризма, гештальтпсихологии и неофрейдизма.
Он внес огромный вклад в разработку теории деятельности в отечественной психологии, суть которой в следующем: человек не стоит перед миром как реактивный аппарат, он активно строит отношения с ним благодаря разнообразной деятельности, и в его образе мира фактически отражается не мир как таковой, а опыт общения субъекта с миром посредством деятельности. Введение категории деятельность в психологическую науку означало для А.Н.Леонтьева дальнейшую разработку «неклассической» концепции сознания Л.С.Выготского. Деятельностный подход в психологии предполагает совершенно иной взгляд на происхождение образа мира человека, который всегда интересовал психологию как науку.
Цель
данной работы – проанализировать
психологические взгляды
Для реализации цели выделены следующие задачи:
Структура
работы: введение, два параграфа, заключение
и список литературы.
Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 г. в семье служащего, умер 21 января 1979 г.
Научная биография Алексея Николаевича начинается еще в студенческие годы. В 1924 г. он закончил факультет общественных наук Московского университета, который был преобразован из историко-филологического. Своим обращением к психологии он был обязан Г. И. Челпанову, читавшему на отделении философии, где учился Алексей Николаевич, общий курс психологии. Г. И. Челпанов руководил в те годы Институтом психологии при МГУ, где его студенты вели исследовательскую работу и принимали участие в научных обсуждениях. Алексеем Николаевичем были написаны первые научные работы - реферат "Учение Джемса об идеомоторных актах" и работа о Спенсере. По окончании университета Алексей Николаевич стал аспирантом Института психологии. Здесь в 1924 г. и происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией.
Путь А. Н. Леонтьева не был столь стремительным, как взлет Л. С. Выготского, но все же достаточно впечатляющим. Его первая статья, написанная совместно с А. Р. Лурией и отражающая в основном его взгляды, позже развитые в монографии "Природа человеческого конфликта", стала классической: именно здесь впервые появилась известная методика "сопряженных моторных реакций", и именно здесь возникла идея овладения аффектом через речевой выход. А следующее, самостоятельное исследование Алексея Николаевича "Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов", напечатанное в "Русско-немецком медицинском журнале", представляет собой принципиальный шаг вперед: его основная идея заключается в том, что ассоциативные реакции определяются некоторой смысловой целостностью, лежащей "за" ассоциативным рядом, и не представляют собой простой - как мы бы сейчас сказали - "марковской цепи". Это самый первый подход к будущей идее личностного смысла и в то же время-принципиально новая концепция вербальных ассоциаций. В 1930 г. обстоятельства сложились так, что Алексей Николаевич был вынужден уйти как из АКВ, так и из ВГИКа. Примерно в то же время Наркомздрав Украины решил организовать в Украинском психоневрологическом институте, а позже, в 1932 г., во Всеукраинской психоневрологической академии (она помещалась в Харькове, который был тогда столицей республики) сектор психологии. Пост заведующего сектором был предложен А. Р. Лурии, пост заведующего отделом детской и генетической психологии - А. Н. Леонтьеву. Но А. Р. Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел Алексей Николаевич. В Харькове основную группу составили А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и харьковский психолог П. Я. Гальперин. Вскоре на базе кафедры психологии Харьковского педагогического института, возглавлявшейся Алексеем Николаевичем, а также НИИ педагогики, возникла аспирантура. Так родилась харьковская группа психологов, вошедшая в историю советской и мировой психологии. Это произошло в 1931-1932 гг. С самого начала харьковчане сосредоточились на несколько иных проблемах, чем те, которые интересовали Л. С. Выготского в начале 30-х годов. Для них центральной стала проблема "практическая деятельность и сознание". Харьковская группа и стремилась уточнить "действительные связи с миром", понять общение через деятельность. А. Н. Леонтьев, бесспорно, был лидером харьковской группы. Именно ему принадлежит заслуга четкого теоретического осмысления научной концепции харьковчан, ему принадлежит идея психологического действия и психологической операции как единиц деятельности.
Параллельно А. Н. Леонтьев начинает работу по проблеме, которая впоследствии получила название «развитие психики», а именно: исследование экстраполяционных рефлексов у животных. В 1936 г. Алексей Николаевич перестает работать в ВИЭМ'е и осенью того же года возвращается в Институт психологии, где работает до самого перехода на Отделение психологии МГУ. В институте он занимается проблемой фоточувствительности кожи. Параллельно А. Н. Леонтьев преподает во ВГИКе и ГИТИСе. Он сотрудничает с С. М. Эйзенштейном и ведет, в частности, экспериментальное изучение восприятия кинофильмов. В последние предвоенные годы он также был заведующим кафедрой психологии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской.
А. Н. Леонтьев разработал следующие проблемы во второй половине 30-х гг. Их три:
а) филогенетическое развитие психики, и, в частности, генезис чувствительности;
б)
«функциональное развитие»
в) проблема сознания.1
Разработка многих вопросов этих проблем была суммирована в докторской диссертации А. Н. Леонтьева «Развитие психики», защищенной в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1940 г. В диссертацию вошла лишь небольшая доля всего труда. Но полностью этот труд Леонтьева не сохранился. Он содержал в себе много разделов, посвященных в частности памяти, восприятию, эмоциям, воле и произвольности. Там же есть часть под названием «деятельность – действие - операция», где дается вся основная концептуальная система деятельностной психологической теории. Деятельность неотделима от предмета своей потребности, и для овладения этим предметом необходимо ориентироваться на такие его свойства, которые сами по себе витально безразличны, но тесно связаны с другими жизненно значимыми свойствами объектов, т. е. «сигнализируют» о наличии или отсутствии последних. Таким образом, благодаря тому, что деятельность животного приобретает предметный характер, в зачаточном виде возникает специфическая для психики форма отражения - отражение предмета, обладающего, с одной стороны, свойствами, жизненно значимыми, а с другой стороны, свойствами, о них сигнализирующими. Чувствительность (способность к ощущению) А. Н. Леонтьев определяет соответственно как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям, которые соотносятся организмом с другими воздействиями, т. е. которые ориентируют живое существо в предметном содержании его деятельности, выполняя сигнальную функцию. Леонтьев предпринимает исследование, в целях проверки выдвинутой им гипотезы. Сначала в Харькове, а потом и в Москве, с помощью разработанной им методики эксперимента, он воспроизводит в искусственных условиях процесс превращения неощущаемых раздражителей в ощущаемые (процесс возникновения у человека ощущения цвета кожей руки). Подведя итоги своих теоретических и экспериментальных исследований, А. Н. Леонтьев впервые в истории мировой психологии сделал попытку определить объективный критерий элементарной психики, усматривая источники ее происхождения в процессе взаимодействия живого существа с окружающей средой. Анализируя накопленные в зоопсихологии данные и основываясь на собственных исследованиях, Леонтьев разработал новую периодизацию психического развития животных как развития психического отражения действительности, обусловленного изменениями условий существования и характера деятельности животных на разных стадиях филогенеза: стадии сенсорной, перцептивной и интеллектуальной психики». Данное направление работы А. Н. Леонтьева было связано разработкой проблемы деятельности и проблемы сознания.
В начале июля 1941 г., как и многие другие московские ученые, А. Н. Леонтьев вступает в ряды народного ополчения. Но в сентябре Генеральный штаб отзывает его, как и нескольких других ведущих психологов, для выполнения важных оборонных заданий. Перед Леонтьевым встала проблема, – как добиться быстрой адаптации летчиков, поднятых по тревоге, поскольку они не могли эффективно управлять самолетом, и процесс адаптации иногда занимал до 40 минут. В содружестве с К. Кечкеревым проблема была решена, опираясь на открытую С. В. Кравковым связь сильных ночных раздражителей со временем адаптации. Был создан препарат, состоящий из глюкозы и аскорбиновой кислоты, и в итоге нужный уровень адаптации достигался за 5 минут. В октябре 1941 г. А. Н. Леонтьев был утвержден директором Института психологии. Но в декабре Леонтьев вместе с другими психологами, забрав семью, переехал сначала в Ашхабад, а затем, когда МГУ был переведен в Свердловск, в небольшой поселок Кауровку, расположенный на берегу реки Чусовой. Там помещался Эвакуационный госпиталь, научным руководителем которого он был назначен. Начальником медицинской части этого госпиталя был П. Я. Гальперин, там же работал и А. В. Запорожец. В этом госпитале была проведена работа, описанная затем в книге А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца «Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения». Она продолжалась и после возвращения ученого в Москву на кафедре психологии МГУ совместно с Центральным институтом травматологии. По возвращении в Москву в 1943 г. А. Н. Леонтьев становится заведующим лабораторией детской психологии в Институте психологии, вскоре преобразованной в Отдел детской психологии, и одновременно преподает на кафедре психологии МГУ.
В 1947 г. им был опубликован «Очерк развития психики», и хотя это издание было малотиражным, оно вызвало широкий резонанс в среде психологов, так как явилось первой монографической публикацией, обобщавшей идеи деятельностной психологии. Основным оппонентом А. Н. Леонтьева стал С. Л. Рубинштейн. Критика велась по многим направлениям. Критиковалась теория развития психики и периодизация этого развития. Так же существенным пунктом расхождения выступило следующее: нельзя рассматривать самое деятельность как исходное понятие. С. Л. Рубинштейн говорил: «Поскольку деятельность выступает в качестве взаимодействия, взаимосвязи, взаимоотношения между субъектом этой деятельности и окружающим миром, то именно поэтому нельзя объявлять самое деятельность ведущей и определяющей». Противоположна позиция самого С. Л. Рубинштейна: определяющим являются включенные в деятельность материальные «условия жизни, которые через посредство деятельности определяют психику». Этот вопрос возникает в первую очередь «как вопрос о соотношении мотивов и задач, а именно целей и условий, в которых они возникают». Неправильно, по Рубинштейну, «психологизировать деятельность», «определять действие и деятельность психологическими критериями» (соотношение мотива и задачи, или цели). «В действительности - как каждому ясно - действие и деятельность это практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Точнее не скажешь, и эта позиция вполне соответствует идее принципа «психофизического единства», попавшего под «огонь» критики годом раньше, при обсуждении книги самого С. Л. Рубинштейна. Были также по разному расставлены акценты при решении проблемы строения сознания. По Рубинштейну, Леонтьев выводит все из сознания, из психики субъекта — и значения реализуют личностные смыслы, и задачи реализуют мотивы. Точки зрения других участников дискуссии на проблему деятельности были диаметрально противоположными. «Выставляя деятельность, как связывающее звено, вы теряете непосредственную связь между психикой и бытием...» (Н. Швачкин). «Сознание отражает бытие, материю посредством деятельности» (А. Н. Соколов). В заключительном слове А. Н. Леонтьев развернуто отвечал на критические замечания. Он говорил: «Действительно, внешние условия являются тем, что позволяет осуществиться определенным отношениям человека, т. е. деятельности... Как, однако, действуют эти условия?.. Сознание самих этих условий определяется... деятельностью человека... Только нужно при этом... не противопоставлять бытию — деятельность, а бытие не отождествлять с предметными условиями бытия... Сергей Леонидович отвергает это решение. Он говорит: определяют сами условия, хотя и через деятельность. Я понимаю это так: деятельность есть что-то только передающее влияние условий, но не способное изменять это влияние, определять, как именно повлияют данные условия, как они будут отражены, осознаны...». Говоря о мотивах, А. Н. Леонтьев подчеркнул, что это — «продукт развития самой деятельности человека, в ней они формируются». Важно, что все выступавшие, говорили о том, что понятия действия и операции в связи с понятиями мотива и цели, понятия значения и смысла и т. п. были введены именно А. Н. Леонтьевым. Это существенно поскольку, как мы знаем, введение всех этих понятий в 30-х годах самим Леонтьевым не документировано.
При создании АПН РСФСР Алексей Николаевич стал ее членом-корреспондентом, а затем действительным членом. В описываемый период, в начале 50-х годов, он был академиком-секретарем, потом — вице-президентом Академии. Новый взлет творчества А. Н. Леонтьева начинается в середине 50-х годов. В этот период в его работах рассмотрены практически все важные психологические проблемы, и более того, все они были разработаны в рамках единой научной концепции. Наряду с этой работой А.Н. Леонтьев занимается философско-методологической проблематикой, и, начиная с 60-х годов, публикует в журнале «Вопросы философии» 15 статей и других материалов. Первое издание работы «Проблемы развития психики» было опубликовано в 1959 г., а в 1963 г. этот труд был удостоен Ленинской премии. Книга выдержала три переиздания, следует заметить, что между первым и вторым изданиями есть известное различие. К этим же годам относится окончательный переход А. Н. Леонтьева на факультет психологии Московского университета. Впрочем, факультетом он стал только с 1966 г. (раньше это было Отделение психологии философского факультета); с этого времени и до последнего дня своей жизни А. Н. Леонтьев был бессменным деканом и заведующим кафедрой общей психологии.
Понятие деятельности, по А. Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом, то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.